Областное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Обоянская детская школа искусств»
План-конспект открытого урока по сольфеджио
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ СОЛЬФЕДЖИО
Составитель: Барановская И.В.,
преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин
Обоянь
2022
План-конспект урока по сольфеджио
Дата проведения: 27 сентября 2022 г.
Группа: 1 класс
Возраст: 7 лет.
Тема урока: Развитие чувства ритма на начальном этапе обучения сольфеджио.
Тип урока: Обобщение, повторение и закрепление полученных знаний, выработка умений и навыков, применение знаний на практике.
Вид урока: комбинированный
Цель урока: Создание условий для успешного освоения и дальнейшего развития чувства метра и ритма у учащихся на начальном этапе обучения.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у учащихся начальные метроритмические, вокально-интонационные, слуховые, аналитические и творческие навыки;
Научить учащихся работать с карточками;
Развивающие:
Развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкально-образное мышление, память, творческие способности;
Развивать навык чтения нотного текста;
Развивать умения применять полученные знания на практике;
Воспитательные:
Воспитывать у детей познавательный интерес к предмету «Сольфеджио»;
Воспитывать навыки самоконтроля и чувство ответственности за результаты своей работы;
Воспитывать творческую активность, умение работать в команде.
Форма организации работы: мелкогрупповая, индивидуальная
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Материально-техническое обеспечение урока:
Мультимедийная доска
Ноутбук
Фортепиано
Школьная доска
Наглядный материал
Рабочая тетрадь
Музыкальный и текстовый материал:
«Андрей-воробей»,
«Еж»,
И. Баринова «Овощные ритмы».
Продолжительность занятия: 45 минут
План урока:
1. Организационный этап: мобилизация внимания, создание рабочего климата на уроке (2 мин.)
2. Этап постановки цели и задачи: мотивация учащихся к деятельности (2 мин.)
3. Этап повторения и закрепления изученного материала (теория и практика) (15 мин.)
4. Этап проверки понимания и усвоения материала в применении знаний и умений в процессе работы над интонированием, метроритмом и диктантом. Творческое применение знаний (20 мин.)
5. Этап информации о домашнем задании (3 мин.)
6. Заключительный этап обобщения и систематизации знаний (3 мин.)
Ход урока:
1. Организационный этап: (2 мин.)
Задача: мобилизировать внимание детей, создать рабочую атмосферу, поставить цель урока.
Преподаватель:
- Ребята, я очень рада всех вас сегодня видеть. Сегодня к нам на занятие пришли уважаемые гости, преподаватели нашей школы. Они хотят посмотреть и послушать, как вы умеете работать и чему научились за то небольшое время, как поступили в школу искусств. Готовы? Тогда начинаем.
2. Этап постановки цели и задачи: (2 мин.)
Задача: Познакомить с темой урока, определить ее место в процессе обучения сольфеджио и роль в музыке в целом.
Преподаватель:
- Наш урок будет посвящен развитию чувства ритма. На каждом уроке сольфеджио мы с вами много внимания уделяем слову «ритм». Давайте вспомним, что оно обозначает.
Что такое «ритм»? (Ритм – организует звуки, чередование разных длительностей, создает порядок в движении, без ритма не может существовать произведение, как человек без работы сердца, от ритма зависит характер произведения).
Молодцы, ребята. Все ваши ответы правильные.
3. Этап повторения и закрепления изученного материала (15 мин.)
Задача: Проверить у учащихся знания изученного материала
Задание: Пальчиковая игра «Дядя Федор», распевка «Ха-ха-ха».
Преподаватель:
- Ребята, давайте поможем нашим пальчикам проснуться и стать музыкальными. Пальчиковая игра «Дядя Федор».
- Молодцы! Исполняем распевку «Ха-ха-ха».
Задание: Повторение нотной грамоты.
Работа на мультимедийной доске. Сопоставить картинку и определение: нотный стан, скрипичный ключ, такт, тактовая черта, добавочная линейка, нота «до», нота четвертная, ноты восьмые, размер две четверти и т. д.
Задание: Исполнить песню «Андрей-воробей» разными способами:
а) с аккомпанементом инструментов шумового оркестра,
б) с ритмическим остинато (четверти). Спросить что такое «остинато». (Остинато – упорный, упрямый. Многократное повторение фразы или оборота мелодической или ритмической),
в) с похлопыванием восьмых в ладоши, четвертей – по столу.
4. Этап проверки понимания и усвоения материала. Творческое применение знаний (20 мин.)
Задача: Применение знаний на практике в новой ситуации
Задание: Знакомство с нотой «Ре».
Разучивание расположение ноты по руке. Запись черных и белых нот «ре» в нотной тетради, запись нот «до» и «ре» четвертями и восьмыми.
Задание: Разучивание песенки «Еж».
а) чтение текста, чтение нот с листа,
б) прохлопывание, определение длинных и коротких звуков,
в) дописывание штилей, определение длительностей, деление на такты в размере 2/4. запись нот в тетрадь,
г) пропевание песенки ритмослогами, нотами, с аккомпанементом шумового оркестра.
Задание: Исполнить ритмическое караоке И. Бариновой «Овощные ритмы». Исполняют 2 группами: 1 группа детей стучат восьмые, 2 группа детей – четверти.
5. Этап информации о домашнем задании (3 мин)
Пропеть и прохлопать выученные песенки.
6. Заключительный этап обобщения и систематизации знаний (3 мин.)
а) выводы урока, подведение итогов,
б) поощрение учеников.