различать и характеризовать разные природные сообщества;
объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;
характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей;
Развивающие:
продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;
развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
Воспитательные:
воспитание интереса к предмету;
воспитание культуры в организации учебного труда;
воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: т. «Природные сообщества», «Пищевая цепь», «Круговорот веществ в природе», изображения животных леса, мультимедийное оборудование, презентация к уроку «Природные сообщества», дидактический раздаточный материал
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Ход урока.
Оргмомент: Проверим готовность к уроку, наличие школьных принадлежностей.
Мотивация к уроку:
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вам изучим очень интересную тему. Какую, попытайтесь догадаться. Читаю стихотворение:
На нем растут ромашки,
Лютик едкий, клевер, кашка.
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ, как елка.
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых. ( Луг)
Правильно - луг. А луг, болото, лес, что это? Природное сообщество. Правильно, тема урока: «Природное сообщество». (Слайд №1)
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте поставим цель урок. Ребята ставят цель урока (Слайд №2).
Цель:
1.Сформировать понятие о природном сообществе.
2.Выяснить причины, позволяющие живым организмам жить вместе.
Рассказ о разнообразии природных сообществ ( Слайд №3).
Но что, же их объединяет, по какой причине образованы природные сообщества? Давайте выясним.
Учитель: Вся природа делится на живую и неживую. Живая, приведите примеры ( растения, животные..) Неживая - камни, вода, земля и.т.д.
Между ними существует взаимосвязь. Рассказ учителя. (Слайд №4, 5)
Учитель: А, существует ли взаимосвязь между живыми организмами. Рассказ учителя (Слайд №6).
Взаимосвязь определяется через цепи питания.
Далее дается понятие цепи питания и совместно с учениками составляются трофические цепи. ( Слайд №7,8,9,10,11).
Учитель: Благодаря цепям питания и взаимосвязи живой и неживой природы происходит круговорот веществ. Дается понятие круговорота веществ и его составляющих. Схема записывается в тетрадь. Дается понятие производителей, потребителей и разрушителей. (Слайд №12)
Учитель: Главное условие существование природных сообществ - круговорот веществ. Рассказ учителя. (Слайд №13)
Учитель: Для того что бы образовались природные условия, необходимы определенные условия. Рассказ учителя. ( Слайд №14, 15).
Учитель: давайте, закрепим, угадаем, какое природное сообщество и кто лишний в нем. (Слайд №16)
Затем предлагается работа в группах. Класс разбивается на 5 групп и дается задания. ( Слайд № 17).
По истечении времени, представители из каждой группы отвечают на задания.
1.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе много мхов, почвы торфяные. Люди с давних времен опасались это сообщество. Там произрастают растения- мхи, багульник, сабельник, черника, голубика. Обитают жуки, лягушки, комары, цапли, змеи. ( Слайд №18)
2.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе всегда много белых грибов. Растут там, в основном дубы, много мхов и лишайников. Встречается земляника, малина. Животные- белки, лисы, бурундуки, лоси, кабаны, муравья. (Слайд №19)
3. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе очень жарко, много песка, температура выше 40 градусов. Растений практически нет, можно встретить кактусы, молочаи. Обитают скорпионы, пауки, верблюды, муравьи, змеи, ящерицы. Жить там практически невозможно.(Слайд № 20).
4. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном сообществе много воды. Растут придонные растения - камыш, осока, в воде водоросли. В толще плавают рыбы, на поверхности головастики, по побережью ползают ужи.(Слайд№21)
5. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
Данное сообщество богато земляникой и различными многолетними травами - ромашки, колокольчики, зверобой. Много насекомых опылители-пчелы, осы шмели. На солнышке греются ящерицы, можно встретить змей. Много кузнечиков, разнообразных птиц. (Слайд №22)
Анализируется работа в группах.
Затем проводится тест для самопроверки. (Слайд №23, 24).
Подводятся итого урока. Проводится рефлексия, ребята поднимают смайлики (Слайд №25).
различать и характеризовать разные природные сообщества;
объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;
характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей;
Развивающие:
продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;
развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
Воспитательные:
воспитание интереса к предмету;
воспитание культуры в организации учебного труда;
воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: т. «Природные сообщества», «Пищевая цепь», «Круговорот веществ в природе», изображения животных леса, мультимедийное оборудование, презентация к уроку «Природные сообщества», дидактический раздаточный материал
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Ход урока.
Оргмомент: Проверим готовность к уроку, наличие школьных принадлежностей.
Мотивация к уроку:
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вам изучим очень интересную тему. Какую, попытайтесь догадаться. Читаю стихотворение:
На нем растут ромашки,
Лютик едкий, клевер, кашка.
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ, как елка.
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых. ( Луг)
Правильно - луг. А луг, болото, лес, что это? Природное сообщество. Правильно, тема урока: «Природное сообщество». (Слайд №1)
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте поставим цель урок. Ребята ставят цель урока (Слайд №2).
Цель:
1.Сформировать понятие о природном сообществе.
2.Выяснить причины, позволяющие живым организмам жить вместе.
Рассказ о разнообразии природных сообществ ( Слайд №3).
Но что, же их объединяет, по какой причине образованы природные сообщества? Давайте выясним.
Учитель: Вся природа делится на живую и неживую. Живая, приведите примеры ( растения, животные..) Неживая - камни, вода, земля и.т.д.
Между ними существует взаимосвязь. Рассказ учителя. (Слайд №4, 5)
Учитель: А, существует ли взаимосвязь между живыми организмами. Рассказ учителя (Слайд №6).
Взаимосвязь определяется через цепи питания.
Далее дается понятие цепи питания и совместно с учениками составляются трофические цепи. ( Слайд №7,8,9,10,11).
Учитель: Благодаря цепям питания и взаимосвязи живой и неживой природы происходит круговорот веществ. Дается понятие круговорота веществ и его составляющих. Схема записывается в тетрадь. Дается понятие производителей, потребителей и разрушителей. (Слайд №12)
Учитель: Главное условие существование природных сообществ - круговорот веществ. Рассказ учителя. (Слайд №13)
Учитель: Для того что бы образовались природные условия, необходимы определенные условия. Рассказ учителя. ( Слайд №14, 15).
Учитель: давайте, закрепим, угадаем, какое природное сообщество и кто лишний в нем. (Слайд №16)
Затем предлагается работа в группах. Класс разбивается на 5 групп и дается задания. ( Слайд № 17).
По истечении времени, представители из каждой группы отвечают на задания.
1.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе много мхов, почвы торфяные. Люди с давних времен опасались это сообщество. Там произрастают растения- мхи, багульник, сабельник, черника, голубика. Обитают жуки, лягушки, комары, цапли, змеи. ( Слайд №18) 2.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе всегда много белых грибов. Растут там, в основном дубы, много мхов и лишайников. Встречается земляника, малина. Животные- белки, лисы, бурундуки, лоси, кабаны, муравья. (Слайд №19)
3. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе очень жарко, много песка, температура выше 40 градусов. Растений практически нет, можно встретить кактусы, молочаи. Обитают скорпионы, пауки, верблюды, муравьи, змеи, ящерицы. Жить там практически невозможно.(Слайд № 20).
4. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном сообществе много воды. Растут придонные растения - камыш, осока, в воде водоросли. В толще плавают рыбы, на поверхности головастики, по побережью ползают ужи.(Слайд№21)
5. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
Данное сообщество богато земляникой и различными многолетними травами - ромашки, колокольчики, зверобой. Много насекомых опылители-пчелы, осы шмели. На солнышке греются ящерицы, можно встретить змей. Много кузнечиков, разнообразных птиц. (Слайд №22)
Анализируется работа в группах.
Затем проводится тест для самопроверки. (Слайд №23, 24).
Подводятся итого урока. Проводится рефлексия, ребята поднимают смайлики (Слайд №25).
Задается домашнее задание (Слайд № 26).
Ребята, спасибо за урок, до свидания!..\Desktop\Презентация природ сооб.pptx