План-конспект урока «Власть, экономика и общество в условиях войны»
класс 10
Задача урока: охарактеризовать внутриполитическое положение России, изменения в повседневной жизни и черты нарастающего кризиса.
План урока
1. Война и экономика.
2. Война и общество.
3. Распутинщина.
4. «Грозный кризис... уже назрел».
ХОД УРОКА
• Проверка и актуализация знаний
В начале урока учащимся предлагается ответить на вопросы домашнего задания или поучаствовать в исторической эстафете.
1-я команда | 2-я команда |
1. Определите цели Германии в Первой мировой войне. (Получение доступа к колониям, захват новых территорий и расширение сфер влияния.) | 1. Определите цели России в Первой мировой войне. (Доступ к черноморским проливам, усиление влияния на Балканах.) |
2. Продолжите предложение. Германия объявила войну России .... (19 июля (1 августа) 1914г.) | 2. Продолжите предложение. Россия начала мобилизацию армии .... (18 (31) июля 1914г.) |
3. Продолжите предложение. Поводом к Первой мировой войне стало .... (убийство австрийского наследника Франца-Фердинанда) | 3. Продолжите предложение. Сторонники меньшевика Г. В. Плеханова были названы оборонцами потому, что они .... (считали необходимым поддержать правительство во время войны) |
з4. Назовите два крупных события, произошедших на Восточном фронте в 1914 г. (Наступления русской армии в Пруссии и Галиции.) | 4. Каковы были итоги военной кампании 1915 г.? (Русские войска оставили Галицию, Прибалтику, Белоруссию.) |
5. Назовите крупное событие, произошедшее на Юго-Западном фронте 22 мая 1916 г. (Начался Брусиловский прорыв.) | 5. Каковы были результаты Брусиловского прорыва? (Выровнена линия фронта, Германия перебросила части с Западного фронта, война приобрела позиционный характер.) |
• Изучение нового материала
Перед изучением темы урока учащимся предлагается познакомиться с иллюстрацией и эпиграфом к параграфу. Далее, рассматривая влияние войны на российское общество, учитель предлагает учащимся поработать с документами и выполнить задания к ним.
Из показаний А. Д. Протопопова1 Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства
...Финансы расстроены. Товарообмен нарушен... Пути сообщения в полном расстройстве, что чрезвычайно осложнило экономическое и военное положение.
Двоевластие (Ставка и министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам... Поборы обезлюдили деревни, остановили землеобрабатывающую промышленность; ощутился громадный недостаток рабочей силы... города голодали, торговля была задавлена, постоянно под страхом реквизиций... рабочих превратили в солдат, солдат в рабочих.
Армия устала, недостатки понизили ее дух...
Вопрос к документу: Каковы были экономические последствия войны к концу 1916 г.?
Учащимся предлагается поработать с текстом учебника и определить влияние войны на политическую и экономическую ситуацию в стране.
Влияние войны |
на экономическую ситуацию | на политическую ситуацию |
| |
1 Сентябрь—декабрь 1916 г. — управляющий, декабрь 1916 г. — февраль 1917 г. — министр внутренних дел.
Вопросы и задание учащимся: 1. Как вы думаете, почему начало войны было встречено в обществе с воодушевлением? 2. В чем заключались различия в отношении к войне либеральных партий и социал-демократической (большевистской) партии? 3. Какую оценку можно дать призыву большевиков «превратить войну империалистическую в войну гражданскую»? 4*. Как вы думаете, в чем причины усиления большевистского влияния в армии к 1917 г.? 5. Используя иллюстрации на с. 16 и 21, докажите, что война резко снизила уровень жизни населения.
(Здесь и далее звездочкой (*) обозначены вопросы и задания повышенной сложности.) и Закрепление материала
Прокомментируйте мнение ученого П. В. Волобуева: «Война, во-первых, усилила и углубила кризис общественного и государственного строя России, сделав его трудноразрешимым в рамках капитализма. Во-вторых, напряжение большой войны было непосильным и для отсталой экономической системы, и для полицейско-бюрократической власти, оказавшейся неспособной мобилизовать громадные материальные ресурсы страны для успешного ведения войны». * Можно ли утверждать, что война сделала неизбежной новую революцию в России?
• Формирование универсальных компетенций
В конце занятия учащиеся формулируют главный вопрос урока и варианты ответов на него. Целесообразно провести беседу с учащимися и выяснить, какие вопросы темы вызвали затруднения и интерес, оценить уровень усвоения учебного материала на уроке. Учащиеся могут предложить возможные вопросы для дальнейшего изучения, определить пути выполнения домашнего задания.
1. Война и экономика. России в годы войны росли налоги, был введён новый подоходный налог. Казначейство печатало всё больше бумажных денег. Правительство прибегало к внешним займам у Франции и Англии, расходуя их на закупку вооружений и боеприпасов. Однако не хватало.На местах начали создавать военно-промышленные комитеты, деятельность которых возглавлял Центральный военно-промышленный комитет. Председателем его стал А. И. Гучков. Военно-промышленные комитеты способствовали привлечению к военным заказам широкого круга предпринимателей.
Наиболее критическое положение сложилось на железнодорожном транспорте. Несмотря на успехи в железнодорожном строительстве, рельсовых путей в Европейской России в пересчёте на единицу пространства было во много раз меньше, чем в Германии и Австро-Венгрии. Железные дороги не справлялись с обслуживанием фронта, с перевозкой топлива и продовольствия. Транспортный кризис приводил к расстройству всего хозяйства и к ухудшению жизни в городах. С мест в столицу шли телеграммы: «Дайте хлеба, пришлите муки». У хлебных лавок, особенно в Петрограде и Москве, выстраивались очереди: в пекарнях то недоставало муки, то не было топлива для выпечки 1. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в российской экономике в годы войны. Почему не удалось создать прочный тыл для воюющей армии?
2. Вспомните из курса новейшей истории, какие изменения в годы Первой мировой войны произошли в сфере производства и управления в европейских странах. Найдите сходство и различия с ситуацией, сложившейся в России.хлеба. Деньги падали в цене, а продовольствие дорожало.
2. Война и общество
Война начиналась в обстановке патриотического подъёма. В храмах шли тожественные молебны о ниспослании победы, в официальных речах звучала уверенность, что война будет скоротечной и победоносной. Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Против военных кредитов проголосовали в Думе только социал-демократы (большевики).
Лозунгом дня стало: «Война до победного конца». Помощь фронту была объявлена общенародным делом. Женщины шли в сёстры милосердия, ухаживали за ранеными в Были созданы Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам и ставивший те же задачи Всероссийский союз городов. Всероссийский земский союз возглавил видный общественный деятель князь Г. Е. Львов, который ещё в русско-японскую войну приобрёл опыт руководства врачебно-продовольственными отрядами, организованными земствами. Известен был князь и своей благотворительной деятельностью (сбор пожертвований для голодающих, малоимущих, погорельцев). Оба общественных Союза занимались организацией лазаретов и госпиталей, банно-прачечных отрядов и разного рода мастерских для обслуживания солдатских нужд, формированием санитарных поездов, закупкой медикаментов, белья и тёплой одежды.госпиталях. Сама и Кроме создания министерства общественного доверия, либеральная оппозиция требовала проведения реформ (обновления состава органов местного самоуправления, введения волостного земства, восстановления деятельности запрещённых в годы войны профсоюзов и др.). Однако в ответ на эти требования Николай II распустил Думу на досрочные каникулы. Был также запрещён совместный съезд Земского союза и Союза городов, поскольку они выступали с тех же позиций, что и Прогрессивный блок.мператрица и дочери Николая II тоже надели форму сестёр милосердия
1. Как было встречено в обществе начало войны? Почему реакция оказалась именно такой? Охарактеризуйте отношение к войне различных политических сил и широких слоёв населения. (При необходимости повторите материал прошлого года о политических партиях.)
2. Как затягивание военных действий отразилось на ситуации в обществе и в политической элите?
3. Распутинщина. В годы войны (особенно после того, как Николай II стал Верховным главнокомандующим и проводил большую часть времени в Могилёве, где размещалась Ставка) усилилось влияние на государственные дела «святого старца» Григория Распутина. Григорий Ефимович Новых, ставший потом известным как Распутин, происходил из крестьян Тобольской губернии. Порвав с крестьянской жизнью, он ушёл в «странничество». Посещая монастыри и святые места, со временем он приобрёл репутацию «святого старца» — «целителя» и «прорицателя».
В 1905 г. петербургские покровители из высших аристократических кругов познакомили Распутина с царской семьёй. Постепенно он стал оказывать большое влияние на императрицу Александру Фёдоровну. В набожной царской семье истово верили в «знамения» и «чудеса». У императорской супружеской четы было четверо дочерей (Ольга, Мария, Татьяна, Анастасия) и единственный сын, наследник престола Алексей. Родившийся в 1904 г. Алексей был болен гемофилией — передающейся по наследству пониженной свёртываемостью крови. При малейших ушибах и ссадинах у него начиналось сильное, опасное для жизни кровотечение.
Распутин умел «заговаривать кровь», лечил молитвами и «наложением рук». Как бы там ни было, старец благотворно воздействовал на больного мальчика, в этом были убеждены его родители.
«Сибирский старец» обладал природным умом, гипнотической силой внушения, пониманием психического склада людей, с которыми его сводила судьба. Но если для царской семьи и лиц из её ближайшего окружения Распутин был «божьим человеком», то в глазах общественности он являлся «злым гением» царской династии, символом нравственного разложения «верхов» Российской империи. Склонный к кутежам и скандалам, к покровительству сомнительным личностям, пытающийся вмешиваться в назначение на государственные должности, Распутин вызывал ненависть не только у оппозиционеров и в народе, но даже у части представителей Дома Романовых.
Выступая в Думе, крайний монархист В. М. Пуришкевич восклицал: «В былые годы, в былые столетия Гришка Отрепьев колебал основы русской державы. Гришка Отрепьев воскрес в Гришке Распутине, но этот Гришка, живущий при других условиях, опаснее Гришки Отрепьева». В середине декабря 1916 г. сговорившиеся между собой князь Ф. Ф. Юсупов (был женат на великой княгине Ирине Александровне, племяннице Николая II), великий князь Дмитрий Павлович (двоюродный брат императора) и В. М. Пуришкевич убили Распутина и сбросили его труп в прорубь Невы. Выловленный из воды труп был тайно похоронен в Царском Селе. Весть о смерти Распутина была встречена общественностью с ликованием. Но уже ничто не могло восстановить потерянный авторитет императорского имени.
1. За что монархисты убили Распутина?
2. Существует мнение, что влияние Распутина на царскую семью и лично Николая II сильно преувеличено враждебными политическими силами. Соберите дополнительную информацию по этому вопросу, подготовьте сообщение.
4. «Грозный кризис... уже назрел».
В ноябре—декабре 1916 г. проходила последняя сессия IV Думы. В обстановке нарастания в стране экономических трудностей и соответственно оппозиционных и революционных настроений Дума вступила в открытое противостояние с правительством. Ведущие думские деятели выступали с резкой критикой власти. Лидер кадетов П. Н. Милюков обвинял власть в развале страны, в коррупции и даже прогерманских симпатиях. Каждое обвинение в своей думской речи он заканчивал фразой: «Что это: глупость или измена?» Напуганный гласной критикой правительства, министр внутренних дел запретил проведение съездов Союза земств и городов и кооперативов, занимавшихся продовольственным вопросом. «Историческая власть страны стоит у бездны», — заявлял князь Г. Е. Львов от имени Союза земств. В выступлении Милюкова прозвучало, что борьба с правительством переходит, как и в 1905 г., в формы, которые не считаются с законом, а воздух наполнен электричеством и неизвестно, куда падёт грозовой удар. После этого заседания в ночь на 17 декабря 1916 г. императорским указом работа Думы была прервана до февраля следующего года. Больше Государственная дума никогда не созывалась. Начало 1917 г. было отмечено стачками и демонстрациями. В Петрограде в годовщину «Кровавого воскресенья» 150 тыс. рабочих приняло участие в демонстрациях под лозунгами «Хлеба!» и «Долой войну!».
Почему возник политический кризис? В чём он проявился?
Рефлексия
*Как встретила войну Русская православная церковь? Подготовьте краткую справку на эту тему.
1. Какую военно-экономическую помощь оказывали России в ходе войны её союзники? Оцените масштабы этой помощи и её значение для преодоления тех трудностей, с которыми столкнулась Россия.
2. Что такое «министерская чехарда» и кто был в ней виноват?
3. Григорий Распутин — один из самых известных российских персонажей массовой культуры. Почему он им стал? С какими отражениями этого образа вы знакомы (кинофильмы, литературные произведения и пр.)?
4. Почему история убийства Распутина до сих пор привлекает внимание и вызывает споры среди историков?
5. Какие конкретные обвинения содержались в речи П. Н. Милюкова «Глупость или измена?»? Удалось ли подтвердить эти обвинения впоследствии?
Домашнее задание: