открытое занятие
«Введение в общеразвивающую программу
«Азбука театральной хореографии»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Дворец детского творчества имени Ю.А. Гагарина»
Направленность: художественная
ПЛАН – КОНСПЕКТ
открытого занятия по теме:
Введение в общеразвивающую программу
«Азбука театральной хореографии»
Подготовила:
Максимова Наталья Александровна
педагог дополнительного образования
Прокопьевск 2015
Цель занятия: создание оптимальных условий для включения детей в систему художественного образования и приобщение их к миру театра посредством хореографии.
Задачи:
- вызвать интерес к театральной деятельности, показать разнообразие театров, дать представление о театре ростовых кукол и театре моды;
- научить детей эмоционально передавать образы и действия;
- разучить танцевальные движения ритмической разминки, театрального этюда;
- создать атмосферу заинтересованности в сотворчестве и сотрудничестве.
Методическое обеспечение занятия
Тип занятия – введение в образовательную программу
Форма организации – групповая
Методы обучения - словесный, наглядный, практический
Формы обучения: рассказ, объяснение, практическая работа,
самостоятельная работа
Средства обучения – наглядный материал, музыкальный материал
Возраст учащихся – 12 лет
Форма подведения итогов – опрос, обобщение
Материалы и оборудование: ноутбук, элементы костюмов ростовой куклы и моделей театра моды
Структура занятия
Восприятие Знакомство с педагогом, целью занятия | I часть –Организационная |
Осмысление знакомство с предметом (рассказ о театре, театральной хореографии); | II часть - Теоретическая |
Запоминание разучивание танцевальных движений; | IIIчасть - Практическая |
Применение примерка элементов костюмов; театральный этюд | IV часть - Практическая |
Обобщение рефлексия | V часть - Заключительная |
Ход занятия
I часть – Организационная/Восприятие
Дети заходят в класс, строятся в круг. Приветствие. Знакомство. Постановка цели и задач занятия.
Педагог: Добрый день! Меня зовут Наталья Александровна, я педагог – хореограф в театральных студиях. И сегодня я познакомлю вас с театральной хореографией. А вы попробуете себя в роли актеров.
- Красивое слово хореография пришло к нам из греческого языка и переводится как искусство сочинения танца. А вы знаете, чем отличается искусство танца хореография от дискотеки?
Ребята рассуждают: «Этому надо учиться»
- Правильно хореографии надо учиться. Ведь через танец артисты рассказывают какую-нибудь историю, отображают окружающий мир, нашу жизнь, наполняют нашу душу чувствами, красотой. Вы хотите учиться красиво танцевать? Тогда я приглашаю вас на необычное занятие. Мы с вами отправляемся в волшебную страну театральной хореографии (перестроение в две линии, в шахматном порядке).
Давайте мы с вами сейчас поздороваемся еще раз, но уже на языке танца. Выполним театральный поклон.
(проговариваются правила исполнения поклона)
Дети выполняют поклон
II часть - Теоретическая/Осмысление
- Каждый из вас когда - либо был в театре. Вы знаете, какие бывают театры (жанры)?
Ответы детей: театр драмы, музыкальный театр, театр юного зрителя, театр оперы и балета, кукольный театр и др.
- Как разнообразен мир театров…
Но я хочу познакомить вас с необычными театрами, которые живут и работаю в нашем Дворце детского творчества, и в которых вы можете стать полноправными актерами, если захотите, – это театр ростовых кукол «Страна Игрундия» и театр моды «Тандем». Актеры в этих театрах долго готовятся к тому, чтобы достойно выступить на сцене перед зрителями.
Ведь для того чтобы работать в полном костюме модели или ростовой куклы, детям – актерам необходимо овладеть некоторыми навыками. Первый навык – обладать хорошей общефизической подготовкой, для этого мы с детьми занимаемся: ритмикой, партерной гимнастикой, танцевальной аэробикой. Предлагаю и вам выполнить танцевальную разминку.
III часть - Практическая/Запоминание
Проводится танцевальная разминка
- Ребята без чего танец или танцевальное выступление не получится? Представьте, выходим на сцену, приготовились танцевать, зрители ждут, а у нас не звучит?.. Ответ детей: «Музыка»
- Правильно, музыка. Второй навык – умение не только слушать, но и слышать музыку и выражать ее пластически. Давайте попробуем и поиграем.
Игра: “Огонь и лёд”
Определяются совместно с детьми движения для Огня и Льда. Пробуем их выполнить. Проводится игра.
IV часть Практическая/Применение
- Кому интересно попробовать себя и побывать в роли ростовой куклы или модели? Тогда я приглашаю вас в наши театры. Перевоплощаемся в актеров театра ростовых кукол. Проведем репетицию. Сначала без костюмов.
«Куклы» - выходят «на сцену» приветствуют зрителей и выполняют поклон
А теперь попробуем себя в роли модели. «Модели» - должны пройти «по подиуму» и встать в красивую позу, демонстрируя свой наряд.
Проводится репетиция дефиле
- Кто из вас будет актером ростового театра, а кто театра моды покажет жребий.
Проводится жеребьевка. Дети из шляпы Сказочника вытягивают карточку: где нарисован манекен или кукла. Так формируются две группы. Педагог предлагает детям надеть элементы костюмов.
- Наши актеры готовы. Зрители тоже. Начинаем выступления на театральных подмостках.
Учащиеся выполняют репетируемые движения, но уже в костюмах.
- Удобно? (выслушивает ответы детей). Как вы уже поняли, костюмы ростовых кукол и некоторых моделей одежды не только неудобны, но еще и тяжеловаты. Чтобы чувствовать в них себя уверенно, нужно очень много работать.
V часть Заключительная/Обобщение
Учащиеся строятся на середине класса в шахматном порядке. Подводится итог занятия. Проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехах в выполнении заданий, с какими трудностями столкнулись, что понравилось. Проводится рефлексия
- Сегодня на нашем занятии мы мало говорили, но много двигались, пытались танцевать, выполняли движения пантомимой, использовали свои жесты. Поэтому ответьте мне на мой вопрос мимикой, жестами, пантомимой.
- Ребята, вам было интересно?
Дети выполняют свои движения
- Я хочу подарить вам на память вот такие маски. Символ театра. Вам нужно только определиться: понравилось вам занятие или нет. Если понравилось, маска будет улыбаться. Если нет, наоборот, у маски вид будет печальный.
Предлагаются маски, дети выбирают свое настроение
- Если вы хотите научиться красиво двигаться и стать настоящими артистами, дарить зрителям радость - вы можете записаться в наши театральные коллективы. От вас требуется желание, упорство и ответственность, фантазия и творчество - всё то, что вы сегодня и проявляли.
- По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы делаем поклон и дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие. Оцените работу ваших товарищей. Оцените свой вклад в работу. Всем спасибо! До следующей встречи!
Учащиеся выполняют поклон и выходят из класса
Литература
Белянская Л.Б. Хочу на сцену.[Текст] /Л.Б. Белянская, Д.: Сталкер, 1997.
Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие.[Текст] / Авторы – составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. [Текст] / Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная, Учебное пособие для студентов учреждений сред.проф.образования.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-256 с.
Развитие социальной уверенности у дошкольников. [Текст] / Пособие для педагогов дошкольных учреждений.–М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
Используемые интернет – ресурсы:
http://www.kemcdod.ru/pedagog-pedagogu/rekom.pdf
Приложение 1
Танцевальная разминка
1. Наклоны головой.
2. Работа плечами (поднимать – опускать, круговые вращения).
3. Махи руками (вверх – вниз, круговые вращения).
4. Махи руками (вверх – вниз, добавляя: легкий присед и наклон корпуса вперед).
5. Махи руками с разворотом корпуса в сторону и легким приседом.
6. Покачивания бедрами + круговые вращения бедрами («крутим обруч»).
7. Приставные шаги: по одному шагу, по два шага, на каблук в сторону, с хлопком.
8. Поворот на шаге + хлопок / 4 шага на месте + поворот.
Приложение 2
Игра: “Огонь и лёд”
Цель: Эмоционально передать образы и действия в движении.
Ход: Дети свободно двигаются по залу под музыку, изображая пламя огня. Движения должны быть плавными, легкими, ритмичными. А по окончании музыки останавливаются, замирают на месте и изображают любую ледяную фигуру (колючую, напряженную).