Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 102-104)
Целевой компонент урока
Тема урока: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о падежных окончаниях имён существительных 1, 2 и 3-ого склонения единственного числа и способах проверки безударных падежных окончаний имён существительных; формирования морфологических и орфографических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о падежных окончаниях имён существительных 1, 2 и 3-ого склонения единственного числа и способах проверки безударных падежных окончаний имён существительных; формирование умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, творческих способностей; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений; умение выдвигать гипотезы и обосновывать их; умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работать в паре
Предметные: умение устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки, анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Тип урока: комбинированный.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе/паре.
Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, В.П. Канакина, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в паре.
Содержательный компонент урока
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь и пенал.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: - Урок я хочу начать следующим высказыванием: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».
У: - Как вы понимаете смысл этих слов?
У: - На каждом уроке вы стремитесь сделать для себя новое открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить свои знания, узнать новое.
II. Актуализация умений и знаний.
Минутка чистописания
У: - Запишите число, классная работа.
У: Сегодня повторим написание заглавных букв: И Р Д В Т П. Прочитайте их. О чём вам напоминает их последовательность?
О: - Напоминает о последовательности падежей.
У: - Запишите буквы, соблюдая наклон и расстояние между буквами.
У: - Сколько падежей в русском языке?
О: - В русском языке шесть падежей.
У: - Как называется изменение существительного по падежным вопросам?
О: - Склонение.
У: - Сколько типов склонения знаете?
О: - Три.
Словарно-орфографическая работа
У: - Сейчас я буду давать вам различные задания, а вы должны будете отгадывать слова и группировать их в зависимости от типа склонения и записать самостоятельно в тетради.
У: - В сутки раз я прихожу,
Сон, покой я привожу.
Встретить все меня не прочь,
И зовусь я просто... (ночь).
У: - Шестой день недели (суббота).
У: - Разгадайте ребус.
Мышь
У: - Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта (пассажир).
У: - Найдите среди цифр буквы и составьте из них слово.
1435К767884Л4534А234189С98067С3567 (класс)
У: - Место, где можно приобрести проездной билет на какой-то вид транспорта (касса).
У: - Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
Здравствуй! — говорит мне... (дядя).
У: - Прочитайте и запишите следующее перевернутое слово.
оʞоvƍʁ (яблоко)
У: - Кем приходится Маша своей маме? (дочь)
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
суббота | пассажир | ночь |
касса | класс | мышь |
дядя | яблоко | дочь |
У: - Проверяем. Один ученик читает – все остальные проверяют.
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.
У: - У каждого на парте лежит лист самооценки. В каждом столбце вы будете ставить баллы за задание, которые будете выполнять в течение всего урока. В конце урока подсчитаете все баллы и поставите себе оценку.
У: - На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец «Склонения».
3 балла – задание выполнено без ошибок.
2 балла – одна ошибка.
1 балл – две ошибки.
0 баллов – три и более ошибок.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: - Прочитайте словосочетания.
Вспоминать о лет…, пригодится в жизн…, появились на неб…, прожить до старост…, идти пол… .
У: - На какие группы можно разделить эти словосочетания?
О: - Имена существительные 1, 2 и 3-го склонения.
У: - Назовите окончания имён существительных.
У: - Стоят ли окончания в именах существительных под ударением?
О: - Нет.
У: - Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
О: - Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-ого склонения единственного числа.
У: - Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.
IV. Открытие новых умений, знаний.
Работа с учебником
У: - Откройте учебник на странице 102, найдите таблицу «Падежные окончания имён существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения».
У: - Рассмотрите таблицу. Назовите окончания существительных 1, 2 и 3-го склонения в начальной форме.
О: - Окончания существительных 1 склонения: -а, -я; 2 склонения: нулевое, -о, -е, -ё; 3 склонения: нулевое.
У: - Сравните окончания существительных в косвенных падежах. В каких падежах существительные имеют одинаковые окончания?
О: - В родительном падеже одинаковые окончания имеют существительные 1-го и 3-го склонения. В предложном падеже – 1-го и 2-го склонения.
У: - Найдите задание под точкой в упражнении 181. Прочитайте его. Какие слова надо просклонять?
О: - Змея, чайка; воробей, медведь; морковь, ладонь.
У: - Просклоняйте существительные 1-го склонения. Сравните окончания с окончаниями в таблице.
О: - Змея, чайка; змеи, чайки; змее, чайке; змею, чайку; змеей, чайкой; о змее, о чайке.
У: - Просклоняйте существительные 2-го склонения. Сравните окончания с окончаниями в таблице.
О: - Воробей, медведь; воробья, медведя; воробью, медведю; воробья, медведя; воробьём, медведем; о воробье, о медведе.
У: - Просклоняйте существительные 3-го склонения. Сравните окончания с окончаниями в таблице.
О: - Морковь, ладонь; моркови, ладони; моркови, ладони; морковь, ладонь; морковью, ладонью; о моркови, о ладони.
У: - Какой вывод вы можете сделать?
О: - Ударные и безударные падежные окончания существительных пишутся одинаково.
Работа с учебником
У: - На странице 103 найдите таблицу. Прочитайте её название.
О: - Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
У: - Сколько способов проверки здесь представлено?
О: - Два.
У: - Проанализируем первый способ. Прочитайте алгоритм. Что значит «вспомнить окончание»?
О: - Надо выучить окончания по таблице и вспоминать их.
У: - Прочитайте примеры.
У: - Познакомьтесь со вторым способом. Сколько шагов в этом алгоритме?
О: - Два шага: определить склонение, подставить слово с ударным окончанием.
У: - Дайте оценку способов проверки безударных падежных окончаний существительных. Какой способ удобнее? Каким вам пользоваться легче?
У: - Прочитайте предложения. Обоснуйте правильность написания окончаний по алгоритму.
У: - Сделайте разбор третьего предложения по членам в тетради. Один ученик выполняет разбор у доски.
Работа с учебником
У: - Прочитайте сведения о языке на странице 104.
У: - Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
V. Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания:
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Работа с учебником
У: - Найдите упражнение 184.
Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку
Откройте учебник на странице 104, упражнение 184.
Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
Как вы поняли задания?
Выполните задание устно.
Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).
Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).
Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.
У: - Прочитайте первое предложение. Что вы можете сказать о выделенных словах?
О: - Это однородные члены предложения.
У: - Как вы это определили?
О: - Они отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову.
У: - Определите падеж выделенных существительных в первом предложении.
О: - Листья (чего?) клёна, липы, тополя, берёзки.
У: - Как вы думаете, одинаковыми ли будут окончания этих существительных?
О: - Нет.
У: - От чего зависит окончание?
О: - От склонения этих существительных.
У: - Определите окончания существительных, пользуясь алгоритмом. Записываете предложения в тетрадь и один ученик комментируете написание. Второе предложение записываете самостоятельно.
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.
У: - На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец «Упражнение 184».
3 балла – задание выполнено без ошибок.
2 балла – одна ошибка.
1 балл – две ошибки.
0 баллов – три и более ошибок.
Работа в парах
У: - Сейчас вам нужно будет поработать в парах и провести небольшой диктант своему соседу.
Алгоритм Первый ученик пары читает текст карточки, второй ученик пишет. Другой ученик пары (тот, кто перед этим писал) читает текст своей карточки, а первый, прежде диктовавший, пишет. Каждый берёт тетрадь своего партнёра и без заглядывания в карточку проверяют написанный им диктант. Открывают карточки и по карточкам проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, а потом – другой. Допустивший ошибки, делает устно работу над ошибками под контролем диктовавшего. В тетрадях друг друга ставят подписи: «Проверял …» |
Карточка 1 ехать в автобусе, купался в море, ходил за хлебом, растёт на болоте |
Карточка 2 отправился с хозяином, лежала на месте, ушли утром, гулял в парке |
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.
У: - На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец «Диктант».
3 балла – задание выполнено без ошибок.
2 балла – одна ошибка.
1 балл – две ошибки.
0 баллов – три и более ошибок.
Работа на карточках
У: - Спишите, употребив слова, данные в скобках, в нужном падеже. Выделите окончания имён существительных.
1) На (ветка, сирень) распевал соловей.
2) На (крыша, дом) прыгали воробьи.
3) По поляне вьётся узкой (ленточка) тропинка к лесной (опушка).
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.
У: - На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец «Диктант».
3 балла – задание выполнено без ошибок.
2 балла – одна ошибка.
1 балл – две ошибки.
0 баллов – три и более ошибок.
VII. Итог урока. Рефлексия.
У: - Что мы сегодня изучали на уроке?
О: - Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-ого склонения единственного числа.
У: - Сколько способов проверки безударных падежных окончаний имён существительных вы сегодня узнали?
О: - Два.
У: - Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились.
У: - Выберите пословицу, которая характеризуют вашу работу сегодня:
Учить — ум точить.
Знаешь - говори, а не знаешь - слушай.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
У: - Все три пословицы относятся к вашей работе на уроке.
У: - Сложите все полученные баллы и в соответствии с количеством баллов поставьте себе оценку на листе самооценки.
Деятельность на уроке | Сумма баллов | Отметка |
Склонения | Упражнение 184 | Работа на карточке | Диктант |
| | | | | |
0 – 6 баллов – отметка «2»
7 – 8 баллов – отметка «3»
9 – 10 баллов – отметка «4»
11 – 12 баллов – отметка «5»
У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!
VIII. Домашнее задание.
У: - Страница 103 упражнение 183.