План конспект урока по предмету «технология» в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Тема «Основы графической грамоты». 5-й класс.
Мартынова Анастасия Михайловна: учитель технологии
Предмет: Технология
Класс: 5
Тип урока: Комбинированный
Цель: Сформировать понятия об основах графической грамоты
Задачи:
Образовательная
Выработка умения мысленно воспроизводить форму простейших геометрических тел и реальных предметов
Привитие интереса к предмету
Развивающая
Формирование и развитие пространственных представлений и логического мышления.
Умение обобщать и систематизировать учебный материал.
Расширение пространственных представлений о мире
Воспитательная
Воспитание творческой активности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирования представлений о значимости полученных на уроке знаний, о правилах выполнения графических рисунках.
Метапредметные: формирование осознанного стремления к освоению обучающимися новых знаний, умений и навыков, к достижению высоких и оригинальных творческий результатов; определение действий в соответствии с учебной и познавательной задачей.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке, оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей для ее решения; принимать и сохранять цель и учебную задачу;
Познавательные: работать с информацией, представленной в текстах и иллюстрациях, с информацией из бесед, диалогов и рассказов; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); определение из какого материала сделан предмет, изображённый на чертеже и его масштаб.
Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками; формулировать собственное мнение и аргументировать его; работать в группах, учитывая мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: формирование представления об основах графической грамоты.
Оснащение урока: Информационно-технологические материалы и ЭОР, учебник, рабочая тетрадь, чертёжные инструменты и приспособления
Ход работы
1.Организационный этап (Самоопределение к деятельности)
Приветствие. Организация рабочего места. Настрой учащихся на работу.
Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1 Для создания проблемной ситуации учитель представляет учащимся картинки с чертежами различных объектов (стул, дом, платье, корабль, и т.д.)
Давайте вместе с вами определим, что за объекты находятся на чертежах.
(Ответы обучающихся)
- Что за объект может быть изготовлен по увиденным чертежам?
(Ответы обучающихся)
- Из каких материалов может быть изготовлен объект №1, №2, № 3, № 4?
(Ответы обучающихся)
- Можно ли изготовить какое-либо изделие без набросков, эскизов, чертежей?
(Ответы обучающихся)
-Нужно ли человеку уметь выполнять чертежи, наброски, эскизы?
(Ответы обучающихся)
-Мы умеем их выполнять?
(Ответы обучающихся)
-Для разработки проекта нам нужно уметь это делать?
(Ответы обучающихся)
- Обобщает ответы.
Учитель подводит к мысли, что для изготовления любого изделия необходимо сделать наброски, эскизы, технические рисунки, чертежи, что является одним из этапов проекта
Какую цель поставим на сегодняшнем уроке?
(Ответы обучающихся)
Учитель обобщает: Научиться графической грамоте.
2. Целепологание
Наша цель: Ознакомиться и усвоить знания о элементах графической грамоты, научиться правильно выполнять эскизы, чертежи, технические рисунки одно детальных изделий используя чертёжные инструменты.
Давайте сформулируем тему урока, исходя от цели урока и запишем её в тетрадь
(Ответы обучающихся) Основы графической грамоты
3. Первичное усвоение новых знаний
Слайд 2 Учитель показывает слайды презентации с примерами и даёт определения словам.
- набросок
- эскиз
- технический рисунок
- чертёж
Слайд 3 Учитель демонстрирует чертёж детали.
- Ребята, прошу внимательно посмотреть на чертёж, чтобы увидеть, что линии различаются друг от друга.
В чём особенность этих различий?
- длина штрихов
- расстояние между штрихами
- точки между штрихами
- толщина линий
Что же они обозначают?
Слайд 4 Учитель демонстрирует слайд с таблицей типы линий.
Учитель показывает учащимся два предмета, портновское лекало (молоток) и пуговицу (гайку).
- Ребята, можете ли вы нарисовать в тетради эти предметы. Какие из этих предметов легко зарисовать в тетрадь, а какие нет, почему? Удобно ли вам рисовать? Рисовать, вероятно, вам неудобно, потому, что лекало слишком большое, а пуговица очень маленькая.
Слайд 5 Поэтому, вычерчивая МАЛЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ИХ ИЗОБРАЖЕНИЕ УВЕЛИЧИВАЮТ, А БОЛЬШИЕ УМЕНЬШАЮТ.
Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры называют – МАСШТАБОМ.
- натуральный масштаб
- увеличенный масштаб
- уменьшенный масштаб
- каким бы ни был масштаб чертежа, размеры на нём указывают действительные.
Слайд 6 с изображением чертежа детали.
Ребята, опишите, пожалуйста, что изображено, определите, из какого материала сделан предмет, какой масштаб?
Для удобства распознавания детали изображённой на чертеже в правом нижнем углу чертежа принято записывать сведения о названии, материале и масштабе.
Слайд 7 с правилами выполнения и оформления (рамки) графической документации.
-Почему необходимо соблюдать единые нормы и правила, установленные ГОСТ при оформлении чертежа? (Ответы обучающихся)
Физкульт.минутка
Устали? Давайте встанем и сделаем разминку. (Обучающиеся делают несложные упражнения в течении 30 секунд)
Практическая часть
Выполнить чертёж проекций спичечного коробка в масштабе 1:1.
Прежде чем приступить к работе, давайте проанализируем объект.
Слайд 8 Давайте определим какая грань спичечного коробка будет проецироваться как главный вид (фронтальный), вид слева, вид сверху.
Какие геометрические фигуры будут на проекциях и их размеры?
Время работы 20 минут
Домашнее задание
Стр 23 Перечертить в тетрадь основную надпись из правого нижнего угла, внести у неё свои данные (рис1.14)
Рефлексия
Какую цель мы сегодня поставили? Мы достигли этой цели? Что мы делали, чтобы её достичь? (Ответы обучающихся) узнали, что такое эскиз, набросок, технический рисунок, чертёж и что такое масштаб, что такое ГОСТ, выполнили практическую работу.
- Вы поняли, почему необходимо знать основы графической грамоты?
- Понадобятся ли эти знания при изучении тем по конструированию и моделированию швейных изделий?
- Используете ли вы эти знания при работе над проектным изделием?
Давайте посмотрим, какое настроение у вас осталось после урока. Обучающиеся прикрепляют на доску смайлики-настроение.
Спасибо за урок! До встречи, через перемену.