ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
в 3 классе
«Виды треугольников (по длине их сторон)»
| ФИО (полностью) | Акулинина Светлана Владимировна |
| Место работы | МОУ «Останинская ООШ» Мантуровского района Курской области |
| Должность | учитель начальных классов |
| Предмет | математика |
| Класс | 3 |
| Тема урока | Виды треугольников (по длине их сторон) |
| УМК | « Школа России» |
Цель урока: сформировать представление учащихся о классификации треугольников по длине их сторон
. Задачи:
- Образовательные: учить классифицировать треугольники по видам углов, совершенствовать навыки построения геометрических фигур
- Развивающие: развивать пространственное воображение учащихся,
геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь; учить самостоятельно, добывать знания, побуждать к любознательности;
- Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.
Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ, межпредметной интеграции.
Планируемые результаты.
Предметные:
умение различать треугольники по соотношению длин сторон; строить треугольники с помощью линейки и циркуля, находить периметр треугольника. анализировать задачу выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Метапредметные:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике;
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
принимать активное участие в работе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
Личностные:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
понимание значения математических знаний в собственной жизни,
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.
Методы и приемы: частично-поисковый метод, диалогический метод, проблемный
Тип урока: открытия нового знания.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер бумажные треугольники: линейка, циркуль.
Презентация прилагается.
Ход урока.
Орг. момент.
– Сегодня у нас необычный урок. Урок-исследование.
- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия в математике из раздела геометрия.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться!
Только тот, кто много знает
В жизни что-то достигает!
Вы со мной согласны?
А вы готовы не лениться, а трудиться? (Готовы!)
Актуализация знаний
- Разминка:
1) Игра «Верно-неверно!»
( сигнальные карточки: красный (неверно)– зелёный (верно)
В прямоугольнике все углы прямые?(з.)
В любом прямоугольнике все стороны равны?(к)
У квадрата все углы прямые?(з)
Число 40 не делится на 8? (к)
100 – самое маленькое трёхзначное число? (з)
При умножении на 1 любого числа, получится 1? (к)
При умножении 0 на любое число получится 0? ( з)
При умножении любого числа на 1 получается то же самое число? (з)
При делении числа на само себя получается 1? (з)
2) Угадай слово и узнай предмет нашего исследования
290+10=300-Ь 710+90=800-Е
50+450=500-О 860+40=900-Р
170+30=200-Н 340+60=400-Л
80+520=600-Г 70+630=700-У
43+57=100-И 980+20=1000-Т
64+26=90-К
Т | Р | Е | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К |
1000 | 900 | 800 | 700 | 600 | 500 | 400 | 300 | 200 | 100 | 90 |
| | | | | | | | | | |
Физкультминутка для глаз
- Какие геометрические фигуры вы знаете? (отрезок, квадрат, прямоугольник, ромб, круг, окружность, угол, прямая кривая, треугольник…..)
Самоопределение к деятельности
- Назовите тему нашего исследования?
- Какую геометрическую фигуру мы будем исследовать?
Логическая задача 1
Выполнение заданий на карточке ( Приложении 1)
-Что мы знаем о треугольниках?
-Что такое треугольник?
Логическая задача 2 ( Приложение 2)
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать?
Но совсем другое дело-
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных?
Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.
Постановка учебной задачи
Тема: «Виды треугольников»
Познакомимся с видами треугольников
Научимся классифицировать треугольники по признаку «длина сторон».
Открытие нового знания
Работа с геометрическим материалом
У вас на столах конверты с цветными полосками.
Возьмите первый конверт , сравните длину полосок.
Что можете сказать о размере полосок ? (одинаковой длины)
Докажите. Как вы определили, что они одинаковые? Способом наложения)
Как сказать по-другому? (Равные)
Сложите из них треугольник. Каждая полоска – сторона треугольника. Полоски равные. Подумайте, как называют данный треугольник?
РАВНОСТОРОННИЙ, повторите и запомните.
Возьмите в руки полоски, из второго конверта, сравните их длины, Одинаковой длины полоски? Сложите из них треугольник.
Полоски какой длины вы использовали? (две длинные, одну короткую)
Найдите нижнюю сторону – это основание. Две другие - боковые стороны, которые равны .
Какое имя носит этот треугольник, как вы думаете? В геометрии этот треугольник называют РАВНОБЕДРЕННЫЙ
Возьмите третий конверт, сравните полоски, сложите из него треугольник.
- Одинаковые по длине полоски? (разной)
Как называется этот треугольник? РАЗНОСТОРОННИЙ
Давайте назовём виды треугольников ,которые у нас получились.
Физминутка: Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Первичное закрепление знаний. Работа с учебником
Слайд 13 - Итак, ребята, мы с вами провели исследование и дали название треугольникам. А где мы можем убедиться в том, что мы сделали правильные выводы? (в учебнике) с. 73
Слайд 15 Практическая работа Ваша задача: распознать треугольники по видам и заполнить таблицу.
Ученики выполняют задание .
- На какие группы вы разделили треугольники?
Слайд 16 Равносторонние (7,8, 9) , разносторонние (4, 5, 6), равнобедренные (1,2,3)
Закрепление пройденного материала
Решение примеров
Блиц-турнир задач на тему «Здоровье»
Физкультминутка «Релаксация»
-Как вы думаете, где нам в жизни встречаются треугольники?
( дорожные знаки, опоры мостов, фронтон дома,
В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня говорим. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день.
Ребята, еще есть такое понятие как «фронтовой треугольник».
В годы Великой Отечественной войны солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, но с печатью полевой почты. .
Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был "двойной" листок, вырванный из середины тетради.
Первым делом подписывался адрес
После этого лист разворачивался, и писалось письмо.
П
Памятник солдатскому треугольнику
на «Солдатском поле»
г. Волгоград
исем белые стаи прилетали на Русь.
Их с волненьем читали, знали их наизусть.
![](https://fhd.multiurok.ru/c/c/a/ccadedf7d96752bc7140b0d5cc8bfa34bc473832/plan-konspiekt-uroka-matiematiki-v-3-klassie-vidy-trieughol-nikov-po-dlinie-ikh-storon-1_2.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/c/c/a/ccadedf7d96752bc7140b0d5cc8bfa34bc473832/plan-konspiekt-uroka-matiematiki-v-3-klassie-vidy-trieughol-nikov-po-dlinie-ikh-storon-1_3.jpeg)
6. Историческая справка
Существует памятник посвященный фронтовому треугольнику.
В память о героических воинах - защитниках в Сталинградском сражении рядом с дорогой Волгоград - Москва сооружен мемориальный комплекс"Солдатского поля". В братской могиле захоронена урна с прахом погибших солдат, останки которых найдены на этом поле. Поблизости воронка, заполненная осколками от мин, снарядов, гранат, собранных с поля. Чуть в отдалении - скульптура девочки с цветком в руке. Рядом - мраморный треугольник солдатского письма. Поводом к созданию именно такой композиции послужило письмо майора Д. Петракова к дочери, написанное 18 сентября 1942 г. после боя в степи северо-западнее Сталинграда. Это место и названо "Солдатским полем".
Майор писал: "Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, вокруг рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв - василек сорван. Я поднял его и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают в оккупированных населенных пунктах, где они убивают ребят. Мила! Папа Дима будет драться с фашистами до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так же, как с этим цветком..." Текст этого письма полностью приведен на мраморном треугольнике
(Просмотр видеоматериалов)
Рефлексия
Какой получился треугольник? (равнобедренный)
Какие ещё бывают треугольники? (равносторонние, разносторонние)
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчик в соответствующие цвета. Если какая – то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня
тема была интересной и важной.
Указательный –
узнал много нового.
Средний – –
я постараюсь выполнять все советы, чтобы быть здоровым
Безымянный–
мне было неинтересно, эта тема для меня не важная.
Мизинец – фиолетовым – обязательно расскажу родителям, как беречь здоровье.
Домашнее задание:
Измерить стороны «Фронтового» треугольника. Найти его периметр
Написать письмо солдату.
Итог урока
Продолжите предложение Я сегодня узнал ……….
Я сегодня научился………….
Спасибо за урок!
Приложение 1
Приложение 2
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать?
Но совсем другое дело-
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных?
Р
ассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.
Приложение 3
ФИЗМИНУТКА
Оздоровительная пауза. Упражнения для развития осанки детей.
1. "Улыбка»".
2. “Нет-нет, да-да, ай-ай-ай”.
3. “ Кобра”. Вытягиваем шею и подбородком касаемся сначала одного плеча, затем другого.
4. Поза “лебедя”. Руки соединяем за спиной и вытягиваем.
5. “Дерево”. Дети поднимают руки вверх и тянутся. Ноги от пола не отрываются.
6. “Похлопывание” себя по всему телу.
7. Глубокий вдох и выдох.
Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от деятельности учеников на уроке. Преобладающий вид деятельности письмо – рекомендуется гимнастика для снятия общего утомления (упражнение №1 и №2); преобладающий вид деятельности слушание – рекомендуются дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий головного мозга, активизировать детей на уроке (упражнение №3 и №4); преобладающий вид деятельности чтение, использование ИКТ – рекомендуется гимнастика для глаз (упражнение №5). Мною приведены варианты таких упражнений, которые можно использовать для учащихся средней школы.
Упражнение №1:
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся
И кивнем затем по кругу.
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки.
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки.
Упражнение №2:
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз – кулак сожмем, на счет два – в локтях согнем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Упражнение №3:
Носиком дышу, дышу глубоко,
Глубоко и тихо, как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: глубже, шире.
Упражнение №4:
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.
Упражнение №5:
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!