Успешная адаптация ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную.
Обеспечить полноценное психическое и личностное развития детей в новых условиях в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.
Установление тесного сотрудничества с субъектами организации образовательной деятельности: учителями – предметниками , педагогами дополнительного образования, администрацией школы.
Формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в среднем звене, сохранение положительной учебной мотивации.
Развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, совершаемого собственными силами.
Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.
Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность.
Повышение уровня культуры взаимоотношений в классе.
Приобретение опыта работы с классным коллективом в качестве классного руководителя.
№ | Этапы | Сроки |
I | Подготовительный этап Психолого-педагогическое сопровождение в 4 классе | |
1. | Диагностика школьной мотивации и мотивационно-волевой сферы | Сентябрь, май 2019 г. |
2. | Диагностика школьной тревожности | Сентябрь, май 2019 г. |
3. | Исследование познавательной сферы: внимание, память, мышление, речь | Сентябрь, май 2019 г. |
4. | Беседа с учителем по результатам исследования познавательной сферы | Май 2019 г. |
5. | Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено | Апрель - май 2019 г. |
6. | Родительском собрание «Психологическая готовность к обучению в среднем звене». | Май 2019 г. |
7. | Посещение учителями-предметниками уроков в 4 классе. | В течение года |
8. | Проведение беседы с учителем начальных классов об особенностях личности каждого учащегося класса и их семей. | Май 2019 г. |
II | Организационный этап Знакомство с родителями и учащимися в совместной деятельности | |
9. | Изучение личных дел учащихся | Август 2019 г. |
10. | Изучение медицинских карт учащихся | Август 2019 г. |
| Экскурсии класса по территории средней школы, знакомство с кабинетами и учителями - предметниками | 1 сентября |
11. | Анкетирование учащихся, с целью выяснения уровня самооценки | Сентябрь 2019 г. |
12. | Анкетирование учащихся, с целью выяснения уровня воспитанности | Сентябрь 2019 г. |
13. | Анкетирование родителей с целью получения информации об интересах, склонностях ребёнка, круге друзей и т.д. | Сентябрь 2019 г. |
14. | Совместное составления плана воспитательной работы | Сентябрь 2019 г. |
15. | Родительское собрание «Организация работы классного коллектива в новом учебном году» | Сентябрь 2019 г. |
III | Основной этап Создание условий для успешной адаптации перехода в среднее звено | |
16. | Беседы с учителями- предметниками с целью выяснения: уровня учебной активности на уроке способности работать в едином темпе со всем классом готовности к коллективным формам деятельности принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения наличие мотива самообразования | В течение всего года |
17. | Консультации с психологом. | В течение всего года |
18. | Сотрудничество с первым учителем пятиклассников | В течение всего года |
19. | Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям» | Ноябрь 2019 г. |
20. | Заседание родительского комитета (Планирование совместной деятельности) | Сентябрь 2019 г. |
21. | Диагностика школьной тревожности | Сентябрь, май 2019 г. |
22. | Диагностика школьной мотивации и мотивационно-волевой сферы | Октябрь, май 2019 г. |
23. | Изучение положения ученика в классе (социометрия) | Октябрь 2019 г. |
24. | Определение уровня самоуправления в классе | Январь, 2020 г. |
25. | Ознакомление и отслеживание занятости учащихся в системе ДО | Сентябрь 2020 г. |
26. | Праздник «Посвящение в пятиклассники» | Сентябрь 2019 г. |
27. | Выборы органов самоуправления | Сентябрь 2019 г. |
28. | Игра – экспромт «Наш портфель» с целью изучения взаимоотношений в коллективе | Октябрь 2019 г. |
29. | Тест «Кораблик» с целью изучения сплоченности коллектива | Октябрь 2019 г. |
30. | Анкетирование «Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника» | Декабрь 2016г. |
31. | Родительское собрание «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника»» | Декабрь 2019 г. |
32. | Родительское собрание «Как сохранить здоровье ребенка» | Февраль 2020 г. |
33. | Посещение уроков родителями с целью оказания необходимой помощи детям | В течение года |
34. | Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» | Апрель 2020 г. |
35. | Отчет- анализ работы органов самоуправления | Май 2020г. |
IV. | Заключительный этап | |
36. | Мониторинг успеваемости: | В конце каждой четверти, года |
37. | Самоанализ работы | В конце каждой четверти, года |
38. | Мониторинг уровня воспитанности, социометрии, активности учащихся | В конце каждой четверти, года |
39. | Анализ посещаемости уроков | В конце каждой четверти, года |
40. | Выступление на педсовете по вопросу адаптации учащихся 5 класса | Октябрь 2019 г. |
41. | Отчет о работе по адаптации пятиклассников | Май 2019 г. |
| Формы самообразования по данной проблеме | |
I | Изучение литературы по проблеме | |
| 1.Битянова М.Р., Азарова Т.В., АфанасьеваЕ.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. –М.: изд-во «Совершенство», 1998. 2.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1996. 3.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Изд-во «Феникс», 2003. 4.Методические разработки для школьного психолога. Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено. Министерство образования РСФСР КГПИ, Красноярск 1991. 5.Игры, обучение, тренинг, досуг под редакцией В.В. Петрусинского. М.: «Новая школа», книги 1-3, 1994. 6.Справочник классного руководителя, 2006. 7.Дорохов А.А. Это стоит запомнить. Изд-во. Детская литература, 1972. 8.Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение 1980. 9. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб., 1996. 10. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998. 11. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997. 12. Христоматия по педагогической психологии. М., 1995. 13.Устинова Э.В. Программа организации адаптационного периода учащихся пятых классов муниципального образовательного учреждения. Ж.: «Завуч начальной школы», 2003, № 5, с.99-105. | 2019 – 2020 гг. |
II | Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта. | 2019 – 2020 гг. |
III | Изучение опыта учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета | 2019 – 2020 гг. |
IV | Творческое сотрудничество со школьным психологом | 2019 – 2020 г.г. |
V | Творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования . | 2019 – 2020 гг. |
VI | Педагогические советы и семинары по проблемам воспитательной работы | 2019 – 2020 гг. |
VII | Заседания МО классных руководителей. | 2019 – 2020 гг. |
VIII | Обобщение и передача опыта воспитательных систем классных руководителей. | 2019 – 2020 гг. |
IХ | Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики. | 2019 – 2020 г.г. |