СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по предмету "История изобразительного искусства" по теме: "Импрессионизм как художественное течение в зарубежной живописи""

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка открытого урока по предмету "История изобразительного искусства" в Детской художественной школе.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по предмету "История изобразительного искусства" по теме: "Импрессионизм как художественное течение в зарубежной живописи""»

4

План -конспект открытого урока

Тема: “Импрессионизм как художественное течение

в зарубежной живописи.


Предмет: История изобразительного искусства.

Преподаватель: педагог дополнительного образования Иванова С.Е.


Эпиграф к уроку:

Литературный эпиграф:

“Настоящий художник выражает то,

что думает, не боясь

столкнуться с обычаями века”

(Огюст Роден).


Цели:

Познакомить учащихся с новым направлением в искусстве - импрессионизмом, показать отличие импрессионизма от традиционного искусства, выяснить, как это новое направление в художественно-изобразительном искусстве воплощается в музыке.

Задачи:

Развивать умения сравнивать и сопоставлять; развивать образное, логическое мышление; формировать умение делать художественный анализ произведения.

Способствовать развитию коммуникативных навыков, развитию речи.

Воспитывать чувство прекрасного через работу с репродукциями картин художников.


Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: урок – презентация.

Методы – словесный, наглядный, частично-поисковый.

Форма работы: фронтальная под руководством учителя.


Оборудование урока: Экран, проектор, слайды картин художников.

Материал для учащихся: карточки с картинами художников- импрессионистов


Ход урока:

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с новым направлением в искусстве конца XIX – начала XX века – импрессионизмом. Тема нашего урока: “Импрессионизм как художественное течение в зарубежной живописи ”. (Тема урока записывается в тетрадь)


Учитель читает стихотворение Н.Заболоцкого “Портрет”:

Любите, живопись, поэты, Лишь ей, единственной дано

Души изменчивой приметы переносить на полотно…


Учитель: - Как вы понимаете, что такое живопись?

(живопись – означат писать жизнь, то есть писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность)

Учитель: В Париже весной 1874 года группа художников устроила свою выставку. Среди ее участников были: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Берта Моризо (на доске вывешиваются таблички с фамилиями художников). Эти люди были сложившимися художниками с совершенно четкой художественной программой. Они имели за плечами свыше пятнадцати лет усердной работы, сопровождавшейся поисками новых путей изображения окружающего мира. Жюри Художественного салона постоянно отвергало их произведения, и первая групповая выставка должна была стать вызовом официальному искусству. Осуждение публики не заставило себя ждать. Художников оскорбительно называли пачкунами, шарлатанами, невеждами.

Давайте послушаем, что писала пресса:

1. «… они позволяют себе пренебрегать всеми правилами, делают все шиворот – навыворот, нимало не заботясь ни о здравом смысле, ни о правдоподобии»

2. « От этих картин встали бы на дыбы лошади…»

3. « Люди у них похожи на трупы в морге».

4. «Право же смотреть на подобные вещи вредно».

5. «…Есть в этой группе, как и во всех знаменитых бандах, женщина. Ее зовут Берта Моризо – она сохраняет изящество вопреки разгулу обезумевшего рассудка…»

6. «Вчера арестовали беднягу, который, выйдя с этой выставки, начал кусать прохожих…»

7. «Приглашаем вас присутствовать при выносе, отпевании и погребении господ импрессионистов…».


Давайте рассмотрим картину Ж-Д Давида «Клятва Горациев» (Неоклассицизм) и картину О. Ренура «Качели».


Чем отличаются данные работы художников?


Ответы учащихся: Нет чётких контуров, всё размыто, в картине нет ничего героического, обычный будничный сюжет….

Учитель: Давайте же разберёмся в понятии «Импрессионизм».

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего — 165 работ. Холст Моне — «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872 году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление.


Учитель: Какие же революционные изменения привнесли импрессионисты в живопись? Что они хотели сказать своим современникам? Как их творчество повлияло на дальнейшее развитие искусства?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте для начала совершим воображаемое путешествие в Париж середины шестидесятых годов XIX века и заглянем в кафе Гербуа. Парижские кафе - нечто большее, чем места, где закусывают; это колыбели новой французской культуры. За столиками ведут оживленную беседу, спорят художники, - это будущие импрессионисты. Они бедны, молоды, гениальны и еще не признаны. Здесь можно увиден Эдуара Мане - уважаемого мэтра, идейного вождя всей группы, К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара, Э. Дега. Их объединяет ненависть к официальному искусству и решимость искать правду, не следуя уже проторенному пути.

Импрессионисты вышли на открытый воздух. Художники стали зависеть от погоды, а потому работали быстро: резкими мазками накладывали на холст краски чистых цветов – желтого, зеленого, красного, синего. Положенные рядом, они дают в глазах зрителя, отошедшего от картины на достаточное расстояние, желаемый результат. Метод такой цветовой мозаики получил название оптического смешения цветов. Нанесение на холст красок раздельными мазками позволяло импрессионистам сохранить всю свежесть и яркость натурального цвета. Иногда они смешивали краски с белилами, делая свою цветовую гамму еще более светлой. Импрессионисты ценили очарование неповторимости и красоты каждого момента жизни. Они считали, что любой момент повседневной жизни достоин кисти художника, и рисовали балерин за кулисами, прачек, посетителей в кафе.

Все эти приемы стали новым словом в искусстве живописи.

Итак: (показывая приготовленные таблички с именами импрессионистов) – Клод Моне. Эдуард Мане, Эдгар Дега, Камилл Писсарро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог. Проверьте запись в рабочем листке, поставьте ударение.

Рассмотрим картины художников.

Просмотр слайдов картин художников- импрессионистов.

А какие слова вы найдете для выражения вашего ощущения от просмотра этих репродукций?

Чтение стихотворения О. Мандельштама «Импрессионизм»

Художник нам изобразил

Глубокий обморок сирени

И красок звучные ступени

На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту -

Его запекшееся лето

Лиловым мозгом разогрето,

Расширенное в духоту.

А тень-то, тень все лиловей,

Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, -

Ты скажешь: повара на кухне

Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,

Недомалёваны вуали,

И в этом солнечном развале

Уже хозяйничает шмель.

Учитель. Рассмотрим картину К.Писсарро “Бульвар Монмартр”(1897 г.)

Учащиеся проводят художественный анализ картины К.Писсарро “Бульвар Монмартр”:


Писсарро изображает излюбленное место парижан – бульвар Монмартр. Влажный воздух обволакивает дома, деревья, людей, движущиеся экипажи, силуэты которых едва намечены тонкой кистью художника. Солнечные лучи пробиваются сквозь облака, сизые прозрачные тени играют на стенах здания. Голубизна неба отражается в лаковых верхах экипажей и в розово-серых бликах листвы. Художник выбрал необычную точку зрения. Взгляд сверху дает возможность показать многоликую толпу, движение.

Мы ощущаем любовь художника к этим бульварам, улицам, людям. Он часто обращался к жанру городского пейзажа, ибо город для художника - это не просто место проживания человека, - это часть его жизни.


Камилл Писсарро. «Оперный проезд в Париже».

Дождь, зонтики, вереница экипажей, мокрая мостовая, вот и все, что изображено на этом полотне. Но как все написано!

Поистине какое-то колдовство красок, и кажется, что сам воздух светится и мерцает мириадами дождевых капель.

В этом серебристом тумане тает глубина улицы, а за ней – невидимый, огромный Париж.

Мокрая серая каменная парижская мостовая отсвечивает множеством самых различных полутонов – желтых, розовых, зеленоватых.

Скажите, есть ли, на ваш взгляд, в этих картинах ощущение «конца света»? (Нет)


Учащимся раздаются карточки с картинами художников – импрессионистов. Задание: отразить свои впечатления от картины.


Оценивание ответов учащихся.


Учитель: Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого импрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения.

Как и искусство ренессанса (Возрождение), импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Вместе с тем ренессансное виденье взрывается доказанной субъективностью и относительностью человеческого восприятия, которое делает цвет и форму автономными составляющими образа. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено.

Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая социальные проблемы, в том числе такие как голод, болезни, смерть. Это привело позже к расколу среди самих импрессионистов.

Преимущества импрессионизма:

К преимуществам импрессионизма как течения относится демократизм. По инерции, искусство и в XIX веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. Именно они выступали главными заказчиками на росписи, монументы, именно они — главные покупатели картин и скульптур. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных неурядиц осуждались, не одобрялись, не покупались. Критика кощунственной морали общества в картинах Теодора Жерико, Франсуа Милле находила отзыв лишь у сторонников художников и немногих знатоков.

Импрессионисты в этом вопросе занимали достаточно компромиссные, промежуточные позиции. Были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму. С другой стороны они пылко желали признания, уважения, даже наград. Показательной является деятельность Эдуара Мане, который годами добивался признания и наград от официального Салона и его администрации.

Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской.


Техника:

Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий — разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой:

Голубой — Оранжевый

Красный — Зелёный

Жёлтый — Фиолетовый

Таким образом стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом отказа от чёрного.

Затем импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэр, где удобней схватить мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала.

Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания поскольку быстро сереют, это позволило им создавать картины не с «внутренним», а «внешним» светом, отражающимся от поверхности.

Импрессионисты отважились применить новую технику, которая отвечала их запросам. Если Тернер пользовался несмешанными красками, чтобы его картины сияли, то импрессионисты просто выдавливали краски из тюбика. Они не старались растушевать мазки. Увидев сияние луча, они успевали поймать его быстрым “пятном” цвета. В результате картины часто выглядят незавершёнными – словно полотно покрыли заплатами. Импрессионисты отдавали себе в этом отчёт. Они стремились воссоздать переживание сцены, как если бы холст был чувством или идеей в краске.

Изобретение в 1841 году тюбиков с краской полностью изменило сам способ живописи. Теперь художники получили возможность смешивать краски вне мастерской, на пленэре. Тюбики были практичны, их можно было взять с собой. Импрессионистам, с их готовыми красками, было гораздо легче поспевать за переменчивой природой.

Технические отличия способствовали достижению иных целей, прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток, наивысшим воплощением стали циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона».


Живописцем счастья называют Огюста Ренуара. (Это выражение Анатолия Луначарского)

Я всегда старался писать людей, точно прекрасные плоды… (О. Ренуар)

Я знаю, что живопись… может быть большой живописью, оставаясь радостной. (О. Ренуар)

Родился в семье бедного портного, и у него не было возможности получить хорошее образование. Тем не менее, этот неуклюжий рыжеволосый мальчик не сдавался. Он улыбался, мечтал и рисовал. Правда, был момент, когда к отцу пришел регент церкви, где Огюст пел в хоре, и настоятельно просил отца отдать сына учиться музыке (Это был будущий знаменитый композитор Шарль Гуно).

Отец же, беспокоясь о судьбе сына, отдал его работать на фарфоровую фабрику разрисовывать посуду, статуэтки…, это надежнее.

Работники фабрики сразу заметили необычную радостность в раскрасках Ренуара и называли его в шутку вторым Рубенсом

Все заработанные деньги Ренуар вкладывал в свое образование, учился в мастерских художников – академистов правильному рисунку, правильному наложению красок на холст.

Его приветливость нравилась друзьям – художникам-импрессионистам, с которыми он встречался в кафе «Гербуа», и они охотно приглашали его писать на пленэре (словарь), т.е. на воздухе.

Зрительный ряд . «Купание на Сене. (Лягушатник)»



На берегах Сены всегда было многолюдно. Плескались в купальнях женщины, дети, в плавучем ресторанчике можно было перекусить…

А что такое счастье? (Обратиться к учащимся).

Когда человек бывает счастливым?


Итог урока. Выводы. Рефлексия.

• Каким было искусство импрессионистов?

Его можно назвать жизнерадостным и светлым, ибо оно, как правило, не отражало мрачных сторон жизни. Импрессионисты хотели открыть своим современникам глаза на красоту окружающего мира и повседневной жизни. И, тем не менее, для современников революционность их искусства была очевидна.

• Какие же революционные изменения принесли импрессионисты в живопись?

Они смело порвали с традицией, восстали против общепринятых канонов, проявили интерес к современному миру, человеку. Ввели они в искусство и новые темы современного города, нового героя - представителя средних классов.


Учитель: Черты импрессионизма.

Мгновенность.

Сочность и яркость красок.

Чистота тона.

Цветные рефлексы.

Динамизм стремительных мазков.

Свето-теневые эффекты.

Впечатления.

Поиск прекрасного в обыденном и современном.


Импрессионисты открыли такую сторону мира, которую них не замечали художники. Если предшественники импрессионистов воспроизводили предметы, тела, объемы как нечто постоянное и устойчивое, то импрессионисты обратили внимание на изменчивость солнечного света, красочный покров предметов, мерцание воздушной среды. Они довели до совершенства искусство закрепления мимолетного, изобретя новую живописную технику. Из уроков прошлого и настоящего они извлекли новые концепции и создали свое искусство.

Импрессионизм - это целая эпоха во французском искусстве второй половины XIX века. Появившись вначале в живописи, поэзии, он позднее распространился на скульптуру, музыку, литературу, театр. Творчество импрессионистов нашло отклик в живописи постимпрессионистов, фовистов. Эхо импрессионизма пронеслось по всем странам Европы вплоть до России.

XX век сделал славу импрессионистов всемирной. Их картины стали гордостью собраний музеев мира, где они оказались доступными восхищенному взору миллионов людей.

Закончите фразу: импрессионизм – это …

(впечатление, изменение, свет и цвет, мгновенность, отсутствие предварительного рисунка, изображение природы, человека без проблем).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!