2023-2024 учебный год.
С 1 сентября 2023 года во всех дошкольных образовательных учреждениях на территории Российской Федерации вступил в силу новый образовательный документ: Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). Вышеуказанный документ утвержден приказом Минпросвещения РФ от 25.11 2022г. № 1028.
Задачи, стоящие сегодня перед системой дошкольного образования повышают ответственность родителей за результативность образовательного и воспитательного процесса в детском саду, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. В связи с этим появляются дополнительные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями предполагает взаимоуважение, взаимодоверие и взаимопомощь, знание и учёт учителем-логопедом условий семейного воспитания, а родителями – условий оказания логопедической помощи в дошкольном образовательном учреждении, а также обоюдное желание учителя-логопеда и родителей поддерживать контакты друг с другом.
№ п/п | Формы работы | Содержание | Сроки выполнения |
1 | Общее родительское собрание | «Что такое дошкольный логопедический пункт: ознакомление родителей (законных представителей) с целью и задачами оказания логопедической помощи в ДОУ». | По плану воспитательно-образовательной работы ДОУ на 2023-2024 учебный год. |
2 | Сообщения на групповых родительских собраниях | «Развитие речи детей в онтогенезе»; «Профилактика и предупреждение возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста»; «Речевые ошибки детей: неправильное произношение звуков»; «Речевая готовность детей к школе»; «Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста. Из опыта работы». | По плану воспитательно-образовательной работы воспитателей ДОУ на 2023-2024 учебный год. |
3 | Семинары-практикумы. | Встречи с родителями с целью демонстрации и обучения их методам и приёмам развития речи детей, а также памяти, внимания, мышления, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса: «Что мы знаем и умеем» (формирование и развитие навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшей группы); «Что мы знаем и умеем» (подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной к школе группе). | В течение 2023-2024 учебного года. |
4 | Консультации с родителями | Итоги коррекционно-развивающей работы за 2022-2023 учебный год; Индивидуальные беседы с родителями по результатам логопедического обследования, сбор анамнестических данных (ведение журнала персональных данных), обсуждение плана коррекционно-развивающей работы с детьми на учебный период (месяц, квартал); Рекомендации для родителей по закреплению звуков в свободной речи ребенка и пройденным темам подгрупповых занятий (индивидуальные консультации с элементами занятия, контроль над выполнением рекомендаций учителя-логопеда); Ознакомление родителей со специализированной литературой, методическими пособиями по развитию речи детей. | В часы индивидуальных занятий с детьми с участием родителей (консультации с родителями) согласно графику работы учителя-логопеда ДОУ в течение 2023-2024 учебного года. |
5 | Беседы с родителями (законными представителями). | «Родительские пятиминутки» в виде кратковременной личной консультации в режимные моменты ДОУ. | В течение 2023-2024 учебного года. |
6 | «День открытых дверей». | Подгрупповые (фронтальные), индивидуально - подгрупповые занятия в присутствии родителей (законных представителей). | По плану воспитательно-образовательной работы ДОУ и согласно расписанию занятий учителя-логопеда на 2023-2024 учебный год. |
7 | Наглядное логопедическое просвещение родителей (законных представителей). | Оформление информационно-консультативных центров «Советы логопеда» в приёмных групп. Примерные консультации: «Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду»; «Почему ребёнок говорит неправильно»; «Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения»; «Для чего логопед задаёт домашние задания»; «Артикуляционная гимнастика – первая ступенька к формированию правильного произношения звуков»; «Обогащаем словарь детей»; «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с помощью дидактических игр: Речевые игры по дороге домой»; «Играем с пальчиками – тренируем речь»; «Совершенствуем внимание и память ребёнка»; Тема неделя «Новая буква»; «Речевая готовность детей к школе»; «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи» (серия консультаций для родителей разных возрастных групп). | В течение 2023-2024 учебного года. |
8 | Дистанционное взаимодействие с родителями. | Публикация фотоотчётов с пояснениями о проделанной коррекционной работе на сайтах групп в сети интернета; Публикация видеоматериалов (коротких видео роликов) занятий в личной переписке в VK Мессенджере с пояснениями о проделанной коррекционной работе. | В течение 2023-2024 учебного года. |
9 | Конкурсы, проектная деятельность. | Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный (развивающий) процесс с целью общения с родителями, ребёнком и педагогами в новом формате: Новогодний конкурс в ДОУ «Буква - ёлочная игрушка», конкурсы для воспитанников логопедического пункта ДОУ муниципального, районного, областного, всероссийского значения; Тематические выставки. | В течение 2023-2024 учебного года. |
10 | Организация выпусков детей в присутствии родителей (законных представителей). | Итоговое мероприятие (занятие/театрализованное представление совместно с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и педагогами ДОУ) с участием детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий в логопедическом пункте ДОУ. | Апрель |
11 | Анкетирование. | Анкеты, опросники по итогам проведения различных форм взаимодействия с родителями (законными представителями). | В течение 2023-2024 учебного года |