План-конспект
урока технологии
по теме «Сущность технологии в производстве»
Тип урока: « Систематизация и обобщения знаний и умений»
Метод обучения: Системно-деятельностный подход
Цели урока:
-Образовательные: Познакомить учащихся с технологией в масштабе производства;
-Воспитательные:Воспитывать аккуратность, внимательность, прививать эстетический вкус;
-Развивающие:Формировать практические действия, направленные на развитие творческих задатков личности.
Методическое оснащение:
• Материально-техническая база: кабинет технологии;
• Дидактическое обеспечение: учебник “Технология. 5 кл” автор В.М. Казакевич; тетрадь, экран, проектор.
• Методы деятельности: рассказ учителя, беседа, просмотр презентации.
5 класс
Тема урока: «Сущность технологии в производстве. Правила внутреннего распорядка и правила безопасной работы. Организация рабочего места и его оборудование»
Ход урока:
Организационный этап: представление учителя, знакомство с классом.
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Повторение пройденного в начальной школе по теме «технология»:
Давайте вместе вспомним некоторые понятия, с которыми вы знакомились в начальных классах.
- проведение игры с применением квестовой технологии
Правила игры
Детям раздается комплект карточек по группам, в каждой группе они должны найти карточку со словом, которое объединяет все эти предметы, причем слово «современность» входит во все группы, но не является определяющим. В результате обсуждения группы учеников находят основные виды материалов, которые используются для современного материального производства.
Древесина: разделочные доски, дом и мебель, изделия из бересты, книга, изделия из картона.
Глина: посуда, кирпичный дом, керамическая плитка.
Железо: транспорт, ведро и деньги, болты и гайки, станки, инструменты, приборы,
Камни: дом и камин, тротуарные дороги, изделия из камня.
- обсуждение полученных результатов, обобщение понятий ( Презентация 1)
Актуализация знаний. Объяснение новой темы:
А. Понятия технологии (классификация), труда ( продукт труда, предмет труда, средства труда).
Технология от греч. techne — искусство, мастерство, умение плюс... логия) — совокупность приемов и способов обработки и переработки различных сред.
Классификация – это распределение каких-либо объектов по отдельным группам
Труд - общественно - полезная деятельность человека, предмет труда ( материал из которого создают изделие), средства труда ( инструменты, приспособления и т.п.), продукт труда ( само изделие, результат, достижение и т.п.).
Б. Основы деятельности человека
( Презентация 2)
В. Рабочее место ( Презентация 3)
На рабочем месте в учебных мастерских или классе учащийся обязан соблюдать образцовый порядок, который не только способствует достижению качественной работы, но и предотвращает несчастные случаи. На рабочем месте должны находиться только предметы, необходимые для выполнения данного задания.
Учитель знакомит учащихся с правилами поведения и техники безопасности в мастерской.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности
Применение знаний и умения в новой ситуации Практическая работа: «Изготовление стаканчика в технике «оригами» из различных видов бумаги» (см. Приложение 1)
На первый урок дети приходят в ситуации отсутствия домашнего задания. На уроке получают подготовленный учителем раздаточный материал и инструкцию к действию.
Здесь формируются навыки и умения по способам преобразования информации и материала: не просто сложить бумагу, а умение прочитать схему и по выбранной схеме выполнить действие, своего рода технологию изготовления.
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Подведение итогов. Провести с учащимися тест
ТЕСТ 5 класс 1 урок
1. Что такое рабочее место?
А) Часть пространства, приспособленная для принятия пищи
Б) Часть пространства, приспособленная для выполнения какой – либо работы
В) Часть пространства, приспособленная для сна
Г) Место (пассажира) в автобусе
2.Что такое работа?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что такое труд?
А) Труд – деятельность живого существа, связанная с созданием чего – либо
Б) Труд – деятельность человека, (требующая усилий) связанная с созданием чего – либо
Б) Труд – основа жизни любого живого существа
В) Труд – любая деятельность, (любого живого существа
4. Что такое инструмент?
А) Инструмент – любое средство воздействия на объект
Б) Инструмент - вспомогательный материал воздействия на объект
В) Инструмент - средство воздействия на объект при помощи руки человека
Г) Инструмент - то, чем выполняют работу
5. Что такое технология?
А) Технология – это план действий при создании продукта
Б) Технология - Учение о мастерстве, умении.
В) Технология - инструкция приготовления супа
Г) Технология
Рефлексия.
Продолжите фразы:
- сегодня я узнал...
- я понял, что…
- было интересно узнать, что…
Давайте сделаем вывод о технологии!
Домашнее задание
Разноуровневое задание для учащихся по выбору:
1) Написать небольшое сообщение о любой производственной технологии
2) Написать технологию создания хлеба.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Работа в командах.
Каждая команда получает карточки. Среди этих карточек найти одну, которая объединит все остальные. Её необходимо разместить в центре и объяснить, почему она объединяет все остальные.
ДОМ И КАМИН | ТРОТУАРНЫЕ ДОРОГИ |
РАЗДЕЛОЧНЫЕ ДОСКИ | ПОСУДА |
ГЛИНА и ГОНЧАРНАЯ ПОСУДА | КИРПИЧНЫЙ ЗАБОР |
ДРЕВЕСИНА | БОЧКИ |
Инструменты | ТРАНСПОРТ |
| У ПОСУДА. ГЖЕЛЬ ТЮГИ УТЮГИ |
Книги и учебники | БОЛТЫ и ГАЙКИ |
ПОСУДА | МАНГАЛ |
ИЗДЕЛИЯ из КАРТОНА | ИЗДЕЛИЯ из БЕРЕСТЫ |
6