Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
ПЛАН РАБОТЫ
методического объединения
учителей начальных классов
на 2019- 2020 учебный год
Руководитель МО:
учитель первой квалификационной категории
Ерёменко В.Д.
Анализ работы
методического объединения учителей начальных классов
за 2018-2019 учебный год
В состав МО учителей начальных классов входило 4 учителя начальных классов и учитель -логопед. Из них высшее образование имеют три человека: Еременко В.Д., Сухойванова Г.С. , Бушина О.А. Все учителя имеют первую квалификационную категорию.
В 2018 – 2019 учебном году МО учителей начальных классов работало по теме «Современные образовательные технологии как фактор повышения педагогического мастерства учителей начальной школы»
Работа МО была направлена на решение основной цели – совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
Основные задачи, которые были поставлены перед учителями начальных классов в 2018-2019 учебном году: 1. Создание условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса при работе по ФГОС начального общего образования.
2. Совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС НОО путем внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
3. Корректировка планов и программ, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих ФГОС.
4. Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.
5. Осуществление преемственности в обучении детей дошкольного возраста, начальной школы и среднего звена.
6. Продолжение целенаправленной, систематической работы по развитию у обучающихся младших классов творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей через организацию внеурочной деятельности.
7. Формирование у обучающихся потребности в самоконтроле и самооценке.
При планировании содержания методической работы педагоги старались отобрать наиболее эффективные формы работы:
· Целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.
· Открытые уроки. · Обобщение педагогического опыта · Организация предметной недели.
· Доклады и сообщения из опыта работы в сочетании с практическим их показом.
· Разработка рекомендаций, инструкций, наглядных пособий.
· Участие в семинарах, конференциях и конкурсах .
· Организация предметных олимпиад.
· Работа с одаренными детьми.
· Работа со слабоуспевающими детьми.
Для реализации поставленных задач учителя работают по индивидуальной теме самообразования. Обобщение опыта педагогов начальных классов проходит в разнообразных формах.
Методическое объединение учителей начальных классов продолжает целенаправленную работу по формированию прочных знаний, умений и навыков, определяемых программой начального обучения. Особое внимание уделяется совершенствованию навыков чтения, усвоению основных орфограмм русского языка, повышению вычислительной культуры младших школьников, овладению ими алгоритмами решения задач.
Активизация познавательной деятельности учащихся и их творческое развитие – одна из основных задач, которая стоит перед учителями начальных классов. Развитию творческой деятельности учащихся помогают ежегодные участия в конкурсах. Учащиеся начальной школы традиционно участвовали в международных и Всероссийских интеллектуальных конкурсах.
Проведены Олимпиады школьного, муниципального (4 класс) всероссийского и международных уровней.
В течение 2018– 2019 учебного года было проведено 5 заседаний . На заседаниях МО учителя делятся своим педагогическим мастерством. МО учителей начальных классов активно содействует становлению личности учителя – педагога нового типа на основе овладения теории и инновационными технологиями в системе методической работы. На заседаниях МО педагоги знакомились с новейшими исследованиями в области преподаваемых предметов, приёмами работы, слушали и обсуждали сообщения коллег о результатах своей деятельности, делились опытом работы, были рассмотрены вопросы по ФГОС НОО.
Были проведены открытые уроки на муниципальном уровне. Урок математики в 1 классе «Пространственные представления. Раньше. Позже. Сначала. Потом.» учитель Еременко В.Д. Урок литературного чтения в 4 классе «В.Ю. Драгунский. Что любит Мишка» учитель Сухованова Г.С. Урок литературного чтения во втором классе «Н.Н. Носов. На горке» учитель Гридасова Л.В. Урок литературного чтения в 3 классе «Ф.И. Тютчев. Весенняя гроза» учитель Федоренко И.Н. Индивидуальное занятие «Постановка звука [к] в словах» и Фронтальное логопедическое занятие «Развитие орфографической зоркости» учитель-логопед Бушина О.А. Уроки проведены на высоком уровне, в соответствии с ФГОС. Содержательно, интересно и организованно были проведены внеклассные мероприятия, классные часы в соответствии с графиком.
Проводилась работа по оформлению стендов и кабинетов, учитывая интересы и тематику. Все члены МО участвовали в школьных конкурсах и тематических неделях. Особо интересно проходила Неделя начальных классов под названием «Марафон знаний» по девизом : «Знания! Творчество! Дружба!» Проведение предметной недели в начальных классах стало традицией в нашей школе.
Велась работа с одарёнными детьми. Дети под руководством учителей нашего МО принимали участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня, спортивных мероприятиях. В течение всего учебного года администрацией школы проводился контроль ведения документации учителями, выполнением программы, а также наблюдение за качеством обученности учащихся. В 4 классе прошли Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике, окружающему миру.
Анализ работы показывает, что в целом поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала четкая и слаженная работа всего методического объединения учителей начальных классов. МО работает творчески, постоянно старается использовать новые формы организации и проведения заседаний.
ПЛАН РАБОТЫ
школьного методического объединения учителей начальных классов
на 2019 - 2020 учебный год.
Тема работы методического объединения начальных классов: «Создание условий для получения качественного образования учащихся с различными образовательными потребностями».
Цель школьного методического объединения учителей начальных классов:
1.Совершенствование педагогического мастерства в условиях ФГОС.
2.Создание условий для профессионально-личностного роста педагога как одного из основных условий обеспечения качества образования.
3.Совершенствование учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных способностей учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.
4.Совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО.
Задачи:
осваивать и применять на практике инновационные педагогические технологии, способствующие повышению качества обучения,
для реализации современных требований образования;
создавать оптимальные условия для развития основных компетенций учащихся сообразно с их интересами, способностями и возможностями;
повышать уровень общей дидактической и методической подготовки педагогов;
создать условия для повышения уровня квалификации педагога;
проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;
выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;
создавать условия для самообразования педагогов
продолжить изучение нормативной базы ФГОС НОО;
совершенствовать систему внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, культурных центров, организаций дополнительного образования.
Направления методической работы:
заседания МО;
аттестация учителей;
повышение квалификации учителей (самообразование, участие в семинарах, конференциях, мастер-классах);
проведение мониторинговых мероприятий;
внеурочная деятельность по предмету;
обобщение и представление опыта работы учителей (открытые уроки, мастер-классы, творческие отчеты, разработка методических материалов) на различных уровнях;
обеспечение преемственности при организации образовательного процесса.
организация работы с одаренными детьми;
организация инклюзивного обучения;
презентация опыта работы, повышение рейтинга учреждения в профессиональном сообществе.
Формы методической работы:
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
творческие группы;
круглые столы, семинары, педагогические мастерские, мастер-классы, презентация опыта;
индивидуальные консультации с учителями-предметниками;
фестивали педагогических идей;
целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.
Деятельность работы МО учителей начальных классов на 2019- 2020 учебный год:
1.Информационная деятельность:
* Изучение инновационных технологий в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
* Продолжить знакомство с ФГОС начального общего образования.
* Пополнение тематической папки «Методические объединения учителей начальных классов».
2.Организационная и учебно-воспитательная деятельность:
* Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
* Отбор содержания и составление учебных программ.
* Утверждение программ по предметам.
* Взаимопосещение уроков учителями с последующим самоанализом достигнутых результатов.
* Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету.
* Организация открытых уроков по определенной теме с целью обмена опытом.
* Организация и проведение предметной недели в начальной школе.
* Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров.
* Выступления учителей начальных классов на ШМО, педагогических советах.
* Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.
* Развивать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
* Оказывать социально – педагогическую поддержку детям группы «особого внимания».
* Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и педагогов, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
3.Аналитическая деятельность:
* Анализ методической деятельности за 2018 - 2019 учебный год и планирование на 2019 - 2020учебный год.
* Анализ посещения открытых уроков.
* Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
* Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
4.Методическая деятельность:
* Методическое сопровождение преподавания по новым образовательным стандартам второго поколения в начальной школе.
* Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.
* Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя. Внедрение в практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
* Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
* Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах;
* Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;
* Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов; ознакомление с методическими разработками различных авторов.
* Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
5.Консультативная деятельность:
* Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования.
* Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
* Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
Межсекционная работа:
1. Открытые уроки.
2. Внеклассная работа (проведение праздников, экскурсий, школьных олимпиад и т.д.).
3. Работа с родителями (родительские собрания, консультации, привлечение к сотрудничеству).
4. Работа кабинетов (пополнение учебно-методической базы).
5. Взаимопосещение уроков (в течение года с последующим обсуждением, рекомендациями).
6. Самообразование педагога (работа над методической темой, курсовое обучение, аттестация, семинары).
Ожидаемые результаты работы:
* Рост качества знаний обучающихся.
* Овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС.
* Создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Диагностическое обеспечение. Внутришкольный контроль.
1. Утверждение рабочих программ.
2. Диагностика учащихся 1-4 классов.
3. Проведение и анализ промежуточной аттестации по предметам.
Работа с обучающимися.
1. Организация и проведение предметных недель начальных классов.
2.Организация и проведение муниципальных, региональных, федеральных и международных конкурсов.
Работа по преемственности.
Посещение будущими классными руководителями и учителями - предметниками уроков и мероприятий 4- классников.
2. Посещение учителями начальных классов уроков 5- классников.
3. Проведение педагогического консилиума по адаптации 5 – классников.
Организационные формы работы:
1. Заседания методического объединения.
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности.
3. Взаимопосещение уроков педагогами.
4. Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
5. Повышение квалификации педагогов на курсах.
Состав методического объединения учителей
Ф.И.О | Занимаемая должность |
1.Еременко В.Д. | Учитель начальных классов, руководитель МО |
2.Гридасова Л.В. | Учитель начальных классов |
3.Федоренко И.Н. | Учитель начальных классов |
4. Сухойванова Г.С. | Учитель начальных классов |
5. Бушина О. А. | Учитель – дефектолог, учитель - логопед |
Организация работы по самообразованию
Ф.И.О | Тема самообразования | Где и когда заслушивается (на педсовете, конференции, заседании МО и др) |
1.Еременко В.Д. | Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе. | Заседание МО учителей начальных классов педсовет |
2.Гридасова Л.В. | Познавательная деятельность в процессе начального обучения. | Заседание МО учителей начальных классов педсовет |
3.Федоренко И.Н. | Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО. | Заседание МО учителей начальных классов педсовет |
4. Сухойванова Г.С. | Внеклассная работа – одна из форм развития личности. | Заседание МО учителей начальных классов педсовет |
5. Бушина О.А. | Развитие читательских способностей, как одно из основных средств развития устной речи и ее особенностей. | Заседание МО учителей начальных классов педсовет |
Перспективный план аттестации учителей М/О
Ф.И.О | | |
Еременко В.Д. | Сентябрь 2019 | Сентябрь 2024 |
Гридасова Л.В. | Сентябрь 2019 | Сентябрь 2024 |
Федоренко И.Н. | Сентябрь 2019 | Сентябрь 2024 |
Сухойванова Г.С. | Октябрь 2019 | Октябрь 2024 |
Бушина О.А. | Декабрь 2016 | Декабрь 2021 |
Перспективный план повышения квалификации учителей
Ф.И.О | Название и год прохождения курсов | Следующий год прохождения КПК |
Еременко В.Д. | 05.03.2018г. ОГБУ ДПО КИРО «Проектирование и реализация урочной и внеурочной деятельности на основе ФГОС НОО» 05.05.2015г. ОГБУ ДПО КИРО «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» 20.04. 2017г. ОГБУ ДПО КИРО «Проектирование и реализация образовательной деятельности учителей начальных классов в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями» | 2021г 2021 2023 |
Гридасова Л.В. | 27.10.2017г. ОГБУ ДПО КИРО ««Проектирование и реализация урочной и внеурочной деятельности на основе ФГОС НОО» 05.05.2015г. ОГБУ ДПО КИРО «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» 30.06.2016г. ОГБУ ДПО КИРО «Содержание и организация образовательной деятельности учителей начальных классов в условиях введения и реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» | 2020г 2020 2021 |
Федоренко И.Н. | 18.01.2019г, ОГБОУ ДПО КИРО «Использование результатов оценочных процедур для обеспечения качества образования» 20.04. 2017г. ОГБУ ДПО КИРО «Проектирование и реализация образовательной деятельности учителей начальных классов в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями» 30.06.2017г. ОГБОУ ДПО КИРО«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю "Основы православной культуры" | 2022г 2022 2020 |
Сухойванова Г.С. | 18.01.2019г, ОГБОУ ДПО КИРО «Использование результатов оценочных процедур для обеспечения качества образования» 28.11.2014г, ОГБОУ ДПО КИРО «Теоретические и методические аспекты преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования» 30.06.2016г. ОГБУ ДПО КИРО «Содержание и организация образовательной деятельности учителей начальных классов в условиях введения и реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» | 2022 2019 2021 |
Бушина О.А. | 04.04.2019 ОГБУ ДПО КИРО «Механизмы реализации современных коррекционно-логопедических технологий в общеобразовательной технологии» | 2022 |
Банк данных о членах методического объединения
Ф.И.О | Возраст | Образование | Специальность | общий стаж и педагогический | Квалиф. категория | В каком классе работает |
Еременко В.Д. | 61 год | высшее | Учитель начальных классов | 42 – 42год | 1 | 2 |
Гридасова Л.В. | 56год | среднее специальное | Учитель начальных классов | 37 – 37 лет | 1 | 3 |
Федоренко И.Н. | 50лет | среднее специальное | Учитель начальных классов | 33- 33 года | 1 | 4 |
Сухойванова Г.С. | 36 лет | высшее | Учитель начальных классов | 16 – 16 лет | 1 | 1 |
Бушина О.А. | 45 года | высшее | Учитель-дефектолог Учитель-логопед | 15 – 11 лет | 1 | 1-4 |
График
открытых уроков, внеклассных мероприятий,
проводимые учителями МО в течение учебного года
№п/п | Уровень | Тема урока, внеклассного мероприятия | Дата | Класс | Учитель |
1. | Школьный | Индивидуальное дефектологическое занятие «Речь. Звуки и буквы. Алфавит» | октябрь | 4 | Бушина О.А. |
2. | Урок литературного чтения «Е.И.Чарушин. Страшный рассказ» | ноябрь | 2 | Еременко В.Д. |
3. | Урок окружающего мира «Охрана животных» | ноябрь | 3 | Гридасова Л.В. |
4. | Урок окружающего мира «Как зимой помочь птицам» | декабрь | 1 | Сухойванова Г.С. |
5. | Урок окружающего мира «Наш край» | декабрь | 4 | Федоренко И.Н. |
6. | Классный час. Игра – викторина «Эти чудесные сказки» | январь | 3 | Гридасова Л.В. |
7. | Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо» | февраль | 1 | Сухойванова Г.С. |
8 | Классный час «Мы друзья Мойдодыра» | февраль | 2 | Еременко В.Д. |
9 | Внеурочная деятельность «Эмоциональное чтение текста» | март | 2 | Бушина О.А. |
10 | Классный час «Православные традиции. Светлый праздник Пасхи» | апрель | 4 | Федоренко И.Н. |
Заседания МО учителей начальных классов
Заседание № 1
Тема: Планирование и организация методической работы учителей начальных классов
на 2019 - 2020учебный год.
Форма проведения: круглый стол
Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
Цель: Обсудить план работы МО учителей начальной школы на 2019 – 2020 учебный год, основные направления работы. 1. Анализ работы МО учителей начальных классов за 2018-2019 учебный год. 2. Формирование банка данных о кадровом потенциале учителей начальных классов. 3. Обсуждение нормативных, программно –методических документов: изучение нормативной и методической документации по вопросам образования, о едином орфографическом режиме. 4. Обсуждение плана работы методического объединения на 2019 - 2020учебный год. 5. Рассмотрение рабочих программ по предметам, учителей начальных классов в соответствии с учебным планом и ФГОС. 6. Особенности организации внеурочной деятельности. Рассмотрение программ внеурочной деятельности. 7. Корректировка тем самообразования учителей. 8. Рассмотрение и обсуждение плана проведения Предметной недели в начальной школе. 9. Обсуждение участия учителей и учащихся начальных классов в различных конкурсах. 10. Контроль за обеспеченностью учебниками и за готовностью кабинетов к новому учебному году. | Август -- - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - | Руководитель МО Зам. директора по УВР Учителя МО Руководитель МО |
Заседание № 2
Тема: «ФГОС: преемственность при переходе из начальной школы в основную школу»
Форма проведения: круглый стол
Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
Цель: Обеспечение принципа преемственности начального и основного звеньев обучения. Повестка: 1. Принцип преемственности начального и основного звеньев обучения» 2. «Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников». 3. Фонетические зарядки. Практикум по проведению фонетических зарядок. 4. Развитие читательских навыков у учащихся в рамках внеурочной деятельности. | Ноябрь | Федоренко И.Н Сухойванова Г.С. Еременко В.Д. Бушина О.А. |
Заседание № 3
Тема: «Технологии обучения здоровому образу жизни»
Форма проведения: круглый стол, обмен опытом
Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
Цель: формирование потребности в ЗОЖ, мотивация к здоровому образу жизни. Повестка: 1. Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. 2. Приёмы работы по формированию ЗОЖ из опыта работы учителей школы. 3.Дислексия – болезнь творческих людей. 4. Разное. | январь | Еременко В.Д. Гридасова Л.В. Бушина О.А. |
Заседание № 4
Тема: «Социально-педагогические проблемы образования»
Форма проведения: научно-практический семинар, «круглый стол»
Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
Цель: использование приемов и технологий для коррекционного воздействия на учащихся, повышения познавательной и социальной активности учащихся Повестка: 1.Психологические особенности детей младшего школьного возраста. 2. Работа с гиперактивным ребенком. 3. Сказочная педагогика в решении проблем детского озорства и хулиганства 4.Разное. | март | Сухойванова Г.С. Федоренко И.Н. Гридасова Л.В. |
Заседание № 5
Тема: Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса.
Форма проведения: круглый стол
Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
Цель: подвести итоги работы МО начальных классов, определить проблемы, требующие решения в новом учебном году. 1. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2018 -2019 учебный год. 2.Итоги Всероссийских проверочных работ по предметам. 3.Итоги комплексных , административных контрольных работ, проверки техники чтения. 4. Творческая самопрезентация по теме самообразования. 5. Обсуждение плана работы и задач МО на 2019 -2020 учебный год. | Май | Руководитель МО Завуч по УВР Завуч по УВР Учителя МО Руководитель МО |
Совершенствование материально – технической базы кабинетов
Участие учителей в организации сохранности мебели, учебных пособий, ремонте закреплённых кабинетов. | В течение года | Учителя начальных классов, родители |
Приобретение для кабинетов комплектов раздаточных справочных и дидактических материалов. | В течение года | Учителя начальных классов |