СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока «Власть, экономика и общество в условиях войны» класс 10.История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Война начиналась в обстановке патриотического подъёма. В храмах шли тожественные молебны о ниспослании победы, в официальных речах звучала уверенность, что война будет скоротечной и победоносной. Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Против военных кредитов проголосовали в Думе только социал-демократы (большевики

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока «Власть, экономика и общество в условиях войны» класс 10.История»

План-конспект урока «Власть, экономика и общество в условиях войны»

класс 10

Задача урока: охарактеризовать внутриполитическое положение России, изменения в повседневной жизни и черты нарастающего кризиса.

План урока

1. Война и экономика.

2. Война и общество.

3. Распутинщина.

4. «Грозный кризис... уже назрел».

ХОД УРОКА

• Проверка и актуализация знаний

В начале урока учащимся предлагается ответить на вопросы домашнего задания или поучаствовать в исторической эстафете.

1-я команда

2-я команда

1. Определите цели Германии в Первой мировой войне. (Получение доступа к колониям, захват новых территорий и расширение сфер влияния.)

1. Определите цели России в Первой мировой войне. (Доступ к черноморским проливам, усиление влияния на Балканах.)

2. Продолжите предложение. Германия объявила войну России .... (19 июля (1 августа) 1914г.)

2. Продолжите предложение. Россия начала мобилизацию армии ....

(18 (31) июля 1914г.)

3. Продолжите предложение. Поводом к Первой мировой войне стало .... (убийство австрийского наследника Франца-Фердинанда)

3. Продолжите предложение. Сторонники меньшевика Г. В. Плеханова были названы оборонцами потому, что они .... (считали необходимым поддержать правительство во время войны)

з4. Назовите два крупных события, произошедших на Восточном фронте в 1914 г. (Наступления русской армии в Пруссии и Галиции.)

4. Каковы были итоги военной кампании 1915 г.? (Русские войска оставили Галицию, Прибалтику, Белоруссию.)

5. Назовите крупное событие, произошедшее на Юго-Западном фронте 22 мая 1916 г. (Начался Брусиловский прорыв.)

5. Каковы были результаты Брусиловского прорыва? (Выровнена линия фронта, Германия перебросила части с Западного фронта, война приобрела позиционный характер.)

• Изучение нового материала

Перед изучением темы урока учащимся предлагается познакомиться с иллюстрацией и эпиграфом к параграфу. Далее, рассматривая влияние войны на российское общество, учитель предлагает учащимся поработать с документами и выполнить задания к ним.

Из показаний А. Д. ПротопоповаЧрезвычайной следственной комиссии Временного правительства

...Финансы расстроены. Товарообмен нарушен... Пути сообщения в полном расстройстве, что чрезвычайно осложнило экономическое и военное положение.

Двоевластие (Ставка и министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам... Поборы обезлюдили деревни, остановили землеобрабатывающую промышленность; ощутился громадный недостаток рабочей силы... города голодали, торговля была задавлена, постоянно под страхом реквизиций... рабочих превратили в солдат, солдат в рабочих.

Армия устала, недостатки понизили ее дух...

Вопрос к документу: Каковы были экономические последствия войны к концу 1916 г.?

Учащимся предлагается поработать с текстом учебника и определить влияние войны на политическую и экономическую ситуацию в стране.

Влияние войны

на экономическую ситуацию

на политическую ситуацию

 

 

1 Сентябрь—декабрь 1916 г. — управляющий, декабрь 1916 г. — февраль 1917 г. — министр внутренних дел.

Вопросы и задание учащимся: 1. Как вы думаете, почему начало войны было встречено в обществе с воодушевлением? 2. В чем заключались различия в отношении к войне либеральных партий и социал-демократической (большевистской) партии? 3. Какую оценку можно дать призыву большевиков «превратить войну империалистическую в войну гражданскую»? 4*. Как вы думаете, в чем причины усиления большевистского влияния в армии к 1917 г.? 5. Используя иллюстрации на с. 16 и 21, докажите, что война резко снизила уровень жизни населения.

(Здесь и далее звездочкой (*) обозначены вопросы и задания повышенной сложности.) и Закрепление материала

Прокомментируйте мнение ученого П. В. Волобуева: «Война, во-первых, усилила и углубила кризис общественного и государственного строя России, сделав его трудноразрешимым в рамках капитализма. Во-вторых, напряжение большой войны было непосильным и для отсталой экономической системы, и для полицейско-бюрократической власти, оказавшейся неспособной мобилизовать громадные материальные ресурсы страны для успешного ведения войны». * Можно ли утверждать, что война сделала неизбежной новую революцию в России?

• Формирование универсальных компетенций

В конце занятия учащиеся формулируют главный вопрос урока и варианты ответов на него. Целесообразно провести беседу с учащимися и выяснить, какие вопросы темы вызвали затруднения и интерес, оценить уровень усвоения учебного материала на уроке. Учащиеся могут предложить возможные вопросы для дальнейшего изучения, определить пути выполнения домашнего задания.

1. Война и экономика. России в годы войны росли налоги, был введён новый подоходный налог. Казначейство печатало всё больше бумажных денег. Правительство прибегало к внешним займам у Франции и Англии, расходуя их на закупку вооружений и боеприпасов. Однако не хватало.На местах начали создавать военно-промышленные комитеты, деятельность которых возглавлял Центральный военно-промышленный комитет. Председателем его стал А. И. Гучков. Военно-промышленные комитеты способствовали привлечению к военным заказам широкого круга предпринимателей.

Наиболее критическое положение сложилось на железнодорожном транспорте. Несмотря на успехи в железнодорожном строительстве, рельсовых путей в Европейской России в пересчёте на единицу пространства было во много раз меньше, чем в Германии и Австро-Венгрии. Железные дороги не справлялись с обслуживанием фронта, с перевозкой топлива и продовольствия. Транспортный кризис приводил к расстройству всего хозяйства и к ухудшению жизни в городах. С мест в столицу шли телеграммы: «Дайте хлеба, пришлите муки». У хлебных лавок, особенно в Петрограде и Москве, выстраивались очереди: в пекарнях то недоставало муки, то не было топлива для выпечки 1. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в российской экономике в годы войны. Почему не удалось создать прочный тыл для воюющей армии?

2. Вспомните из курса новейшей истории, какие изменения в годы Первой мировой войны произошли в сфере производства и управления в европейских странах. Найдите сходство и различия с ситуацией, сложившейся в России.хлеба. Деньги падали в цене, а продовольствие дорожало.

2. Война и общество

Война начиналась в обстановке патриотического подъёма. В храмах шли тожественные молебны о ниспослании победы, в официальных речах звучала уверенность, что война будет скоротечной и победоносной. Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Против военных кредитов проголосовали в Думе только социал-демократы (большевики).

Лозунгом дня стало: «Война до победного конца». Помощь фронту была объявлена общенародным делом. Женщины шли в сёстры милосердия, ухаживали за ранеными в Были созданы Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам и ставивший те же задачи Всероссийский союз городов. Всероссийский земский союз возглавил видный общественный деятель князь Г. Е. Львов, который ещё в русско-японскую войну приобрёл опыт руководства врачебно-продовольственными отрядами, организованными земствами. Известен был князь и своей благотворительной деятельностью (сбор пожертвований для голодающих, малоимущих, погорельцев). Оба общественных Союза занимались организацией лазаретов и госпиталей, банно-прачечных отрядов и разного рода мастерских для обслуживания солдатских нужд, формированием санитарных поездов, закупкой медикаментов, белья и тёплой одежды.госпиталях. Сама и Кроме создания министерства общественного доверия, либеральная оппозиция требовала проведения реформ (обновления состава органов местного самоуправления, введения волостного земства, восстановления деятельности запрещённых в годы войны профсоюзов и др.). Однако в ответ на эти требования Николай II распустил Думу на досрочные каникулы. Был также запрещён совместный съезд Земского союза и Союза городов, поскольку они выступали с тех же позиций, что и Прогрессивный блок.мператрица и дочери Николая II тоже надели форму сестёр милосердия

1. Как было встречено в обществе начало войны? Почему реакция оказалась именно такой? Охарактеризуйте отношение к войне различных политических сил и широких слоёв населения. (При необходимости повторите материал прошлого года о политических партиях.)

2. Как затягивание военных действий отразилось на ситуации в обществе и в политической элите?

3. Распутинщина. В годы войны (особенно после того, как Николай II стал Верховным главнокомандующим и проводил большую часть времени в Могилёве, где размещалась Ставка) усилилось влияние на государственные дела «святого старца» Григория Распутина. Григорий Ефимович Новых, ставший потом известным как Распутин, происходил из крестьян Тобольской губернии. Порвав с крестьянской жизнью, он ушёл в «странничество». Посещая монастыри и святые места, со временем он приобрёл репутацию «святого старца» — «целителя» и «прорицателя».

В 1905 г. петербургские покровители из высших аристократических кругов познакомили Распутина с царской семьёй. Постепенно он стал оказывать большое влияние на императрицу Александру Фёдоровну. В набожной царской семье истово верили в «знамения» и «чудеса». У императорской супружеской четы было четверо дочерей (Ольга, Мария, Татьяна, Анастасия) и единственный сын, наследник престола Алексей. Родившийся в 1904 г. Алексей был болен гемофилией — передающейся по наследству пониженной свёртываемостью крови. При малейших ушибах и ссадинах у него начиналось сильное, опасное для жизни кровотечение.

Распутин умел «заговаривать кровь», лечил молитвами и «наложением рук». Как бы там ни было, старец благотворно воздействовал на больного мальчика, в этом были убеждены его родители.

«Сибирский старец» обладал природным умом, гипнотической силой внушения, пониманием психического склада людей, с которыми его сводила судьба. Но если для царской семьи и лиц из её ближайшего окружения Распутин был «божьим человеком», то в глазах общественности он являлся «злым гением» царской династии, символом нравственного разложения «верхов» Российской империи. Склонный к кутежам и скандалам, к покровительству сомнительным личностям, пытающийся вмешиваться в назначение на государственные должности, Распутин вызывал ненависть не только у оппозиционеров и в народе, но даже у части представителей Дома Романовых.



Выступая в Думе, крайний монархист В. М. Пуришкевич восклицал: «В былые годы, в былые столетия Гришка Отрепьев колебал основы русской державы. Гришка Отрепьев воскрес в Гришке Распутине, но этот Гришка, живущий при других условиях, опаснее Гришки Отрепьева». В середине декабря 1916 г. сговорившиеся между собой князь Ф. Ф. Юсупов (был женат на великой княгине Ирине Александровне, племяннице Николая II), великий князь Дмитрий Павлович (двоюродный брат императора) и В. М. Пуришкевич убили Распутина и сбросили его труп в прорубь Невы. Выловленный из воды труп был тайно похоронен в Царском Селе. Весть о смерти Распутина была встречена общественностью с ликованием. Но уже ничто не могло восстановить потерянный авторитет императорского имени.

1. За что монархисты убили Распутина?

2. Существует мнение, что влияние Распутина на царскую семью и лично Николая II сильно преувеличено враждебными политическими силами. Соберите дополнительную информацию по этому вопросу, подготовьте сообщение.

4. «Грозный кризис... уже назрел».

В ноябре—декабре 1916 г. проходила последняя сессия IV Думы. В обстановке нарастания в стране экономических трудностей и соответственно оппозиционных и революционных настроений Дума вступила в открытое противостояние с правительством. Ведущие думские деятели выступали с резкой критикой власти. Лидер кадетов П. Н. Милюков обвинял власть в развале страны, в коррупции и даже прогерманских симпатиях. Каждое обвинение в своей думской речи он заканчивал фразой: «Что это: глупость или измена?» Напуганный гласной критикой правительства, министр внутренних дел запретил проведение съездов Союза земств и городов и кооперативов, занимавшихся продовольственным вопросом. «Историческая власть страны стоит у бездны», — заявлял князь Г. Е. Львов от имени Союза земств. В выступлении Милюкова прозвучало, что борьба с правительством переходит, как и в 1905 г., в формы, которые не считаются с законом, а воздух наполнен электричеством и неизвестно, куда падёт грозовой удар. После этого заседания в ночь на 17 декабря 1916 г. императорским указом работа Думы была прервана до февраля следующего года. Больше Государственная дума никогда не созывалась. Начало 1917 г. было отмечено стачками и демонстрациями. В Петрограде в годовщину «Кровавого воскресенья» 150 тыс. рабочих приняло участие в демонстрациях под лозунгами «Хлеба!» и «Долой войну!».

Почему возник политический кризис? В чём он проявился?

Рефлексия

*Как встретила войну Русская православная церковь? Подготовьте краткую справку на эту тему.

1. Какую военно-экономическую помощь оказывали России в ходе войны её союзники? Оцените масштабы этой помощи и её значение для преодоления тех трудностей, с которыми столкнулась Россия.

2. Что такое «министерская чехарда» и кто был в ней виноват?

3. Григорий Распутин — один из самых известных российских персонажей массовой культуры. Почему он им стал? С какими отражениями этого образа вы знакомы (кинофильмы, литературные произведения и пр.)?

4. Почему история убийства Распутина до сих пор привлекает внимание и вызывает споры среди историков?

5. Какие конкретные обвинения содержались в речи П. Н. Милюкова «Глупость или измена?»? Удалось ли подтвердить эти обвинения впоследствии?

Домашнее задание: 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!