План – конспект открытого занятия в графическом исполнении для младшего школьного возраста
Тема: «Зимний город».
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Вид занятия: комплексное.
Тип занятия: знакомство с новым материалом.
Цель: расширить представления о передаче в рисунке характерных особенностей городского пейзажа и образа зимы.
Образовательные: закреплять ранее полученные навыки, умение изображать по памяти и представлению; формировать художественно-графические умения; обучать навыку работы в графической технике.
Развивающие: научить видеть красоту города в зимние время; развивать умение располагать изображение на всем листе при передачи сюжета, эмоциональную отзывчивость; упражнять в правильном держании художественного материала (мелков, кисти - не напрягая мышц, и не сжимая пальцы, развивать воображение, художественно-творческие способности; расширить представление об аквариумных рыбах, о строении их тела, способе передвижения, образе жизни.
Воспитательные: воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей, аккуратность в работе, прививать любовь к творчеству.
Оборудование для учителя:
Наглядный материал (репродукции).
Рисунки по представленной теме написанных детьми разного возраста в графическом исполнении.
Работы педагога.
Оборудование для учеников: крафт лист бумаги А4, черная гелевая ручка и маркер, кисть белка № 3, баночка белил (белая гуашь), стаканчик с водой, простой карандаш, ластик.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
После проверки готовности группы к занятию обучающимися, педагог говорит, что на занятии они будут рисовать зимний городской пейзаж. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природными явлениями и городом в зимнее время, после просмотра демонстрационного материала.
3. Беседа.
Предлагается обучающимся отгадать загадки по теме занятия и зимнего времени года. В ходе беседы обсуждается понятие пейзажа, его видов, особенностей.
4. Вопросы педагога:
Что такое пейзаж? (ответ учащихся обобщаются: изображение того, что есть естественное (первозданное созданной природой или человеком), природа, горы, город, море и т.д.)
Что за вид пейзажа на котором изображен город? (ответ учащихся обобщаются: городской пейзаж)
Что такое графика? (определение, особенности)
Можно ли написать картину при помощи только одного простого карандаша или ручки? (ответ учащихся обобщаются: да)
Могут ли быть изображены птицы или животные в городском пейзаже? (ответ учащихся обобщаются: да)
Чем город на рисунке отличается от города за нашим окном? (ответ учащихся обобщаются: нет в графике ярких красок, небо голубое отличается от неба за окном, форма домов и особенности строений).
Работа с иллюстративным материалом.
Что мы видим на представленной картине? (ответ: город).
Какая особенность в работе? (ответ:нарисована маркером)
В чем различия между собой увиденных вами картин на представленных образцах? (ответ: одна выполнена в графике, вторая- живопись).
Какая есть особенность у городского пейзажа? (ответ: можно изобразить город в своем представлении).
Затем обучающиеся снова вспоминают свои наблюдения и стараются передать их в рисунке при помощи маркера, черной ручки, кисти и белой краски гуашь. Учащиеся выполняют рисунок во весь лист соблюдая пропорции, расположив его по горизонтали.
5. Показ и объяснение учителя.
У вас на столах лежит художественный материал. Простым карандашом мы намечаем строения нашего города, форму и пропорции вы должны выбрать самостоятельно соблюдая пропорции. При выполнении работы применяем метод штриховки.
Далее мы при помощи маркера и гелевой ручки показываем особенности света, тени, границ строений. Располагаем на улице снежные заносы, дерево, фонарь. Выделяем при помощи штриховки и линий.
Не забываем про обозначение света и тени, на элементах нашей работы используя для этого контроль толщены линий и мазка кисти.
После того как на нашем альбомном листе появились составные части зимнего, нам необходимо выполнить изображение идущего снега на листе. Берем кисть и при помощи кончика кисти при слабом нажатие показываем идущий снег.
Не забываем контролировать количество воды на листе.
При изображении фактуры зданий воспитанник может применить свою фантазию.
Работу воспитанник может дополнить дополнительными элементами изобразив: кошку, собаку, птиц, снеговика, гирлянды, елку.
После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.
6.Физминутка. (Любая)
7. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся приступают к самостоятельной работе, оказываю фронтальную и индивидуальную помощь. Помогаю ученикам которые испытывают затруднения. Слежу за правильностью выполнения работы и за дисциплиной.
8. Выставка рисунков.
Проводится выставка работ и их анализ.
9. Итог занятия.
Воспитанникам предлагается выбрать карточку с изображением передающее их эмоцию и отношение к проведенному занятию.