Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Лихославльская детская школа искусств»
План-конспект открытого урока
по станковой композиции 1 класса
Разработала:
преподаватель художественного отделения
Головина Любовь Юрьевна
г. Лихославль
2018 г
План-конспект открытого урока по станковой композиции 1 класс
Тема урока: Силуэт как средство художественного выражения.
Цели и задачи урока:
образовательная: познакомить учащихся с понятием «силуэт» и историей его возникновения; с особенностями силуэтного рисунка; закрепить полученную на уроке информацию в практической части занятия;
развивающая: развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать аккуратность, графическую пластичность;
воспитательная: формировать умение трудиться и творить;
приобщение учащихся к эстетической культуре; внимательность к произведениям графики.
Тип урока: беседа-просмотр мультимедийной презентации, практическое занятие.
Формы организации работы: ознакомление, определение (силуэт), самостоятельная работа.
Методы и приемы: беседа, устный опрос, визуальный ряд, практический метод (через художественное задание), словарная работа
Визуальный ряд: презентация, личный показ преподавателя
Оформление кабинета: на доске написана тема урока, новое слово.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
Материалы для самостоятельной работы учащихся: гуашь, шаблоны силуэтов, кисточки, баночка с водой.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты).
2. Вступительное слово учителя. Здравствуйте ребята! Сегодня мы будем выполнять силуэтную композицию. Что же такое силуэт? Какие его особенности? А чем силуэт отличается от обычного рисунка? Попробуем ответить на эти вопросы. Посмотрите на экран. Как вы думаете, к какому виду изобразительного искусства относится это изображение? (Ответы учащихся) Правильно, силуэт – это графическое изображение. Силуэт – это плоскостное однотонное изображение в виде пятна.
Вот ещё одно необычное пятно. Перед вами рисунок известного французского писателя А. Сент-Экзюпери, автора знаменитой повести-сказки «Маленький принц». Писатель нарисовал этот рисунок, когда ему было 6 лет.
«Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок №1. Вот что я нарисовал» :
«Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
— Разве шляпа страшная? — возразили мне».
В игровой форме каждый из учеников должен ответить на вопрос: “Что здесь изображено?” В процессе показа выдвигается множество версий (Ответы учащихся). Затем, к удивлению детей, они видят второй рисунок писателя:
«А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Это мой рисунок N 2».
Силуэт – это изображение в виде пятна. В таком рисунке невозможно показать черты лица человека или животного. Все детали находятся внутри, за пятном, спрятаны пятном. Зато важны внешние очертания фигуры. Они должны быть выразительными и узнаваемыми.
Первые силуэты появились с пещерным человеком: выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе (Демонстрация первобытных рисунков. Дети узнают и называют животных).
Также силуэтные изображения использовались и на вазах в Древней Греции. (Демонстрация вазописи). Красно- и чернофигурные греческие вазы были украшены изображением фигур атлетов, богов и героев.
Само слово «силуэт» появилось и начало свое существование с 18 века во Франции. В то время министром финансов был Эжен де Силуэт. Он вел жесткую политику налогов, и в стране его не любили и боялись. Поэтому вскоре во французской газете появилась критикующая статья и карикатура без подписи, на которой черным силуэтом был изображен профиль мужчины с очень характерными очертаниями, похожими на министра. Горожане, покупавшие газету, спрашивали – вы видели Силуэта? Да это же Силуэт! Так и появилось название этого искусства.
Силуэт похож на тень, которую отбрасывают предметы, фигуры.
Язык силуэта контрастен, в основном, это отношение чёрного и белого:
3. Практическое задание. Следующий этап занятия - выполнение практического задания. Наш силуэт будет черным на цветном фоне. Мы сегодня изображаем Африку, закат и животных: слона, жирафа, зебру. Возьмем низкую линию горизонта, чтобы больше оставить места для неба и силуэтов животных, птиц и деревьев. Линию горизонта проведем карандашом. Начнем с фона и с неба. Небо у нас будет цветным. Вспоминаем прием цветовой растяжки. У горизонта будет светлее, ведь там заходит солнце. Постепенно добавляем тон. Нижнюю часть работы, т.е. землю закрасим черным, тонкой кисточкой добавим травинки. Животных помогут вам нарисовать шаблоны. Обведите их карандашом и закрасьте черным цветом. Добавляем силуэты деревьев и птиц.
4. Выставка работ на доске. Просмотр и оценка.
Анализ лучших работ.
5. Рефлексия. Что понравилось в уроке. Что нового узнали? Что было самым трудным?
6. Оценки за урок
7. Уборка рабочих мест.
Работы учащихся