СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока музыки в 3 классе по теме "Природа и музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока музыки по теме "Природа и музыка" к учебнику Критской Е.Д.--Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока музыки в 3 классе по теме "Природа и музыка"»

Тема: Природа и музыка

Класс: 3

Тип урока: урок расширения знаний

Цель урока: знакомство с песнями и музыкальными произведениями, посвященными теме природы.

Задачи урока:

1. Развитие первичных представлений об изобразительной силе музыки.

2. Воспитание художественного вкуса на основе осмысления интонационно-образного понимания искусства.

3. Воспитание чувства прекрасного, развитие умения сравнивать образы музыки и природы, находить связь между ними.

4. Развитие ассоциативно-образного мышления.

Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой, метод сравнения, метод анализа, метод забегания вперед и возвращения к пройденному.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапов

Организационный этап: проверка усвоения предыдущей темы через устный опрос, сообщение целей и задач урока.

Методы: словесные, метод забегания вперед и возвращения к пройденному.

У.: Добрый день, ребята, наше путешествие в мир музыки продолжается! На прошлом уроке мы узнали, без чего же не может существовать музыка. Без чего она будет лишь набором звуков?

Д.: Музыка не может существовать без мелодии.

У.: Правильно! Потому что мелодия – это душа музыки.

А с каким произведением вы познакомились в прошлый раз?

Д.: С частью из симфонии №4 П.И. Чайковского.

У.: Правильно. Также вы выбирали графическую линию, которая подошла бы звучанию мелодии. Ребята, а как вы думаете, может ли музыка что-либо нам изображать?

Дети предполагают.

У.: На самом деле музыка и изобразительное искусство очень похожи, они обе способны показать человеку красоту. Где мы можем найти красоту, ребята?

Д.: В окружающем нас мире, на улице, в парках и садах…

У.: А также в других людях, они часто служат для творцов источниками вдохновения.

На сегодняшнем уроке вы встретитесь с прекрасной музыкой, в которой будут заключены образы природы. Мы попробуем понять, с помощью каких музыкальных красок композиторы изображают нам чудесные пейзажи

Этап расширения знаний: знакомство с произведениями, описывающими красоту природы, восприятие и анализ музыкальных произведений на тему природы, размышления о красоте окружающего мира.

Методы: словесные, метод анализа, метод сравнений, наглядно-слуховой метод.

У.: Музыка, как вы знаете, общается с нами при помощи определенного языка. Какого?

Д.: С помощью языка звуков.

У.: Да, музыка разговаривает при помощи звуков. Она живет вокруг нас, и каждый может услышать ее, если только пожелает.

Творчество Петра Ильича Чайковского вам уже знакомо. А сегодня я предлагаю вам послушать его произведение из фортепианного цикла «Времена года». Послушайте его, сосредоточьтесь на звучании музыки и подберите к произведению название.

Прослушивание фрагмента «Октябрь» (Осенняя песня) из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года», анализ услышанного.

У.: Ребята, что происходило с мелодией, что она напоминала вам?

Д.: Мелодия была тихой, она напоминало покачивание, возможно, ветер. Музыка вызывала грустные, печальные чувства.

У.: Это произведение, ребята, называется «Октябрь». У П.И. Чайковского 12 произведений, посвященных каждому месяцу в году, и каждый месяц изображен так, чтобы слушателю сразу представлялись особенности месяца. Так, в «Октябре» мы слышим, как будто падают листья, птицы улетают на юг, природа затихает, готовясь к зиме.

Ребята, посмотрите на текст, который написан на доске. Выразительно прочитайте его.

Один ученик читает стихотворение А. Толстого «Благословляю вас, леса…»

У.: Как вам кажется, какой была бы музыка, написанная к этому стихотворению?

Д.: Мелодия должна быть плавной, тихой, спокойной…

У.: Что хотел показать нам поэт?

Д.: Красоту русской природы, богатство ее широт.

У.: Послушайте романс, который сочинил к этим стихам П.И. Чайковский. Сравним, совпали ли ваши предположения с тем, как услышал эти строки русский композитор.

Прослушивание романса, последующий анализ, сравнение с предположениями детей.

У.: А теперь другое стихотворение – «Звонче жаворонка пенье». Про что оно? Кого изображает? Какую музыку вы бы подобрали к этому стихотворению?

Ответы учеников.

У.: К этому стихотворению Н.А. Римский-Корсаков сочинил музыку. Послушайте – какая здесь мелодия? Какие образы она создает?

Прослушивание романса.

Д.: Мелодия плавная и нежная, она подчеркивает нарисованную писателем красоту окружающего мира.

У.: молодцы, ребята. А похожи ли два произведения, которые вы прослушали?

Д.: Да, они оба рисуют прекрасные пейзажи, и мелодии в них тоже похожи.

Этап обобщения знаний: проверка усвоения темы, вокально-хоровая деятельность.

У.: Ребята, вам наверняка знакомо произведение о птичке жаворонке. Вспомните, кто написал его?

Д.: М. И. Глинка.

У.: Оно похоже на сегодняшние произведения?

Д.: Да.

У.: Потому что оба прослушанных вами произведения – это романс, особенный жанр в музыке, где часто авторы изображали красоту природы. Композиторы очень трепетно относились к красотам земли. А вы, ребята, вам нравится мир вокруг вас? Что вы делаете, чтоб сохранить красоту природы?

Размышления, предположения детей.

У.: Я вижу, что вы достаточно много делаете для сохранения красоты окружающего мира. Так можем ли мы сказать, что музыка может быть картиной, изображать нам что-либо?

Д.: Да, потому что через слова и музыкальные образы она доносит до нас разные картинки.

У.: А сейчас я предлагаю вспомнить песню о нашей Родине, России, и продолжить ее разучивание.

Вокально-хоровая деятельность, разучивание песни «Моя Россия» Г. Струве.

У.: Спасибо за урок, ребята, и помните, что красота окружающего мира зависит от каждого из вас!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!