ТЕМА: Роль и место ГО в противодействии терроризму
Цель: рассмотреть роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.
Урок
Время: 40 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 11 класс, ПК, проектор
Ход урока
Изложение нового материала. Вступительное слово учителя.
Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Силы гражданской обороны – спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования. Государственным законодательством определено, что гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:
– выполнять задачи при любых вариантах развёртывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения; при этом основное внимание должно быть уделено готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия;
– принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах;
– привлечь силы и ресурсы гражданской обороны для выполнения отдельных работ в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.
Сотрудники МЧС участвуют в ликвидации последствий взрыва террористами электропоезда Кисловодск-Минеральные воды. Декабрь 2003 г.
В целях ликвидации последствий крупномасштабных террористических актов силы гражданской обороны могут проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах чрезвычайных ситуаций (крупномасштабный террористический акт – это чрезвычайная ситуация социального характера), оказывать гуманитарную помощь населению, пострадавшему от террористического акта.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы проводятся с целью срочного оказания помощи пострадавшему населению, а также для ограничения масштабов, локализации или ликвидации последствий террористического акта.
Аварийно-спасательные работы проводятся с целью поиска и удаления людей за пределы зон действия опасных и вредных для жизни и здоровья факторов, оказания первой медицинской помощи пострадавшим и их эвакуации в лечебные учреждения.
Неотложные работы проводятся в целях блокирования, локализации или нейтрализации источников опасности. Эти работы предназначены для обеспечения успешного проведения спасательных работ.
Гуманитарная помощь пострадавшему населению
Гуманитарная помощь в основном предназначена:
– для обеспечения выживания наибольшего числа людей, пострадавших от теракта;
– для сохранения их здоровья;
– для восстановления в кратчайшие сроки работы служб жизнеобеспечения;
– для восстановления пострадавшей инфраструктуры;
– для возрождения экономической деятельности.
Руководство гражданской обороной
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Основными документами государственной политики в области гражданской обороны определено, что координацию деятельности органов исполнительной власти в области гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в соответствии с возложенными на него полномочиями.
МЧС России реализует комплекс мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности по следующим основным направлениям:
– минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
– разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему условий, в том числе по обеспечению защищённости потенциально опасных объектов от террористических посягательств;
– планирование мероприятий по применению и подготовке сил и средств в борьбе с терроризмом.
Так, например, во взаимодействии с силовыми министерствами в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах созданы группировки сил и средств, включающие силы гражданской обороны.
Ежеквартально уточняется состав объединённых сил и средств, переданных в оперативное подчинение руководителю объединённой группировки войск (сил) в составе спасательных воинских формирований МЧС России, выделенных для ликвидации последствий террористических актов в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов с задачей планирования операций по предупреждению, пресечению и минимизации последствий террористических актов.
Чтобы представить себе масштабы этой работы, приведём в качестве примера информацию о некоторых мероприятиях, проводимых в течение двух лет.
При взаимодействии с силовыми министерствами в Северо-Кавказском федеральном округе создана группировка сил и средств, включающая воинские части, подразделения и органы управления Северо-Кавказского и Южного региональных центров МЧС России. Также сформирована группировка сил и средств территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации, предназначенных для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами.
В 2011 г. силы и средства МЧС России принимали участие в антитеррористических учениях совместно с ФСБ России, МВД России, Минобороны России.
В том же году силы и средства МЧС России неоднократно привлекались к ликвидации последствий проявлений террористического и экстремистского характера на территории Северо-Кавказского федерального округа (в том числе в республиках Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Чеченской, Кабардино-Балкарской), а также при ликвидации последствий террористического акта в аэропорту Домодедово.
В контртеррористической операции в Беслане участвовали представители разных ведомств. Сентябрь 2004 г.
Выводы.
1) В настоящее время силы гражданской обороны принимают непосредственное участие в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности.
2) В целях ликвидации последствий крупномасштабных террористических актов силы гражданской обороны могут проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне поражения.
3) Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
4) МЧС России постоянно совершенствует свою деятельность в вопросах предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности.
Вопросы.
1. Какова роль гражданской обороны в области защиты населения от терроризма?
2. Какие основные мероприятия проводятся во время аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах поражения?
3. Какой федеральный орган исполнительной власти осуществляет государственную политику в области гражданской обороны?