СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме: «Процесс формирования государственности у славян»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока по теме:

«Процесс формирования государственности у славян»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для учащихся 6 класса

учитель: Андрега Григорий Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Богатое, 2015

Тема урока: «Процесс формирования государственности у славян»

 

Цель урока: Научить учащихся процессу поиска причинно—следственных связей событий и явлений на примере процесса образования государства у славян.

Задачи:.

        Образовательные:

  • формирование навыков и умений самостоятельно выделять особенности процесса создания государства на примере государства славян

        Развивающие:

  • формирование навыка поиска алгоритма выделения причинно—следственных связей в процессе анализа исторических процессов.
  • формирование умений по обобщению и схематизации знания.
  • развитие  умений логически рассуждать, формировать самостоятельные оценочные суждения, грамотно выражать свои мысли.

        Воспитательные:

  • развитие познавательной и творческой активности, самостоятельности учащихся в исследовании нового, ранее неизвестного.

 

Методы обучения: проблемно -исследовательский, частичнопоисковый,

эвристическая беседа

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: Урок совершенствования и применения знаний, формирования умений и навыков

Технические средства обучения: компьютер (работа в среде POWER POINT), мультимедийный проектор, интерактивная доска

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • Повышение мотивации к изучению истории.
  • Формирование навыков общения и ораторского мастерства.
  • Воспитание позитивного и конструктивного отношения к решению проблем. 

 

Метапредметные результаты:

  • Формирование способности создавать алгоритм действий в работе с понятийным аппаратом. 
  • Осваивание техники анализа причинно—следственных связей.
  • Развитие способности к проблематизации и схематизации.

 

Предметные:

  • Формирование и развитие умений работать с информацией, обрабатывать и представлять ее в схематичной  форме.
  • Формирование представления о причинно—следственных связях на примере процесса формирования государства у славян.
  • Обучение практике анализа, поиска доводов в пользу своих гипотез. 

 

Этап урока

Содержание этапа урока

  1. Этап организации внимания, подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала

 

Для достижения учебных целей был разработан определенный порядок действий, что помогло в достижении ожидаемого результата.

На этапе организации внимания, ребятам была предложена притча, с целью мотивации на целенаправленную деятельность

Притча Причины падений

Африканский шаман вёл своего ученика через джунгли. Хотя он был совсем старый, но шёл быстро, тогда как его молодой ученик много раз падал. Молодой человек каждый раз после падения поднимался и, ругая предательскую землю, плевал на то место и продолжал следовать за своим учителем.

После долгого пути они достигли священного места. Не останавливаясь, шаман повернул назад.

— Вы сегодня меня ничему не научили, — заявил ученик после очередного падения.

— Я учил тебя кое-чему, но ты не понял этого, — сказал шаман. — Я пытаюсь научить тебя иметь дело с жизненными ошибками.

— И как я должен с ними поступать?

— Так же, как и с этими падениями, — ответил шаман. — Вместо того чтобы проклинать место, где ты упал, ты должен попытаться обнаружить то, что вообще заставило тебя упасть.

Притча от Пауло Коэльо

Учитель: А теперь перенесемся на урок истории. Как вы думаете, о чем притча? И о чем пойдет речь на уроке истории сегодня?

2.Этап подготовки учащихся к активной сознательной работе. Актуализация опорных знаний по истории.

 

На этапе подготовки учащихся к активной и сознательной работе была поставлена проблема, чем была обусловлена познавательная деятельность учащихся на последующих этапах урока.

Учитель: Каждое событие, явление, процесс в жизни имеет свои причины и последствия.

Вот например, родители отключили компьютер? Причина – следствие.

Процесс формирования государства тоже имел свои причины и следствия. Все в мире закономерно. Давайте рассмотрим данную закономерность на примере появления и  развития государства у славян.

 

3. Этап усвоения универсальных способов действий и применения знаний.

 

На этапе усвоения универсальных способов действий и применении знаний необходимо добиться от учащихся восприятия, осознания способов, путей, которые должны привести к поиску причинно – следственных связей.

Учитель: С чего мы начнем?

«Государство»

Во – первых понятие государство можно интерпретировать с разных позиций.

1 – территория (страна)

 

 

Интерактивная карта

Что мы знаем о государстве с этой позиции? Когда появилось? Рост территорий?

2 – Система служб и порядком. Рассмотрим понятие «государство» с данной позиции.

Доска схема

882 год – появилось государство Киевская Русь. Случайно???

Найдем истоки. Причины.

Работа на ИД. Составление ментальной карты образа государства – схематизация.

 

 

Следствия:

 

 

Проблема!

Как шел процесс формирования государства у славян?

Фронтальная работа. «Эвристическая беседа», в процессе которой выявляется знание о причинах, побуждающих власть к укреплению государственного аппарата и как следствие – мероприятий проводимых властью.

 

В процессе беседы удается выяснить причины возникновения государства и последствия, которые это явление имело для страны в целом.

4.Этап информирования учащихся о домашнем задании.

 

В качестве домашнего задания учащимся предлагается проследить далее процесс укрепления государства на Руси при Ярославе Мудром.

Опережающее обучение П. 6

5. Этап проверки учащимися усвоения  знаний и универсальных действий.

 

Насколько учащиеся освоили технологию поиска причинно – следственных связей события, научились применять ее на практике видно на этапе проверки усвоения, закрепления знания  и универсальных действий. Ребятам было предложено спроецировать схему поиска причинно – следственных связей на явления относящимся к иным от истории областям знаний.

Учитель: Мы с вами изучили много государств – Франция, Англия… Как вы думаете данные схемы построения, причинно – следственные связи являются ли универсальными?

Да

Нет. До какого этапа?

Особенности. Например: войско – армия – дружина. Дань – полюдье – налоги.

Но что универсально? Сам процесс нахождения причинно – следствия.

Чтобы понять суть явления необходимо выяснить причина это или следствие, докопаться до сути! Это относиться только к историческим явлениям? Нет? Докажите!

Работа в группах:

Биологи: цветок засох

Географы: круговорот воды в природе

Физики: машина едет

Примеры учащихся.

6.Этап подведения итогов урока. Рефлексия.

 

Проанализировать и дать оценку успешности достижения цели занятия можно по активности учеников, правильности их ответов на вопрос:

Как африканский шаман задал своему ученику вопрос «Чему я тебя сегодня учил?». Так и я вас спрашиваю: «Чему мы сегодня учились?»

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!