План-конспект по образовательной области «Элементарные математические представления»
Возрастная адресованность: Старшая группа (5-6 лет).
Тема: «Приход в гости Мишутки»
Программные задачи:
Формировать умения ориентировку в окружающем пространстве на листе бумаги, создавая простейшие планы, схемы.
Практиковать в умении определять форму предметов.
Закреплять умения строить сериационные (упорядоченные) ряды из 5-10 элементов, обозначать словами размерные отношения по одному-двум параметрам величины одновременно между элементами ряда в возрастающем и убывающем порядке.
Развивать: внимание, мышление, память; действия сравнения объектов по двум признакам (длина, ширина); мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать: терпеливость; культуру познания; чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Демонстрационный материал: Фигурка медведя «Мишутка» с печаткой, штампом; макет комнаты медведя с оборудованной мебелью; листы бумаги на «коврики» для макета; набор геометрических фигур (1 круг, 3 прямоугольника, 1 квадрат); игрушки: неваляшка, кукла, машинка, конструктор, развивающая пирамидка.
Раздаточный материал: По 7 полосок отличающихся цветом и размером (длиной и шириной) на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Организационный момент:
В: Ребята соберите игрушки, берите свои стульчики и садитесь полукругом напротив большого стола.
Вводная часть:
В: Ребята, к нам сегодня в гости должен кое-кто заглянуть. Но чтобы узнать кто это, мы должны станцевать волшебный танец. Смотрим внимательно и повторяем за мной!
Физкультминутка «Мишка»
Мишка вылез из берлоги,
(Имитируют подлезание в обруч);
Огляделся на пороге.
(Повороты влево и вправо);
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
(Вращение головой);
Наклонился назад, вперёд,
(Наклоны туловище);
Вот он по лесу идёт.
(Ходьба на месте);
Мишка до пяти считает,
(Пальцы сжимают в кулаки);
Мишка гири поднимает.
(Имитирующее упражнение «поднимаем гири»);
В: Ребята, как вы думаете, кого мы позвали своим волшебным танцем к себе в гости?
Д: Медведя.
В: Правильно, ребята. К нам сегодня в гости пришёл медведь Мишутка. Поздоровайтесь с ним.
(Мишка стоит на столе перед детьми).
Д: Привет Мишутка.
Основная часть:
В: И он хотел с вами отправиться к нему домой в берлогу. Отправимся в гости к Мишутке?
Д: Да!
(На столе стоит макет комнаты Мишутки оборудованный мебелью).
В: Вот Мишка зашёл в свою комнату. Подошёл он к комоду, посмотрел в зеркало и повесил свой зонтик на вешалку. Затем Мишутка подошел к столу, посидел на стуле, который стоял возле него. Потом подошёл к дивану, сел на него и включил телевизор, который висит на стене напротив дивана.
В: Ребята, наш Мишутка оставил на «коврике» следы, как он перемещался по своей комнате.
(Воспитатель достал «коврик» из комнаты Мишутки и положил рядом с макетом).
В: Давайте вспомним, как Мишутка перемещался по комнате, и в этом нам поможет «коврик». К чему сразу подошёл медведь?
Д: Сразу медведь подошёл к комоду возле входа.
В: Правильно, а какой формы и размера комод?
Д: Прямоугольной формы, большого размера.
В: А какую фигуру можно выбрать, чтобы обозначить комод на нашем «коврике»? И каким размером будет эта фигура?
Д: Большой прямоугольник.
В: Ребята, подскажите, где на «коврике» нужно положить большой прямоугольник «комод»? (Имя ребёнка) подойди, положи на «коврик» прямоугольник.
В: После комода, к чему потом подошёл Мишутка?
Д: Он подошёл к столу и сел на стул.
В: Правильно, посмотрите внимательно, какой формы и размера стол?
Д: Стол круглый, большой.
В: Какую фигуру можно выбрать, чтобы обозначить на «коврике» стол? И каким размером будет эта фигура?
Д: Большой круг.
В: А где на «коврике» нужно положить большой круг «стол»? (Имя ребёнка) подойди, положи правильно на «коврик» круг.
В: А какой формы и размера стул на котором сидел медведь?
Д: Маленький, квадратный стул.
В: Какой фигурой мы заменим на «коврике» стул? И каким размером будет эта фигура?
Д: Маленький квадрат.
В: Кто поможет положить на «коврике» маленький квадрат «стул»? (Имя ребёнка) положит на место квадрат.
В: И в самом конце Мишутка подошёл к чему?
Д: Он подошёл к дивану, сел на него и включил телевизор. Который висел на стене напротив дивана.
В: Правильно, а какой фигурой мы можем заменить диван? И каким размером будет эта фигура?
Д: Средний прямоугольник.
В: Подскажите, где на «коврике» нужно положить средний прямоугольник «диван»? (Имя ребёнка) подойди, положи на «коврик» прямоугольник.
В: А какой фигурой мы заменим телевизор? И каким размером будет данная фигура?
Д: Узкий прямоугольник.
В: (Имя ребёнка) подойди и положи на «коврик» узкий прямоугольник «телевизор».
В: А давайте вместе расскажем, как Мишутка ходил по своей комнате.
В. и Д.: Сначала Мишутка подошёл к комоду, посмотрел в зеркало и повесил на место зонтик. (Воспитатель имитирует движение медведя по листу «коврику» и останавливает его возле фигур-заместителей). Ребята, какой фигурой мы заменили комод?
Д: Прямоугольник.
В: Куда потом отправился медведь?
Д.: Затем Мишутка подошёл к столу и посидел на стуле, который стоит возле стола.
В: Какими фигурами, мы заменили стол и стул?
Д: Стол мы заменили на круг, потому что стол имеет округлую форму. А стул мы заменили на маленький квадрат.
В: Правильно, и куда потом отправился медведь?
Д: А потом медведь сел на диван и включил телевизор.
В: Какими фигурами заменили мы диван и телевизор?
Д: Прямоугольниками.
В: А чем отличаются эти прямоугольники?
Д: Размером. Диван среднего размера, а телевизор узкий, вытянутый.
В: Вот мы и побывали в гостях у Мишутки. А теперь он хочет показать нам свои любимые игрушки. Посмотрите, какие игрушки нам принёс Мишутка и назовите их.
Д: Неваляшка, кукла, машинка, конструктор, пирамидка.
В: Ребята, а давайте поближе рассмотрим каждую из этих игрушек. Первая будет неваляшка. На какую геометрическую фигуру похожи части неваляшки?
Д: На шары.
В: Правильно, а как вы узнали? По каким признакам вы определили, что это шары?
Д: Ответы детей.
В: Теперь рассмотрим лицо неваляшки, на какую фигуру схожи её глаза?
Д: На круги.
И т.д. по каждой игрушке, от большего к меньшему признаку.
В: Ребята, мы с вами устали, нужно отдохнуть.
Физкультминутка «Игрушки»
Вот большая пирамидка,
(Потянуться вверх);
И веселый мячик звонкий.
(Прыжки на месте);
Мягкий мишка косолапый,
(Шаги на месте, на внешней стороне стопы);
Все живут в большой коробке.
(Показать руками большой квадрат);
Но когда ложусь я спать,
(Руки под щеку, закрыть глаза);
Начинают все играть.
(Изобразить любое движение);
В: Ребята, а теперь каждый взял свой стульчик и сел за свой стол.
В: Вот незадача ребята, самая любимая игрушка Мишутки - пирамидка, распалась. Давайте поможем Мишутке заново сложить её. Посмотрите, у каждого лежат полоски-брёвнышки. Сколько их у вас, посчитайте.
Д: По 7.
В: Правильно. Посмотрите внимательно на них и скажите, чем они друг от друга отличаются?
Д: Цветом, размером (длиной и шириной).
В: Правильно, назовите цвета брёвнышек.
Д: Красное, оранжевое, жёлтое, зелёное, голубое, синее, фиолетовое.
В: А теперь каждый самостоятельно сложит пирамидку из этих брёвнышек. Кладём от самого широкого и длинного до самого короткого и узкого брёвнышка.
В: А теперь проверим, правильно ли вы сложили пирамидки. Какого цвета брёвнышко самое длинное и широкое?
Д: Фиолетовое брёвнышко самое длинное и широкое.
В: Какого цвета брёвнышко короче и уже, чем фиолетовое?
Д: Синее брёвнышко уже и короче чем фиолетовое.
В: А какого цвета брёвнышко ещё короче и уже чем синее?
Д: Брёвнышко голубого цвета уже и короче, чем синее.
(И т.д. далее по форме).
В: Ребята, по сравнению с красным и жёлтым брёвнышками, оранжевое брёвнышко их уже и короче или шире и длиннее?
Д: Оранжевое – короче и уже, чем красное брёвнышко, но шире и длиннее чем жёлтое.
(И т.д. по форме).
В: Вот мы и помогли Мишутке собрать его любимую игру – пирамидку.
Заключительная часть:
В: Ребята, давайте вспомним, где мы побывали сегодня в гостях?
Д: Дома у Мишутки.
В: Верно, и мы с вами учились «читать» и составлять простейшую схему. То есть обстановку мебели в комнате у Мишутки.
В: Потом что нам принёс Мишутка?
Д: Свои игрушки.
В: Да, и что мы с ними делали?
Д: Искали на них подобную геометрическую фигуру.
В: А что мы делали в конце с пирамидкой?
Д: Помогали её собрать по размеру брёвнышек. От самого длинного и широко до самого короткого и узкого брёвнышка.
В: Правильно ребята. Мишутка уходит назад к себе домой в берлогу. И он хотел вам на последок сказать, спасибо, за то что вы ему сегодня помогли. И в следующий раз Мишутка ещё раз нас посетит. Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо вам за занятие.