Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Октябрьская основная общеобразовательная школа» дошкольное отделение
План по самообразованию педагога
Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО»
Выполнила: Варакосова Л.Б. |
2023 г
Актуальность моей темы по самообразованию обусловлена значительными социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе.
Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847) утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Моя тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО» соответственно необходимо изучить, как средствами изобразительного искусства формировать патриотические чувства.
Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией).
Полнота и точность образов восприятия зависят от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
В соответствии с ФОП и ФГОС ДОО педагог формирует у детей интерес к занятиям изобразительной деятельностью; воспитывает у детей художественный вкус и чувство гармонии; продолжает развивать у детей художественное восприятие, закрепляет у детей умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, активно включая все органы чувств; учит детей видеть и восхищаться красотой изображенных предметов (формой, цветом) на картинах и при рассматривании народных игрушек, декоративно-прикладных изделий.
Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.
Задачи:
разработать перспективный индивидуальный план работы по теме самообразования, а также план с детьми и педагогами, родителями воспитанников;
формировать у детей чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям средствами изобразительного искусства;
развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной – деятельности;
расширение и углубление опыта детей в процессе общения с миром искусства;
формировать знания, умения и навыки по изобразительно-творческой деятельности.
активизировать участие родителей в образовательном процессе;
привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы, создание центра патриотического воспитания «Моя Родина-Россия» и центра художественно-эстетического развития «Наше творчество».
Успех реализации темы самообразования обеспечивается следующими педагогическими условиями:
готовность педагога к изучению актуальной методической литературы, по патриотическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДОО и ФОП ДО;
индивидуальный подход к каждому ребенку;
привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми;
индивидуальная работа с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Специфические принципы, обусловленные особенностями
художественно-эстетической деятельности:
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип организации тематического пространства (информационного поля) основы для развития образных представлений;
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» (автор Лыкова И.А.) сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
1. Способность эмоционального переживания. Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность.
2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передается ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.
3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество). В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.
Методы эстетического воспитания:
метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; - метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире; - метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».); - метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; - метод разнообразной художественной практики;
метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками); - метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
метод эвристических и поисковых ситуаций. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Работа с родителями:
Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства соответствии с ФОП и ФГОС ДОО . Эту работу можно разделить на 3 блока:
Информационно-аналитический - направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический - предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, включение родителей и детей в общее дело (участие в выставках детского-семейного творчества идр.).
Контрольно-оценочный - предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада - для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика.
План деятельности воспитателя по теме самообразования
на учебный год
№п/п | Тема | Сроки | Форма распространения опыта |
1 этап: Информационно-аналитический |
1. | Изучение методической литературы Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028 Программа «Цветные ладошки» Лыкова И.А. Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности. | Сентябрь - октябрь | Изучение методик Составление плана работы |
2. | Создание и обогащение центров патриотического воспитания и художественно эстетического развития в группе. | В течение года | Создать условия для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства в соответствии с ФОП и ФГОС в условиях дошкольного учреждения. Повышение педагогических компетенций. |
3. | Систематизация и реализация форм и методов работы с детьми младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО. | В течение года | Педагогический взаимопросмотр (обмен опытом) образовательных событий по патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства. Пополнение и обогащение РППС группы. |
4. | Разработать консультационные и презентационные материалы для педагогов и родителей. | В течение года | Обобщить опыт работы по теме самообразования. |
II. ЭТАП — внедрение в практику Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса |
1. | Провести цикл практических мероприятий с детьми по теме самообразования | Сентябрь - май | Форма представления: оформление выставок, игровая деятельность. |
3. | Презентация практического и методического материала по теме самообразования | Май | Пополнение методической копилки и РППС группы. |
III. ЭТАП — представление опыта работы по теме |
1. | Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | В течение года | Папка по самообразованию с приложением. |
2. | Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования | В течение года | Предполагает самоанализ педагогической деятельности. |
3. | Презентация опыта работы по теме самообразования | Май | Творческий отчёт для педагогов ДОУ |
IV. Работа с семьёй |
1. | Поэтапная организация вовлечения родителей в процесс патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства в соответствии с ФОП и ФГОС в условиях дошкольного учреждения. | В течение года |
2. | Поиск резервов повышения эффективности педагогического процесса в решении вопросов организации работы с семьей дошкольников | В течение года |
3 | Анализ эффективности работы с родителями в рамках темы по самообразованию. | Апрель |
4. | Привлечь родителей к организации совместной презентационной работе по теме самообразования. | Май |
Работа с детьми по теме самообразования в течение года
Дата проведения | № | Тема мероприятий | Задачи |
Содержание работы с детьми по патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом. расширение и углубление опыта общения с миром искусства; развитие художественно-эстетического восприятия; формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности; воспитание патриотических чувств, любви к Родине. |
Сентябрь | 1 | Пополнение центра патриотического воспитания «Моя Родина-Россия» и центра художественно-эстетического развития «Наше творчество». | Создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине. |
2 | Экскурсия по территории участка детского сада. | Знакомить детей с территорией детского сада. Развивать любознательность, интерес детей к изучению родного края. Воспитывать любовь к родному поселению. |
3 | «Листочки, листочки по ветру летят». Рисование по поэтическим произведениям «Разноцветная осень». | Воспитывать любовь к малой Родине. Развивать умение рисовать примакиванием. Формировать умение строить композицию рисунка. Воспитывать чувство цвета, творчества. |
Октябрь | 1 | Рисование «В нашем садике родном очень весело живем». | Учить правильно держать карандаш. Подводить к рисованию предметов. Развивать мелкую моторику рук детей. |
2 | «Осень дарит чудеса». «Это русская сторонка, это Родина моя». Выставка поделок из природного материала. | Расширить кругозор детей о времени года «Осень». Познакомить с осенними явлениями и признаками, способствовать пополнению и обогащению знаний детей по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты». Воспитывать любовь к родному краю. |
Ноябрь | 1 | Раскрашивание «Герб нашего поселения». | Знакомить детей с символами поселения. Воспитывать патриотические чувства. |
2 | «Родина – слово большое, большое…» -беседа с детьми. | Формирование первичных представлений о малой Родине. Обсуждать с детьми, где они гуляли в выходные дни (в сквере, на красивой детской площадке). Развивать речь. Воспитывать интерес и любовь к малой Родине. |
3 | Аппликация «Флаг России». (цветной картон). | Продолжать знакомить детей с символами государства – флаг. Развивать внимание, умение правильно наклеивать ленты, в соответствии с триколором. Воспитывать чувство патриотизма. |
Декабрь | 1 | Рисование ладошками «Птички – невелички». | Формировать знания детей о животном мире России. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Развивать фантазию. Воспитывать интерес к творчеству. |
2 | Рисование «Праздничная елочка» | Рисование и украшение пушистой нарядной ѐлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета |
3 | Пластилинография - «Теперь она нарядная, на праздник к нам пришла» (украшаем разноцветным соленым тестом). | Закреплять умение катать шарики из соленого теста. развивать мелкую моторику рук. Формировать представление о Новогоднем празднике. Воспитывать любовь к Родине. |
Январь | 1 | «Новогодние праздник дома» - беседа с детьми о праздновании Нового года. | Развивать интерес детей к праздникам России. Обратить внимание на красиво украшенную группу. Воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения. |
2 | Рисование по поэтическим произведениям «Ах ты, зимушка-зима». | Рисование пальчиками. Формировать эстетическое отношение к предметам окружающего мира. Воспитывать любовь к природе в любое время года. |
3 | «Очарован невидимкой»-экскурсия по заснеженному участку детского сада. | Учить видеть красоту природы. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Воспитывать любовь к природе в любое время года. |
Февраль | 1 | Украшение силуэтов одежды национальным орнаментом «Мы живем в России». Рассматривание альбома «Национальная одежда народов России». | Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством России. Воспитывать уважение к мастерам народного творчества. |
2 | Конструирование - «Поздравляем наших мужчин». Подарки папам и дедушкам. | Развивать интерес, воспитывать уважение детей к историческим праздникам. Упражнять в преобразовании бумаги в различные конструкции. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. Воспитывать у детей любовь к близким людям. |
3 | Дидактическая игра «Мы - Россияне». | Развивать интерес родителей и детей к истории России. Воспитывать чувство уважения к Российской Армии, защитникам своей страны. |
Март | 1 | Рисование «Весенние этюды» - рисуем ватными шариками. | Учить детей передавать в рисунке красоту окружающей природы. Развивать умение отражать свои впечатления в художественном творчестве. Воспитывать любовь и бережное отношение детей к природе родного города. |
2 | Рисование «Цветок для мамочки» | Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. |
3 | Филимоновские игрушки | Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приѐмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса. |
Апрель | 1 | «Апрель, апрель – на дворе звенит капель…» Рассматривание картин русских художников с весенними пейзажами. | Учить детей рассматривать картины художника-земляка Дмитриева. Помочь ребенку почувствовать красоту окружающего мира. Подводить детей к восприятию произведений искусства. Воспитывать любовь к природе в любое время года. |
2 | Рисование по-мокрому. «Космос глазами детей». | Дать представление о космосе. Воспитывать чувство гордости за свою страну, чувство уважения к космонавтам России. Развивать умение отражать свои впечатления о космосе в художественном творчестве, используя нетрадиционные техники изображения. |
3 | Продуктивная деятельность. Раскраски «Птицы возвращаются». | Учить ритмичному нанесению линий. Развивать эстетическое восприятие и умение подбирать цвета, соответствующие теме рисунка. Поддерживать желание рисовать. Воспитывать художественный вкус. |
Май | 1 | Рассматривание иллюстраций в центре патриотического воспитания. | Воспитывать чувство гордости за свою страну. |
2 | «Салют Победы» - рисуем вилками. | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – вилкой. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ. |
3 | Коллективное творчество «Мой дом. Моя семья». Рисуем цветными мелками на асфальте. | Развивать умение рисовать восковыми мелками. Обогащать опыт детей в нетрадиционных техниках изобразительной деятельности. Воспитание патриотических чувств. |
Работа с родителями по теме самообразования в течение года
Тема и форма | Сроки |
Сообщить тему по самообразованию на первом родительском собрании. Анкетирование «Воспитание патриота в семье» . Оптимизировать воспитательный процесс и выявить степень осведомленности родителей. Стенд для родителей «Наш детский сад». Установление партнерских отношений между всеми участниками образовательного процесса. | Сентябрь |
Консультация «Воспитание патриотических чувств через формирование любви к родному краю». Предполагает сотрудничество семьи с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта. Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) Выставка поделок из природного материала. Предложить принять участие в организации выставки детско-семейного творчества. | Октябрь |
Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (рисование окрашенным рисом. Тема «Флаг России). Буклет ««Воспитываем будущего гражданина» | Ноябрь |
Мастерская Деда Мороза. Предложить родителям принять участие. Вовлечение родителей творческую деятельность. Индивидуальные беседы с родителями «Организация творческого досуга с детьми в праздничные дни» Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) | Декабрь |
Фотовыставка «Наше творчество в праздничные дни». Обмен опытом организации семейного отдыха, установление дружеских отношений среди родителей группы. Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) | Январь |
Предложить родителям перечень иллюстраций и список художественной литературы для рассматривания и чтения детям по патриотическому воспитанию в рамках подготовки к празднику «23 февраля». Развитие творческого потенциала семей. Пригласить на совместный досуг отцов воспитанников на праздничный досуг. Выставка рисунков «Портрет моего папы» | Февраль |
Пригласить мам и бабушек на праздничный утренник, посвященный празднику 8 марта. Выставка тематических детских поделок и рисунков «Моя мама» Акция добрых дел. Предложить родителям изготовить для детей в центр художественно-эстетического развития средств для рисования нетрадиционными способами (тычки, кисточки, ватные палочки и тд). Пополнить центр различными видами бумаги. | Март |
Организация мастерской «Загадочный космос». Предложить родителям изготовить лэпбуки, макеты, коллажи, фоторамки для РППС,тематические альбомы. Совместная подготовка к участию в тематических конкурсах рисунков и поделок по лексической теме «Космос». | Апрель |
Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) «1 мая: Праздник Весны и Труда», «9 мая: День Победы» Обратить внимание на творчество детей «Мой дом. Моя семья». Рисунки цветными мелками на асфальте. Презентация «Наши успехи» | Май |
В течение года: оформление выставок детского творчества в приемной группы. Индивидуальные беседы и рекомендации по запросам родителей. | |
Материалы | |
Наработки в процессе реализации темы самообразования. Программа «Цветные ладошки» Лыкова И.А. | |
Работа с педагогами по теме самообразования в течение года
Тема и форма | Сроки |
Утверждение темы по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО» Обсуждение актуальности темы. | Сентябрь |
Обмен опытом по организации развивающей среды в рамках патриотического воспитания средствами изобразительного искусства соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО в соответствии ФОП и ФГОС ДОУ. | Октябрь |
Пригласить педагогов ДОУ на мастер-класс с родителями «Нетрадиционные техники рисования в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (рисование окрашенной солью, манкой. Тема «Флаг России). | Ноябрь |
Сообщение на педсовете «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства» | Декабрь |
Взаимодействие со специалистами ДОУ. Познавательные экскурсии в старшие возрастные группы. Рассматривание центров активности и продуктов детского творчества. | Январь |
Совместная подготовка к тематическому досугу, посвященному празднику 23 февраля. | Февраль |
Совместная подготовка к тематическому досугу, посвященному празднику 8 марта. Анализ вовлеченности родителей воспитанников группы в жизни детского сада. | Март |
Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. | Апрель |
Презентация опыта работы на педсовете по теме самообразования. | Май |
Дополнительная литература к изучению по теме самообразования:
Акинина Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Перспектива, 2012.
Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий - М.: Перспектива, 2011.
Антонов Ю. Е. Наследники великой Победы. Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников. Практическое пособие / Ю.Е. Антонов. - М.: АРКТИ, 2011.
Арнаутова Е. П. Расскажем детям о победе. Методические рекомендации / Т.А. Котова. - М.: Русское слово, 2015.
Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
Барнникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Практическое пособие - М.: АРКТИ, 2007.
Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
Белоусова Л. Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Детство-Пресс, 2012.
Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
Растим патриотов России. - М.: Детство-Пресс, 2016.
Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.
Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова и др. - М.: Учитель, 2007.
Ресурсы сети интернет.