СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме: Дворцовые перевороты.(1725-1762)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект  урока по теме:  Дворцовые перевороты.(1725-1762)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для учащихся 7-х классов

Учитель: Андрега Григорий Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:  Дворцовые перевороты.(1725-1762)

 

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока:

Цели  урока:

  1. Выявить причины дворцовых переворотов в России.
  2. Охарактеризовать участников дворцовых переворотов.
  3. Сформировать представление об эпохе дворцовых переворотов.
  4. Развитие умений  сравнивать исторические явления, работать с историческими документами. закрепить умение работы с таблицей и схемой в процессе самостоятельной работы школьников
  5. Способствовать воспитанию уважения к прошлому страны.

 

Задачи урока:

  1. Познакомиться с участниками дворцовых переворотов.
  2. Определить цели участников дворцовых переворотов
  3. Выяснить, изменили ли  дворцовые перевороты сущность правления.
  4.  

 

Оборудование: мультипроектор, компьютер, Диск «Уроки Кирилла и Мефодия. Отечественная история до XIX века», портреты Екатерины I, Петра II, Анны Ивановны, Ивана Антоновича,  .Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, схема «Правители Российского государства из династии Романовых от Михаила Федоровича до Павла I (1613 - 1801) в качестве раздаточного материала.

 

Основные понятия: «дворцовый переворот», «конституционная монархия», «Верховный тайный совет», «верховники»,  «кондиции»

 

Основные даты:

1725 – 1727 – правление Екатерины I

1727-1730 – правление Петра II

1730 – 1740 – правление Анны Иоанновны

1740 - 1741 – правление Ивана VI Антоновича

1741 – 1761 – Елизаветы Петровны

1761 – 1762  - правление Петра III

1762 – начало царствования Екатерины II

 

Используемые технологии: технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения

Методы: проблемный

 

Ход урока.

Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Приготовим все необходимое к уроку: учебники, тетради, ручки, дневники. Начнем наш урок.  Запишем в тетради тему нашего урока  :Дворцовые перевороты».

К концу урока мы должны уяснить, что значит понятие «Дворцовые перевороты», когда они проходили и чем закончились. А также мы должны выяснить, кто был участником дворцовых переворотов, и каковы были цели  участников дворцовых переворотов.

 

Новую тему мы будем изучать по следующему плану:

 

План.

  1. Причины Дворцовых переворотов.

     2. Правление Екатерины I

     3. Правление Петра II

     4. Правление Анны Иоанновны

     5. Правление Ивана VI Антоновича

     6.  Елизаветы Петровны

     7. Правление Петра III

 

Прежде , чем перейти к новой теме, давайте выясним, что означает понятие «дворцовые перевороты». Запишем в тетради:

Дворцовые перевороты – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.

Давайте, определим каковы были причины дворцовых переворотов. Для этого откроем учебник на стр. 218, прочитаем первый пункт, который называется «Причины дворцовых переворотов», найдем причины и запишем их в тетради.

Кто нашел? Зачитаем и запишем их в тетради. ( в тетради оформляются записи:

1.Усление роли гвардии в государственных делах.

2. Указ Петра I  от 1722 г. о престолонаследии, в котором оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет (указ действовал до 1797 г)

3. Появление дворянских группировок, борющихся за власть).

 

Итак, мы с вами выяснили причины дворцовых переворотов, теперь рассмотрим участников дворцовых переворотов. Одновременно в тетради по ходу работы нам необходимо будет делать записи. Начертим таблицу, которая  так и будет называться

«Дворцовые перевороты 1725 – 1761 годов». Таблица будет из 4 столбцов:

 

Кто правил

Время правления

Опора правления

Что сделал

Екатерина I

 

 

 

Петр II

 

 

 

Анна Иоанновна

 

 

 

Иоанн VI Антонович

 

 

 

Елизавета Петровна

 

 

 

Петр III

 

 

 

Екатерина II

 

 

 

 

Внимание на доску.  На доске вывешен иллюстративный ряд портретов российских монархов периода 1725 – 1762 годов. 

Также на доске записан вопрос: Что изменилось в России в ходе дворцовых переворотов? На него вы ответите в конце урока. И сразу запишем домашнее задание:  Прочитайте параграф 28, ответить на вопросы после параграфа устно. Желающие получить оценку «5» дополнительно получают 1 задание из «Задания» на стр. 226.

 

Учитель.  Ребята! Посмотрим на первый портрет. Это Екатерина I.

Сейчас послушаем выступление ________________________.  Он расскажет о Екатерине I. , как она пришла к власти, кто помог ей и что она сделала как правительница. Потом мы вместе начнем заполнять таблицу.

- ученик рассказывает о Екатерине I, после сообщения заполняется таблица первая строка таблицы.

Учитель. Екатерина I учредила Верховный Тайный совет. Как вы поняли, что это за орган управления? (примерный ответ учеников: Верховный тайный совет – это орган власти, который был создан Екатериной I для совместного управления страной и для примирения враждующих царедворцев )

 

- Учитель.  Кого называли «верховниками»? ( ответ учеников:  верховниками называли членов Верховного тайного совета)

Учитель. Правильно. Запишем эти определения в наш исторический словарик в конце тетради.

 

Учитель. Ребята!  Посмотрим второй портрет. Это Петр II. Сейчас мы посмотрим  правление Петра II по диску,  внимательно слушайте и заполним вторую строку таблицы.

 

Учитель. Посмотрим на следующий портрет. Перед нами Анна Иоанновна – герцогиня Курляндская. Откройте учебник  на стр.221, прочитайте и ответьте на следующие вопросы (вопросы высвечиваются на экран):

  1. Каким образом и почему  курляндская герцогиня оказалась на русском престоле?
  2. Назовите характерные черты царствования Анны Иоанновны?

 После идет обсуждение ответов.

 (На первый вопрос ответ учеников примерно таков: Анну Иоанновну пригласили члены Верховного Тайного совета. Но ей были вручены кондиции – условия получения престола. Только подписав кондиции она могла стать императрицей. Но Анна Иоанновна оказалась хитра: кондиции подписала, но по прибытии в Россию их разорвала.

На второй вопрос ответ примерно таков: засилье немцев при дворе во главе с Бироном  )

 

После обсуждения заполняется следующая строка таблицы.

 

Учитель. Остановимся на содержании кондиций. Прочитаем их вслух и ответим на вопрос: Если бы Анна Иоанновна выполнила условия кондиций, какие изменения произошли в управлении государством?

 

Ученики. Ограничилась бы абсолютная власть российского монарха.

Учитель. Вы правы. Если бы Анна Иоанновна действительно выполнила бы условия кондиций, произошло бы ограничение власти монарха. А это уже новая форма правления, которая называется «конституционная монархия». Запишем определение в наш словарик в конце тетради: «Конституционная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ограничена действующей в стране конституцией.

Давайте, еще раз сравним, чем отличается абсолютная монархия от конституционной?

(идет обсуждение).

 

Учитель. Как вы думаете,  почему не удалась попытка ограничить абсолютную власть в России? (обсуждение ответов учеников).

 

Учитель. Переходим к следующему участнику дворцовых переворотов. Посмотрите на ваши схемы и ответьте на вопрос: Кто будет следующим монархом? (Ученики: Иван Антонович)

Что вас может удивить в нем?  (Ученики: мало правил).

Действительно, Иван Антонович родился в 1740 г. он был племянником Анны Иоанновны и сразу был объявлен наследником престола. Регентом был назначен Бирон. Что означает это слово прочитаем на стр. 226 и выпишем в словарь. (делается запись).

Возможно у Бирона были свои планы относительно России, но им не суждено было сбыться, так как  произошел очередной дворцовый переворот и к власти пришла Елизавета Петровна (демонстрируется ее портрет). Об особенностях ее царствования расскажет________________. Внимательно слушаем, по окончании выступления вы ответите на вопрос: В чем же заключались особенности правления Елизаветы Петровны. Затем мы продолжим работу над нашей таблицей. (ответ учеников: антинемецкий  характер переворота, управляла страной при помощи своих фаворитов).

 

Учитель. Что означает слово фаворит мы увидим вновь на стр.226 нашего учебника и выпишем в словарь (делается запись в тетрадях учеников: фаворит – придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии, нередко оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику)

 

Продолжаем заполнение таблицы.

 

Учитель. Посмотрите на свои схемы и назовите следующего правителя? (Петр III).

Демонстрируется его портрет. Как шло его царствование мы узнаем из нашего диска. Перед просмотром хочу вам задать следующие вопросы (вопросы высвечиваются на экран):

  1. Петр III правил всего 186 дней. Мог ли он удержаться на российском троне на более долгий срок?
  2. Кто сменил Петра III на троне и в каком году это произошло?

 

По окончании просмотра заполняется таблица. Затем вновь высвечиваются  на экране поставленные ранее вопросы

 

Ученики дают свои варианты ответов на первый вопрос. На второй вопрос ответ звучит: Екатерина II 28 июня 1762 года.

 

Закрепление. Итак, ребята.  Посмотрим на нашу таблицу и ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока: Что изменилось в России в ходе дворцовых переворотов?

 

Ученики. В сущности ничего. В России менялись только монархи. Абсолютная монархия сохранилась.

 

Учитель. Можно ли сказать, что дворцовые перевороты имели верхушечный характер и народ оставался к ним безразличен?

 

При наличии времени предлагаются карточки с заданиями:

Вставьте пропущенные слова:

 

1. Верховный Тайный совет – это орган управления, пытавшийся _________________ права __________________.

 

  1. Кондиции – это положения, разработанные ________________________

с целью ____________________   права монарха.

 

  1. Верховниками называли членов ________________________________
  2. Лицо, которое руководило государством в случае малолетства или  болезни ___________________ называлось____________________.
  3. ______________________ - это придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха.

 

Делаются выводы и подводятся итоги урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!