государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Сырейка
муниципального района Кинельский Самарской области
План-конспект открытого внеурочного занятия
по Основам православной культуры в 3 классе
Тема «Государственные символы России»
Место проведения: ГБОУ СОШ с.Сырейка м.р. Кинельский
Уровень : Окружной семинар учителей ОРКСЭ, тема семинара: «Способы интеграции курса ОРКСЭ и базовых учебных предметов»
Дата проведения: 15 декабря 2015 года
Автор: учитель обществознания, ОПК Буракова Лариса Александровна
Аннотация
Содержание урока способствует раскрытию сущности понятий «государственные символы» и «патриотизм», даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: христианские святыни, символы веры христианской. Особенностью данного урока является не только работа с материалом учебника по ОПК, но и впоследствии создание учащимися стенгазеты для презентации этого продукта в младших классах.
Цель урока:
Воспитывать гражданственность и патриотизм у младших школьников при знакомстве с государственными символами Российской Федерации и уважительное отношение к христианским святыням.
Задачи:
- актуализировать знания о государственной символике России;
- организовать учебное пространство для создания стенгазеты «Государственные символы РФ», применяя полученные знания;
- развивать логическое мышление, внимание;
- воспитывать трудолюбие, культуру учебного труда;
- вести работу с понятиями новых слов, выделять главное при выполнении и порядке работы;
- развивать речь обучающихся;
- расширять кругозор знаний учащихся; обогащать словарный запас;
УМК: Книга для ученика по курсу «Основы православной культуры» 3 класс, Авторы-составители: архимандрит Георгий (Шестун), Е.П.Бельчикова, Т.М.Сливкина.-Самара:ООО» Медиа-Книга», 2014
Оформление:
Необходимое оборудование и программное обеспечение:
Компьютер
Проектор
Экран
Раздаточные конверты-кейсы для индивидуальной работы
Конверты-треугольники наподобие конвертов времен ВОв, в которых
расшифрованы символы для составления семейного герба
Лист ватмана, клей, ножницы, маркеры
Книга для ученика по курсу «Основы православной культуры» 3 класс, Авторы-составители: архимандрит Георгий (Шестун), Е.П.Бельчикова, Т.М.Сливкина.-Самара:ООО» Медиа-Книга», 2014
Карта России
Толковые словари на парте
Урок – ОНЗ (открытие новых знаний)
Время урока: 1 учебный час (40 минут)
Формирование УУД:
Личностные
Учащиеся должны:
-проявлять интерес к новому материалу, принять план работы для последовательного выполнения заданий по теме урока;
-формировать ценностное отношение к культурному наследию христианства.
Метапредметные
Учащиеся должны:
-уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных действий;
-овладеть навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения речевых высказываний;
-овладеть логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные
Учащиеся должны:
-уметь описывать государственные символы РФ;
-понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Применяемые педагогические технологии:
- кейс-технология;
- здоровьесберегающая технология (переключение внимания при смене видов деятельности, перемещение по кабинету при выполнении творческого задания, при рассаживании за столом.);
- постановка проблемного задания.
Формы работы учащихся:
-фронтальная, индивидуальная;
-чтение и анализ текстового и иллюстративного материала;
-просмотр материала электронной презентации с последующим обсуждением;
-выполнение заданий творческой направленности.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, рассаживаются.
2 Проверка домашнего задания:
Кто такой Давид и кто такой Голиаф?
Как можно тренировать силу физическую?
А как силу духовную?
Что вы запомнили о полководце А.В.Суворове?
Кто из вас занимается спортом? Какие есть успехи?
Как-то тренируете силу воли? Получается?
Можно тренировать силу физическую без воспитания силы воли?
Дети дают ответы, поправляют и дополняют ответы друг друга при необходимости.
3. Актуализация знаний.
Учитель предлагает всем выбрать по одному цветному смайлику-жетону, обращает внимание на то, что на стульях есть такие же значки и предлагает занять место соответственно своему смайлику.
Вопрос классу:
- Что помогло вам, когда вы рассаживались сейчас за столом? (знаки, символы).
4. Объявление темы и работа по ней.
Тема нашего сегодняшнего занятия «Государственные символы».
Мы узнаем о различных символах – государственных и духовных.
РАЗДАТЬ КОНВЕРТЫ-КЕЙСЫ
Вопрос классу:
-Что такое символ? (ответы детей). Давайте поправим наши определения понятия «символ», возьмем в помощники СЛОВАРИ.
Работа со словарями.
Задание классу:
Найдите каждый в своем словаре слово «символ» и выпишите пояснение на карточку, которая есть у вас в конверте-кейсе.
ЧИТАЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Среди символов много очень разных изображений. Возьмите из конверта-кейса красный конвертик, какой символ там находится, что он означает? ( у каждого – свой символ: аптека; пешеходный переход; осторожно, дети; пункт медпомощи; пункт питания; остановка транспорта ).
Символы помогают ориентироваться в пространстве города, на дороге. Но есть символы, которые помогают нам найти правильную дорогу, правильно повести себя в духовном пространстве. Эти символы указаны Господом, их свято почитают, уважают и хранят с глубокой древности. Послушайте историю.
ПРОСМОТР ЭЛЕКТРОННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Царство Израиль началось с того, что иудейский царь Давид в торжест-венном шествии под музыку труб и пение доставил в Иерусалим Ковчег Завета (слайды 2,3,4,5).
Вопрос классу:
Ребята, можно понять по иллюстрациям на слайдах, какие чувства испытывают люди, сопровождающие ковчег? (ответы детей)
Ковчег Завета (слайд 6) — согласно Библии — ковчег (ларец, сундук), в котором хранились каменные Скрижали (доски) Завета с Десятью заповедями, сосуд с манной небесной и посох Аарона. Исследователи считают, что Ковчег был сделан из древесины акации .
Задача (слайд 7)
Он имел 2,5 локтя в длину и по 1,5 локтя в ширину и высоту. (Длина «локтя» 40 см). Вычислите примерный размер ковчега. Покажите руками, помогая друг другу, размер ковчега.
ПОКАЗЫВАЕМ НА ПАРТЕ РАЗМЕР КОВЧЕГА.
В Ковчеге находились тавлы (скрижали) Моисея, жезл Аарона, сосуд с манной небесной.
Тавлы, то есть скрижали (слайд 8) с высеченными на них заповедями, правилами поведения людей, которые они получили от Бога через Моисея. Бог обещал защиту и поддержку людям в сложных ситуациях, если люди будут соблюдать эти правила.
Ааронов жезл (слайд 9). Во время странствования в пустыне некоторые знатные представители иудейского племени желали стать главными священниками. Чтобы разрешить спор, решено было прибегнуть к суду Божию, и жезлы всех начальников были положены на ночь в палатку. Поутру оказалось, что среди них жезл Аарона дал ростки и зацвёл миндальными цветами. Это сочли указанием от Бога, что Аарон достоин стать руководителем племени.
Манна небесная – (слайд 10) - пища, которую Бог посылал
голодавшим иудеям каждое утро с неба во время их пути через пустыню Египетскую в Палестину .
Давид был очень мудрым человеком, он понимал, что для того, чтоб государство было крепким, нужно, чтобы люди были связаны в единую семью не только границами страны, но и общими правилами отношения друг к другу и Богу (слайд 11). Поэтому он так торжественно пронес Ковчег Завета в Иерусалим.
У каждой страны есть свои символы. Они называются государственными.
Вопрос классу:
Какие государственные символы нашего государства вы можете назвать? Составлением гербов, флагов и гимнов занимаются науки: гербы изучает геральдика, флаги - вексиллология, гимны - гимнология.
(Слайды 12 -17 - герб, флаг, текст гимна РФ и Самары, Кинеля, нашей школы.)
А вот теперь и вам предстоит поработать. Давайте сделаем стенгазету о государственных, областных и районных символах .
Выберите по цвету конверты-кейсы. Достаньте из них заготовки - конструктор. Каждому попалась отдельное задание. Догадайтесь, что вам нужно собрать из заготовок, выполните работу аккуратно и покажите нам.
Синий конверт - флаг РФ;
Желтый конверт - герб РФ;
Розовый конверт - герб Самары;
Зеленый конверт - герб Кинеля;
Оранжевый конверт - гимн РФ;
Красный конверт - герб школы.
А теперь все готовые части мы поместим на ватман.
Дети оформляют стенгазету «Государственные символы Российской Федерации».
Задание на чтение: вспомните или выясните, что обозначают цвета нашего российского флага (с.84 пособия).
При наличии времени – поясняем свой символ (т.е. тот, который ученик создал для стенгазеты ). (Если некогда – идем во 2 класс на классный час с сообщением по теме) .
Слушаем.
Домашнее творческое задание:
К следующему занятию попробуйте нарисовать и принесите герб вашей семьи. Я приготовила вам подсказки. Здесь говорится о том, какой смысл имеют изображения птиц и зверей в геральдике (раздать конверты-треугольники с расшифровкой символов).
КОШКА - независимость
ВОЛК - злость и жадность
МЕДВЕДЬ - предусмотрительность
БЫК - плодородие земли
ОВЦА - кротость
ОЛЕНЬ - символ воина, перед которым бежит неприятель.
ОРЕЛ - власть, великодушие
ВОРОН - долголетие
ПЕТУХ - воинственность, задиристость
ЦАПЛЯ - пугливость
ПАВЛИН - тщеславие, любовь похвастаться
ПЕЛИКАН - родительская любовь к детям
ЖУРАВЛЬ с камнем в одной лапе - бдительность
ДЕЛЬФИН - сила
ПЧЕЛЫ И МУРАВЬИ - трудолюбие
ДУБ - крепость и сила
ПАЛЬМА - долговечность
И супер задание для очень любознательных - узнайте, почему вот такие треугольники можно считать символом Великой Отечественной войны. Можно обратиться за помощью к родителям и учителям.
5. Рефлексия.
Итог занятия.
- Для чего людям необходимы символы?
- Кого называют патриотом? (ответы детей).
- Почему важно знать государственные символы? (ответы детей).
- Для чего необходимо знать и уважать религиозные святыни? (ответы детей).
- Какой фрагмент занятия вам больше всего понравился? Почему? (Ответы детей)
Патриот - человек, который любит свою родину, предан ей и своему народу. И от всех нас зависит будущее нашей Родины. Чем больше мы будем узнавать историю нашего государства, стремиться делать каждый день полез-ное, лучшее для людей, для нашей страны, тем богаче, сильнее, станет наша Родина.
Спасибо за занятие.
Заместитель руководителя ОО ______________ /А.А.Семенова/
6. Физминутка.
Прилетели ангелочки –
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили –
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Поскакали в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками,
Чуть над головами.
А теперь им всем пора -
Делать добрые дела!
8. Рефлексия.
- Сегодня мы с вами познакомились с православной традицией – гостеприимство. Чем она хороша?
- Что интересного вы сегодня узнали на занятии?
- С какой еще православной традицией мы с вами уже знакомы? (семейное чтение)
- Что общего у этих двух традиций? (Люди собираются вместе, общаются друг с другом)
- Я желаю вам быть желанными гостями и гостеприимными хозяевами! Берегите эти православные традиции, придерживайтесь их и тогда в наших сердцах будет больше тепла и доброты.