СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка  в 4 классе «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»»

Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 102-104)

Целевой компонент урока

Тема урока: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»

Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о падежных окончаниях имён существительных 1, 2 и 3-ого склонения единственного числа и способах проверки безударных падежных окончаний имён существительных; формирования морфологических и орфографических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о падежных окончаниях имён существительных 1, 2 и 3-ого склонения единственного числа и способах проверки безударных падежных окончаний имён существительных; формирование умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, творческих способностей; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений; умение выдвигать гипотезы и обосновывать их; умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работать в паре

Предметные: умение устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки, анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Тип урока: комбинированный.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе/паре.

Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, В.П. Канакина, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в паре.

Содержательный компонент урока

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь и пенал.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: - Урок я хочу начать следующим высказыванием: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».

У: - Как вы понимаете смысл этих слов? 

У: - На каждом уроке вы стремитесь сделать для себя новое открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить свои знания, узнать новое.

II. Актуализация умений и знаний.

Минутка чистописания

У: - Запишите число, классная работа.

У: Сегодня повторим написание заглавных букв: И Р Д В Т П. Прочитайте их. О чём вам напоминает их последовательность?

О: - Напоминает о последовательности падежей.

У: - Запишите буквы, соблюдая наклон и расстояние между буквами.

У: - Сколько падежей в русском языке? 

О: - В русском языке шесть падежей.

У: - Как называется изменение существительного по падежным вопросам?

О: - Склонение.

У: - Сколько типов склонения знаете?

О: - Три.

Словарно-орфографическая работа

У: - Сейчас я буду давать вам различные задания, а вы должны будете отгадывать слова и группировать их в зависимости от типа склонения и записать самостоятельно в тетради.

У: - В сутки раз я прихожу,
Сон, покой я привожу.
Встретить все меня не прочь,
И зовусь я просто... (ночь).

У: - Шестой день недели (суббота).

У: - Разгадайте ребус.

Мышь

У: - Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта (пассажир).

У: - Найдите среди цифр буквы и составьте из них слово.

1435К767884Л4534А234189С98067С3567 (класс)

У: - Место, где можно приобрести проездной билет на какой-то вид транспорта (касса).

У: - Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

Здравствуй! — говорит мне... (дядя).

У: - Прочитайте и запишите следующее перевернутое слово.

оʞоvƍʁ (яблоко)

У: - Кем приходится Маша своей маме? (дочь)

1 склонение

2 склонение

3 склонение

суббота

пассажир

ночь

касса

класс

мышь

дядя

яблоко

дочь



У: - Проверяем. Один ученик читает – все остальные проверяют.

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

У: - У каждого на парте лежит лист самооценки. В каждом столбце вы будете ставить баллы за задание, которые будете выполнять в течение всего урока. В конце урока подсчитаете все баллы и поставите себе оценку.

У: - На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец «Склонения».

3 балла – задание выполнено без ошибок.

2 балла – одна ошибка.

1 балл – две ошибки.

0 баллов – три и более ошибок.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: - Прочитайте словосочетания.

Вспоминать о лет…, пригодится в жизн…, появились на неб…, прожить до старост…, идти пол… .

У: - На какие группы можно разделить эти словосочетания?

О: - Имена существительные 1, 2 и 3-го склонения.

У: - Назовите окончания имён существительных.

У: - Стоят ли окончания в именах существительных под ударением?

О: - Нет.

У: - Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

О: - Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-ого склонения единственного числа.

У: - Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Работа с учебником

У: - Откройте учебник на странице 102, найдите таблицу «Падежные окончания имён существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения».

У: - Рассмотрите таблицу. Назовите окончания существительных 1, 2 и 3-го склонения в начальной форме.

О: - Окончания существительных 1 склонения: -а, -я; 2 склонения: нулевое, -о, -е, -ё; 3 склонения: нулевое.

У: - Сравните окончания существительных в косвенных падежах. В каких падежах существительные имеют одинаковые окончания?

О: - В родительном падеже одинаковые окончания имеют существительные 1-го и 3-го склонения. В предложном падеже – 1-го и 2-го склонения.

У: - Найдите задание под точкой в упражнении 181. Прочитайте его. Какие слова надо просклонять?

О: - Змея, чайка; воробей, медведь; морковь, ладонь.

У: - Просклоняйте существительные 1-го склонения. Сравните окончания с окончаниями в таблице.

О: - Змея, чайка; змеи, чайки; змее, чайке; змею, чайку; змеей, чайкой; о змее, о чайке.

У: - Просклоняйте существительные 2-го склонения. Сравните окончания с окончаниями в таблице.

О: - Воробей, медведь; воробья, медведя; воробью, медведю; воробья, медведя; воробьём, медведем; о воробье, о медведе.

У: - Просклоняйте существительные 3-го склонения. Сравните окончания с окончаниями в таблице.

О: - Морковь, ладонь; моркови, ладони; моркови, ладони; морковь, ладонь; морковью, ладонью; о моркови, о ладони.

У: - Какой вывод вы можете сделать?

О: - Ударные и безударные падежные окончания существительных пишутся одинаково.

Работа с учебником

У: - На странице 103 найдите таблицу. Прочитайте её название.

О: - Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

У: - Сколько способов проверки здесь представлено?

О: - Два.

У: - Проанализируем первый способ. Прочитайте алгоритм. Что значит «вспомнить окончание»?

О: - Надо выучить окончания по таблице и вспоминать их.

У: - Прочитайте примеры.

У: - Познакомьтесь со вторым способом. Сколько шагов в этом алгоритме?

О: - Два шага: определить склонение, подставить слово с ударным окончанием.

У: - Дайте оценку способов проверки безударных падежных окончаний существительных. Какой способ удобнее? Каким вам пользоваться легче?

У: - Прочитайте предложения. Обоснуйте правильность написания окончаний по алгоритму.

У: - Сделайте разбор третьего предложения по членам в тетради. Один ученик выполняет разбор у доски.

Работа с учебником

У: - Прочитайте сведения о языке на странице 104.

У: - Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания:

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа с учебником

У: - Найдите упражнение 184.

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку

  1. Откройте учебник на странице 104, упражнение 184.

  2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).

  3. Как вы поняли задания?

  4. Выполните задание устно.

  5. Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).

  6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).

  7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.

У: - Прочитайте первое предложение. Что вы можете сказать о выделенных словах?

О: - Это однородные члены предложения.

У: - Как вы это определили?

О: - Они отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову.

У: - Определите падеж выделенных существительных в первом предложении.

О: - Листья (чего?) клёна, липы, тополя, берёзки.

У: - Как вы думаете, одинаковыми ли будут окончания этих существительных?

О: - Нет.

У: - От чего зависит окончание?

О: - От склонения этих существительных.

У: - Определите окончания существительных, пользуясь алгоритмом. Записываете предложения в тетрадь и один ученик комментируете написание. Второе предложение записываете самостоятельно.

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

У: - На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец «Упражнение 184».

3 балла – задание выполнено без ошибок.

2 балла – одна ошибка.

1 балл – две ошибки.

0 баллов – три и более ошибок.

Работа в парах

У: - Сейчас вам нужно будет поработать в парах и провести небольшой диктант своему соседу.

Алгоритм

  1. Первый ученик пары читает текст карточки, второй ученик пишет.

  2. Другой ученик пары (тот, кто перед этим писал) читает текст своей карточки, а первый, прежде диктовавший, пишет.

  3. Каждый берёт тетрадь своего партнёра и без заглядывания в карточку проверяют написанный им диктант.

  4. Открывают карточки и по карточкам проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, а потом – другой.

  5. Допустивший ошибки, делает устно работу над ошибками под контролем диктовавшего.

  6. В тетрадях друг друга ставят подписи: «Проверял …»



Карточка 1

ехать в автобусе, купался в море, ходил за хлебом, растёт на болоте


Карточка 2

отправился с хозяином, лежала на месте, ушли утром, гулял в парке



Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

У: - На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец «Диктант».

3 балла – задание выполнено без ошибок.

2 балла – одна ошибка.

1 балл – две ошибки.

0 баллов – три и более ошибок.

Работа на карточках

У: - Спишите, употребив слова, данные в скобках, в нужном падеже. Выделите окончания имён существительных.

1) На (ветка, сирень) распевал соловей.

2) На (крыша, дом) прыгали воробьи.

3) По поляне вьётся узкой (ленточка) тропинка к лесной (опушка).

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

У: - На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец «Диктант».

3 балла – задание выполнено без ошибок.

2 балла – одна ошибка.

1 балл – две ошибки.

0 баллов – три и более ошибок.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: - Что мы сегодня изучали на уроке?

О: - Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-ого склонения единственного числа.

У: - Сколько способов проверки безударных падежных окончаний имён существительных вы сегодня узнали?

О: - Два.

У: - Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились.

У: - Выберите пословицу, которая характеризуют вашу  работу сегодня:

Учить — ум точить. 

Знаешь - говори, а не знаешь - слушай.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

У: - Все три пословицы относятся к вашей работе на уроке.

У: - Сложите все полученные баллы и в соответствии с количеством баллов поставьте себе оценку на листе самооценки.

Деятельность на уроке

Сумма баллов


Отметка

Склонения

Упражнение

184

Работа на карточке

Диктант









0 – 6 баллов – отметка «2»

7 – 8 баллов – отметка «3»

9 – 10 баллов – отметка «4»

11 – 12 баллов – отметка «5»

У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

VIII. Домашнее задание.

У: - Страница 103 упражнение 183.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!