Приложение 2
ООО «Инфоурок»
План-конспект
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО «ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ»
Специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Электростальский колледж».
на тему:
«Балочные системы. Разновидности опор и виды нагрузок».
Разработал: Балакин Владимир Викторович
ФИО
слушатель курсов профессиональной переподготовки: «Педагог среднего профессионального образования. Теория и практика реализации ФГОС нового поколения»
Проверил: Трикин Е.В.
ФИО руководителя практики
г.Электросталь, 2019 г.
Тема урока: Балочные системы. Разновидности опор и виды нагрузок.
Дата проведения: 17 октября 2019 г.
Тип урока: комбинированный.
Технология урока: Объяснительно-иллюстративная; информационно-коммуникационная; здоровьесберегающая.
Цель урока:
1. Образовательные: -изучение видов нагрузок, разновидности опор,
-формирование умений учащихся в определении реакций опор в жесткой заделке и шарнирных опорах.
2. Развивающие:
- развитие пространственного воображения,
- развитие мышления (учить анализировать условие задачи)
- формирование умения определения реакции опор в нагруженных балках,
- развитие умений математически и графически оформлять решенные задачи.
3.Воспитательные:
- воспитание любви к изучению предмета,
- воспитание умения самостоятельно решать задачи,
- воспитание трудолюбия и исполнительности.
4.Здоровьесберегающие цели: - обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта студентов на уроке,
- пропаганда здорового образа жизни
Задачи урока: закрепление и контроль знаний, умений и навыков.
Планируемые образовательные результаты урока:
-
Получить понятие о нагрузках, действующих на балки.
-
Получить понятие о балках и балочных системах.
-
Научиться находить реакции в опорах балки.
Основные термины, понятия: сила (сосредоточенная и распределенная), момент, опоры, опорные реакции, балки.
Оборудование: мультимедиа; плакаты «Виды нагрузок»; «Разновидности опор»; «Уравнения равновесия для определения реакций опор" .
План урока:
1. Начало урока (подготовка к уроку) – 2 мин.
2. Проверка домашнего задания - 8 мин.
3. Проверка знаний учащихся при подготовке к новой теме.
Повторение пройденного материала по теме «Определение равнодействующей плоской системы произвольно расположенных сил. Условие равновесия» в виде тестирования -10 мин.
4. Организация осмысления восприятия новой информации (объяснение нового материала) – 40 мин.
5. Закрепление нового материала – 20 мин.
6. Контроль за результатом деятельности. Самостоятельное решение задач по объясненной теме – 10 мин.
7. Подведение итогов урока и домашнее задание.– 3 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент .
- взаимное приветствие преподавателя и студентов,
- определение отсутствующих студентов,
- проверка подготовленности студентов (наличие конспектов предыдущего занятия),
- организация внимания.
2. Проверка домашнего задания.
- проверка заданной на дом задачи по определению равнодействующей.
- опрос по пройденной предыдущей теме:
а) Чему равен главный вектор системы?
б) Чему равен главный момент системы сил при приведении ее к точке?
в) Чем отличается главный вектор от равнодействующей плоской системы произвольно расположенных сил.
г) Тело движется равномерно и прямолинейно (равновесие). Чему равны главный вектор и главный момент системы?
д) Назовите условие равновесия плоской системы произвольно расположенных сил.
3 . Проверка знаний учащихся при подготовке к новой теме.
Повторение пройденного материала .
Проведение тестирования по пройденному материалу. (4 вариантов тестов по 5 вопросов см. приложение 1)
Всем студентам группы раздаются тесты и чистые бланки, где отмечаются правильные ответы.
4. Изучение нового материала.
- сообщение темы и цели изучения нового материала,
- показ практической значимости изучаемого материала ( в том числе
для будущих автомехаников),
- постановка перед учащимися учебной проблемы,
- организация внимания
Вопросы к студентам перед сообщением новых знаний.
- Дайте определение понятию «сила»
- Чем характеризуется сила
- Что такое равнодействующая плоской системы сходящихся сил и
какими способами ее можно определить
Объяснение нового материала.
а) Виды нагрузок.
По способу приложения нагрузки делятся на:
-сосредоточенные
- распределенные, которые можно заменить равнодействующей сосредоточенной силой
G = q l,
q- интенсивность нагрузки
l – длина стержня
б) Разновидности опор балочных систем.
Вопросы к студентам:
- Назовите виды шарниров.
-Какие реакции возникают в подвижном и неподвижном шарнире.
-Что такое жесткая заделка (защемление)
-Какие реакции возникают в заделке.
Балка – конструктивная деталь в виде прямого бруса, закрепленная на опорах и изгибаемая приложенными к ней силами. Высота сечения балки незначительна по сравнению с ее длиной.
Жесткая заделка (защемление).
Опора не допускает перемещений и поворотов. Заделку заменяют двумя составляющими силы RАх и RАy и парой с моментом МR.
Для определения этих неизвестных удобно использовать систему уравнений в виде.
∑ Fkx = 0 ∑ Fky = 0 ∑ mkA (Fk ) = 0
Каждое уравнение имеет одну неизвестную величину и решается без подстановок.
Для контроля правильности решений используют дополнительное уравнение моментов относительно любой точки на балке, например, В.
∑ mkВ (Fk ) = 0
Шарнирно-подвижная опора.
Опора допускает поворот вокруг шарнира и перемещение вдоль опорной
поверхности. Реакция направлена перпендикулярно опорной поверхности.
Шарнирно-неподвижная опора.
Опора допускает поворот вокруг шарнира и может и может быть заменена
двумя составляющими силы вдоль осей координат.
Балка на двух шарнирных опорах.
Не известны три силы, две из них – вертикальные, следовательно, удобнее
для определения неизвестных использовать систему уравнений по второй форме:
∑ Fkx = 0 ∑ mkA (Fk ) = 0 ∑ mkВ (Fk ) = 0
Составляются уравнения моментов относительно точек крепления
балки. Поскольку момент силы, проходящей через точку крепления, равен 0,
в уравнении остается одна неизвестная сила.
Из уравнения ∑ Fkx = 0 определяем RВх
Из уравнения ∑ mkA (Fk ) = 0 определяем RВу
Из уравнения ∑ mkВ (Fk ) = 0 определяем RАу
Для контроля правильности решения используется дополнительное
уравнение:
∑ Fky = 0
При равновесии твердого тела, где можно выбрать три точки, не лежа-
щие на одной прямой, удобно использовать систему уравнений в третьей форме.
∑ mkA (Fk ) = 0 ∑ mkВ (Fk ) = 0 ∑ mkС (Fk ) = 0
в) Примеры решения задач.
Пример1.
Одноопорная (защемленная) балка нагружена сосредоточенными силами
и парой сил. Определить реакции заделки.
Решение.
1. В заделке может возникнуть реакция, представляемая двумя составляя-ющими (RАу , RАх ) и реактивный момент МА. Наносим на схему балки воз-можные направления реакций.
Замечание: Если направления выбраны неверно, при расчетах получим
отрицательные значения реакций. В этом случае реакции на схеме следует направить в противоположную сторону, не повторяя расчета.
В силу малой высоты считают, что все точки балки находятся на одной прямой; все три неизвестные реакции приложены в одной точке. Для реше-ния удобно использовать систему уравнений равновесия в первой форме.
2. Используем систему уравнений:
∑ Fkx = 0 ∑ Fky = 0 ∑ mkA (Fk ) = 0
∑ Fkx = - RАх + 30 Сos 600 + 20 Сos 900 = 0
RАх = 30 Сos 600 + 20 Сos 900 = 15 кН
∑ Fky = RАу - 30 Сos 300 - 20 Сos 00 = 0
RАу = 30 0,866 + 20 1= 45,98 кН
∑ mkA (Fk ) = -МА + 30 3 Sin 600 + 100 + 20 10 = 0
МА = 377,кН м
Знаки полученных реакций с (+), следовательно, направления реакций
выбраны верно.
3. Для правильности решения составляем уравнение моментов относительно точки В.
∑ mkВ (Fk ) = -МА + RАу 10 – 30 7 Sin 600 + 100 = 0
Подставляем значения полученных реакций:
- 377,94 + 45,98 10 – 210 0,866 + 100 = 0
-559,8 + 559,8 = 0
Решение выполнено верно.
Пример 2.
Двухопорная балка с шарнирными опорами А и В нагружена сосредоточенной силой F, распределенной нагрузкой с интенсивностью q
и парой сил с моментом m. Определить реакции опор.
Решение.
1. Левая опора (точка А) – подвижный шарнир, здесь реакция направлена
перпендикулярно опорной поверхности.
Правая опора (точка В) – неподвижный шарнир, здесь наносим две составляющие реакции вдоль осей координат. Ось ОХ совмещаем с продоль-ной осью балки.
2. Поскольку на схеме возникнут две неизвестные вертикальные реакции,
использовать первую форму уравнений равновесия нецелесообразно.
3. Заменяем распределенную нагрузку сосредоточенной:
G = q l G = 2 6 = 12 кН
Сосредоточенную силу помещаем в середине пролета, далее задача реша-
ется с сосредоточенными силами.
4. Наносим возможные реакции в опорах (направление произвольное).
5. Для решения выбираем уравнение равновесия в виде:
∑ Fkx = 0 ∑ mkA (Fk ) = 0 ∑ mkВ (Fk ) = 0
6. Составляем уравнения моментов относительно точек крепления:
∑ mkA = G 3 + m – RВу 10 + F 12 Sin 450 = 0
RВу 10 = G 3+ m + F 12 Sin 450
RВу 10 = 12 3 + 100 + 25 12 0,7
RВу = 34,6 кН
Реакция направлена верно.
∑ mkВ = RАу 10 – G 7 + m + F 2 Sin 450 = 0
RАу 10 = G 7 - m - F 2 Sin 450
RАу 10 = 12 7 - 100 - 50 0,7
RАу = - 5,1 кН
Реакция отрицательная, следовательно, RАу нужно направить в противо-
положную сторону.
7. Используя уравнение проекций, получим:
∑ Fkx = RВх + F Сos 450 = 0
RВх = - F Сos 450 RВх = - 17,5 кН
RВх – горизонтальная проекция в опоре В.
Реакция отрицательна, следовательно, на схеме ее направление будет
противоположно выбранному.
8. Проверка правильности решения.
Для этого используем четвертое уравнение равновесия
∑ Fky = 0
- RА - G + RВу - F Сos 450 = 0
Подставим полученные значения реакций.
Если условие выполнено, решение верно.
- 5,1 - 12 + 34,6 - 25 0,7 = 0
5. Закрепление нового материала.
Вопросы для закрепления:
1. Какие виды нагрузок вы знаете.
2. Замените распределенную нагрузку распределенной. (вызвать к доске студента и предложить решить задачу)
3. Рассчитайте величину суммарного момента сил системы относительно
точки А.
F1 = 10 н F2 = 5 н F3 = 20 н F4 = 7 н m = 15 н м а = 2м
4. Назовите систему уравнений равновесия при определении реакций в
заделке.
5. Назовите систему уравнений равновесия балки при определении реакций в шарнирных опорах.
6. Определите реактивный момент в заделке одноопорной балки:
F1 = 10 Н F2 = 5 Н F3= 15 Н M= 15 Нм a = 2 м β = 300
6. Формы контроля и оценки результатов урока.
Задача для самостоятельного решения в классе.
F= 20кн F =5 кН m= 20 кН м a= 2 м
Определить величины реакций в заделке.
Проверить правильность решения.
Каждый работа студента оценивается по 5-ти бальной шкале.
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное решение задачи.
«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, но при решении имеются отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но допускает неточности, в применении теоретических знаний при решении задач.
«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает грубые ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания при решении задач.
Информация о домашнем задании:
Выдаются на дом карточки с заданиями, с двумя разделами а) и б). В каждом разделе находится свой тип балки. Ученику дается на выбор, дома, решить по одной задаче из каждого раздела.
Пример домашнего задания (всего 25 вариантов):
Данные для решения задач:
Список использованных материалов:
-
Вереина Л.И., Краснов М.М. Техническая механика: учебник для сред. проф. образования. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352с.;
-
Олофинская В.П. Техническая механика: Курс лекций с вариантами практичеких и тестовых заданий: учебное пособие. – 3-е изд., испр. - М.: ФОРУМ, 2014. – 352с.
Приложение №1 Вопросы для тестирования с вариантами ответов.
1. Статика – это раздел теоретической механики, который изучает:
-
механическое движение материальных твердых тел и их взаимодействие.
-
условия равновесия тел под действием сил.
-
движение тел как перемещение в пространстве; характеристики тел и причины, вызывающие движение, не рассматриваются.
-
движение тел под действием сил.
2. Сила – это:
-
векторная величина, характеризующая механическое взаимодействие тел между собой.
-
скалярная величина, характеризующая механическое взаимодействие тел между собой.
-
векторная величина, характеризующая динамическое взаимодействие тел между собой.
-
скалярная величина, характеризующая динамическое взаимодействие тел между собой.
3. Единицей измерения силы является:
-
1 Дж
-
1 Па
-
1 Н
-
1 кг
4. Линия действия силы – это:
-
прямая, перпендикулярно которой расположена сила
-
прямая, на которой лежит сила
-
луч, на котором лежит сила
-
луч, указывающий направление движения силы
5. Абсолютно твёрдое тело – это:
-
физическое тело, размерами которого можно пренебречь, по сравнению с расстоянием на котором оно находится
-
условно принятое тело, размерами которого можно пренебречь, по сравнению с расстоянием на котором оно находится
-
физическое тело, которое не подвержено деформации
-
условно принятое тело, которое не подвержено деформации
6. Материальная точка - это:
-
физическое тело, размерами которого можно пренебречь, по сравнению с расстоянием на котором оно находится
-
условно принятое тело, размерами которого можно пренебречь, по сравнению с расстоянием на котором оно находится
-
физическое тело, которое не подвержено деформации
-
условно принятое тело, которое не подвержено деформации
7. Равнодействующая сила – это:
-
такая сила, которое оказывает на тело такое же действие, как и все силы воздействующие на тело вместе взятые.
-
такая сила, которое оказывает на тело такое же действие, как и каждая из сил воздействующих на тело.
-
такая система сил, которое оказывает на тело такое же действие, как и все силы воздействующие на тело вместе взятые.
-
такая система сил, которое оказывает на тело такое же действие, как и каждая из сил воздействующих на тело.
8. Уравновешивающая сила равна:
-
по величине равнодействующей силе, но лежит на другой ЛДС.
-
по величине равнодействующей силе, лежит на другой ЛДС, но направлена в противоположную сторону.
-
по величине равнодействующей силе, лежит с ней на одной ЛДС, но направлена в противоположную сторону.
-
по величине и направлению равнодействующей силе, лежит с ней на одной ЛДС.
9. Тела, ограничивающие перемещение других тел, называют:
-
реакциями
-
опорами
-
связями
-
поверхностями
10. Определение равнодействующей в плоской системе сходящихся сил графическим способом заключается в построении:
-
силового многоугольника
-
силового неравенства
-
проекций всех сил на оси координат Х и У
-
круговорота внутренних и внешних сил
11. Пара сил оказывает на тело:
-
отрицательное действие
-
положительное действие
-
вращающее действие
-
изгибающее действие
12. Моментом силы относительно точки называется:
-
произведение всех сил системы
-
произведение силы на плечо
-
отношение силы к расстоянию до точки
-
отношение расстояния до точки к величине силы
13. Единицей измерения момента является:
-
1Н/м
-
1Н*м
-
1Па
-
1Н
14. Единицей измерения сосредоточенной силы является:
-
Н
-
Нм
-
Н/м
-
Па
15. Единицей измерения распределённой силы является:
-
Н
-
Нм
-
Н/м
-
Па
16. Опора допускает поворот вокруг шарнира и перемещение вдоль опорной поверхности. Реакция направлена перпендикулярно опорной поверхности:
-
шарнирная опора
-
шарнирно-подвижная опора
-
шарнирно-неподвижная опора
-
защемление
17. Опора допускает поворот вокруг шарнира и может быть заменена двумя составляющими силы вдоль осей координат:
-
шарнирная опора
-
шарнирно-подвижная опора
-
шарнирно-неподвижная опора
-
защемление
18. Опора не допускает поворот вокруг шарнира и может быть заменена двумя составляющими силы вдоль осей координат:
-
шарнирная опора
-
шарнирно-подвижная опора
-
шарнирно-неподвижная опора
-
защемление
19. Пространственная система сил — это:
-
система сил, линии действия которых лежат в одной плоскости.
-
система сил, линии действия которых не лежат в одной плоскости.
-
система сил, линии действия которых перпендикулярны плоскости.
-
система сил, линии действия которых параллельны плоскости.
20. Если определённая равнодействующая сила при графическом сложении векторов в плоской системе сходящихся сил, оказалась равна нулю, то это будет означать:
-
что данное тело не испытывает нагрузок.
-
что данное тело не движется.
-
что данное тело движется по линии действия уравновешивающей силы.
-
что данное тело не испытывает излишней нагрузки.
Самоанализ урока
Для группы ТОР 18-01 проведено занятие по теме: «Балочные системы. Разновидности опор и виды нагрузок», вид занятия - комбинированный.
В данной методической разработке представлен анализ урока, который основан на закреплении материала раздела «Статика» по предмету «Техническая механика» и одновременном закреплении изложенного, в виде решения практических задач.
Во время учебного занятия многократно повторялся материал, для наглядности использовались мультимедийные средства и плакаты, что способствовало лучшему усвоению и закреплению изучаемого материала.
Нахождение опорных реакций в балках является важным этапом в обучающем процессе, способствует применению теоретических знаний на практике, т.е. формирует профессиональные навыки и умения студентов, расширяет кругозор.
Анализируемый урок является заключительным уроком темы, органично связанным с предыдущими. Урок работает не только на последующие уроки по технической механике, но и на перспективу: без умения нахождения опорных реакций в балках невозможны расчеты деталей машин и элементов конструкций, работающих на изгиб. Такие расчеты производятся в сопротивлении материалов, деталях машин и специальных дисциплинах.
Занятие было условно разделено на две части. В первой: проверка знаний по предыдущим темам и изложение нового материала; во второй: закрепление нового материала и самостоятельная работа.
Данное занятие проведено в группе со средней базовой подготовкой студентов по технической механике. В группе есть несколько довольно сильных студентов, у которых присутствует логическое мышление и хорошая подготовка по физике и математике. Также есть несколько студентов, которые легко отвлекаются, внимание изменяется в зависимости от настроения и от интереса к предлагаемой работе. Остальная группа «крепкие» середнячки, для хорошей успеваемости которых, нужно «подтолкнуть» в верном направлении, более подробно или несколько раз объяснить материал. Чтобы новый материал усваивается легче, тема была разбита поэтапно.
Воспитательная цель предусматривала формирование у студентов навыков самостоятельной работы, нахождение верных решений, чувство самоуважения и гордость за проделанную работу.
Основное время на занятии отводилось изучению нового материала. Для закрепления пройденного материала совместно со студентами были разобраны два примера задач с различными балочными системами, в конце занятия проведен небольшой тест и решено самостоятельно студентом задание на доске.
Контроль действий студентов осуществлялся на каждом этапе прохождения теста и при самостоятельной работе, в виде индивидуальной корректировки действий студентов.
Прогнозируя деятельность студентов, во время мотивации учебной деятельности, мы учитывали, что у 70% студентов группы визуальное восприятие, поэтому данную структурную часть, разнообразили наглядными материалами. Считаю, данный элемент способствовал хорошей мотивации, росту интереса к изучаемой теме и нацелила студентов на результативность работы в течение всего занятия.
Чтобы успеть рассмотреть на занятии весь запланированный материал, записи студентов были уменьшены. Под запись были даны основные термины и понятия, формулы для расчета.
Урок получится, если есть сотрудничество «учитель- ученик- ученик- учитель».
Стараясь предусмотреть педагогику сотрудничества, считаю, что между мной и студентами есть взаимопонимание, чему способствует и тон общения со студентами, и учет их психологических особенностей.
В конце занятия проведена рефлексия и оценка деятельности каждого студента.
Итог:
Место данного урока определено в соответствии с планированием, верно оценена его роль, определен его тип и поставлены цели;
Содержание и объем материала определены с учетом особенностей группы.
Работа на уроке показала, что материал доступен студентам, они могут рационально организовать свою деятельность, поэтому можно сделать вывод:
- Темп работы выбран правильно;
- В связи с психологическими особенностями студентов мы старались сочетать различные формы, методы и средства обучения;
- Все этапы урока были продуманы в соответствии с типом занятия, а так же с точки зрения рационального расхода времени;
- Поставленные цели достигнуты! Мы уверены, что на данном занятии:
а) реализованы основные принципы обучения;
б) удалась педагогика сотрудничества;
в) урок был результативен.