Организационный этап: проверка усвоения предыдущей темы через устный опрос, сообщение целей и задач урока. Методы: словесные, метод забегания вперед и возвращения к пройденному. | У.: Добрый день, ребята, наше путешествие в мир музыки продолжается! На прошлом уроке мы узнали, без чего же не может существовать музыка. Без чего она будет лишь набором звуков? Д.: Музыка не может существовать без мелодии. У.: Правильно! Потому что мелодия – это душа музыки. А с каким произведением вы познакомились в прошлый раз? Д.: С частью из симфонии №4 П.И. Чайковского. У.: Правильно. Также вы выбирали графическую линию, которая подошла бы звучанию мелодии. Ребята, а как вы думаете, может ли музыка что-либо нам изображать? Дети предполагают. У.: На самом деле музыка и изобразительное искусство очень похожи, они обе способны показать человеку красоту. Где мы можем найти красоту, ребята? Д.: В окружающем нас мире, на улице, в парках и садах… У.: А также в других людях, они часто служат для творцов источниками вдохновения. На сегодняшнем уроке вы встретитесь с прекрасной музыкой, в которой будут заключены образы природы. Мы попробуем понять, с помощью каких музыкальных красок композиторы изображают нам чудесные пейзажи |
Этап расширения знаний: знакомство с произведениями, описывающими красоту природы, восприятие и анализ музыкальных произведений на тему природы, размышления о красоте окружающего мира. Методы: словесные, метод анализа, метод сравнений, наглядно-слуховой метод. | У.: Музыка, как вы знаете, общается с нами при помощи определенного языка. Какого? Д.: С помощью языка звуков. У.: Да, музыка разговаривает при помощи звуков. Она живет вокруг нас, и каждый может услышать ее, если только пожелает. Творчество Петра Ильича Чайковского вам уже знакомо. А сегодня я предлагаю вам послушать его произведение из фортепианного цикла «Времена года». Послушайте его, сосредоточьтесь на звучании музыки и подберите к произведению название. Прослушивание фрагмента «Октябрь» (Осенняя песня) из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года», анализ услышанного. У.: Ребята, что происходило с мелодией, что она напоминала вам? Д.: Мелодия была тихой, она напоминало покачивание, возможно, ветер. Музыка вызывала грустные, печальные чувства. У.: Это произведение, ребята, называется «Октябрь». У П.И. Чайковского 12 произведений, посвященных каждому месяцу в году, и каждый месяц изображен так, чтобы слушателю сразу представлялись особенности месяца. Так, в «Октябре» мы слышим, как будто падают листья, птицы улетают на юг, природа затихает, готовясь к зиме. Ребята, посмотрите на текст, который написан на доске. Выразительно прочитайте его. Один ученик читает стихотворение А. Толстого «Благословляю вас, леса…» У.: Как вам кажется, какой была бы музыка, написанная к этому стихотворению? Д.: Мелодия должна быть плавной, тихой, спокойной… У.: Что хотел показать нам поэт? Д.: Красоту русской природы, богатство ее широт. У.: Послушайте романс, который сочинил к этим стихам П.И. Чайковский. Сравним, совпали ли ваши предположения с тем, как услышал эти строки русский композитор. Прослушивание романса, последующий анализ, сравнение с предположениями детей. У.: А теперь другое стихотворение – «Звонче жаворонка пенье». Про что оно? Кого изображает? Какую музыку вы бы подобрали к этому стихотворению? Ответы учеников. У.: К этому стихотворению Н.А. Римский-Корсаков сочинил музыку. Послушайте – какая здесь мелодия? Какие образы она создает? Прослушивание романса. Д.: Мелодия плавная и нежная, она подчеркивает нарисованную писателем красоту окружающего мира. У.: молодцы, ребята. А похожи ли два произведения, которые вы прослушали? Д.: Да, они оба рисуют прекрасные пейзажи, и мелодии в них тоже похожи. |
Этап обобщения знаний: проверка усвоения темы, вокально-хоровая деятельность. | У.: Ребята, вам наверняка знакомо произведение о птичке жаворонке. Вспомните, кто написал его? Д.: М. И. Глинка. У.: Оно похоже на сегодняшние произведения? Д.: Да. У.: Потому что оба прослушанных вами произведения – это романс, особенный жанр в музыке, где часто авторы изображали красоту природы. Композиторы очень трепетно относились к красотам земли. А вы, ребята, вам нравится мир вокруг вас? Что вы делаете, чтоб сохранить красоту природы? Размышления, предположения детей. У.: Я вижу, что вы достаточно много делаете для сохранения красоты окружающего мира. Так можем ли мы сказать, что музыка может быть картиной, изображать нам что-либо? Д.: Да, потому что через слова и музыкальные образы она доносит до нас разные картинки. У.: А сейчас я предлагаю вспомнить песню о нашей Родине, России, и продолжить ее разучивание. Вокально-хоровая деятельность, разучивание песни «Моя Россия» Г. Струве. У.: Спасибо за урок, ребята, и помните, что красота окружающего мира зависит от каждого из вас! |