Урок математики 6кл: «Отношения и пропорции»
Цели урока:
Образовательные: познакомить с понятием “пропорция”, научить использовать свойства пропорции для решения различных уравнений;
Развивающие: развивать логическое мышление, формировать умение пересказывать, выделять главное, задавать вопросы, оценивать;
Воспитательные: развивать умение работать в коллективе.
Оборудование:
учебник под редакцией С.М. Никольского и др. “Математика 6 класс”.
презентация к уроку;
раздаточный материал (карточки с заданиями);
компьютер;
проектор и экран;
картонные прямоугольники (размеры: 16 х 10 см и 8 х 5 см).
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель сообщает тему и цели урока.
Узнать: “Что такое “пропорция”, каковы её свойства”.
Уметь: “Использовать свойства пропорции для решения уравнений, выделять главное, делать вывод”.
Понимать: “Какие члены пропорции являются крайними, а какие средними, как определить, верна пропорция или нет?”
2. Актуализация знаний.
а) Давайте вспомним тот материал, который мы изучали на прошлом уроке.
- Что называется “отношением”? (Частное двух чисел называется “отношением”).
- Что показывает “отношение”? (Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго или какую часть первое число составляет от второго).
б) Учитель просит взять в руки макеты прямоугольников и выполнить задания.
Найти длину большого прямоугольника, записать в тетрадь.
Найти ширину большого прямоугольника, записать в тетрадь.
Найти отношение длины большого прямоугольника к ширине.
Взять маленький прямоугольник, найти также длину и ширину.
Найти отношение длины большого прямоугольника к длине маленького прямоугольника.
Найти отношение ширины большого прямоугольника к ширине маленького прямоугольника.
Найти периметры двух прямоугольников, найти отношение периметров.
Найти площади двух прямоугольников и отношение площадей друг к другу.
Записать равные отношения.
в) Устный счет.
Задачи, приводящие к равенству двух отношений, возникли примерно в VI веке до н.э, в эпоху Пифагора. Как же греки называли равенство двух отношений?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, выполните вычисления и зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденному ответу. Из оставшихся букв получится искомое слово.
М | А | Н | Р | А | Т | Л | С | О | Е | Д | Г | К | И | В | Я |
| | 5 | | | | | | | 12 | | | 24 | | 1 | |
Вычислить:
1.
;
2.
;
3.
;
4.
;
5.
6.
;
7.
;
8.
.
В результате должно получиться слово АНАЛОГИЯ.
Словом АНАЛОГИЯ греки называли равенство двух отношений.
3. Объяснение нового материала.
а) Как стали называть равенство двух отношений в более поздние времена?
Латинское слово “пропорция”, для обозначения равенства двух отношений стали использовать, начиная с I века нашей эры.
Итак, равенство двух отношений называют пропорцией.
С помощью букв пропорцию можно записать так:
a : b = c : d
Эти записи читают следующим образом:
“Отношение a к b равно отношению с к d”;
“a так относится к b, как с относится к d”. (См. учебник стр. 15.)
Числа a и d называют крайними членами пропорции, а числа b и с – средними.
Рисунок на слайде учащиеся переносят в тетрадь.
б) Назовите крайние и средние члены пропорции.
28:7=16:4
32:8=24:6
.
в) Давайте поэкспериментируем и выясним, каким свойством обладает пропорция
Попробуйте найти произведение средних и произведение крайних членов пропорции (вызвать два человека для решения заданий на доске, остальные учащиеся выполняют задания в тетрадях).
28:7=16:4
Что мы обнаружили? Сделайте вывод.
Учащиеся с помощью учителя делают вывод: в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.
Верно и обратное утверждение: если произведение крайних членов равно произведению средних, то пропорция верна.
Это основное свойство пропорции.
г) Прочитайте пропорции и проверьте, верные ли они, используя основное свойство пропорции.
2:9=4:8
5:15=4:12
(три ученика работают на доске, остальные в тетрадях).
д) Поменяйте местами средние члены пропорции.
Вы получите новую пропорцию. Проверьте, верная ли пропорция получилась?
5:15=4:12
20:16=5:4
(два ученика работают на доске, остальные в тетрадях).
е) Теперь поменяйте местами крайние члены пропорции. Также проверьте, получили ли вы верную пропорцию. Какой вывод можно сделать?
5:15=4:12
20:16=5:4
(два ученика работают на доске, остальные в тетрадях).
Учащиеся с помощью учителя делают вывод: если в верной пропорции поменять местами средние члены или крайние члены, то получившиеся новые пропорции тоже верны.
ж) Используя основное свойство пропорции, можно найти её неизвестный член, если все остальные члены известны. А как вы думаете, как это сделать?
Решить пропорции
, x : 35 = 2: 7 (учитель вызывает ученика к доске, остальные записывают решение в тетрадь).
4. Закрепление изученного материала.
Попробуйте сами найти неизвестный член пропорции.
Учитель раздаёт карточки учащимся.
Ученики выполняют по вариантам задания самостоятельно в карточках, обмениваются карточками с соседом, объясняют друг другу правила нахождения неизвестного члена пропорции. После выполнения задания высвечивается слайд 11 с решением самостоятельной работы для взаимопроверки.
5. Итог урока.
Давайте вернёмся к цели, поставленной в начале нашего урока. Чтобы проверить, достигли ли мы её, решим кроссворд. Учитель раздаёт учащимся карточки с кроссвордами.
Решив кроссворд, вы узнаете, что означает слово "пропорция". Для этого впишите по горизонтали ответы на вопросы. Прочтите слово в выделенном столбце.
1.Частное двух чисел.
2.Равенство двух отношений.
3.В пропорции а : b = с : d члены a и d
называются ...
4.В пропорции а : b = с : d члены b и с
называются ...
5.Пропорция 5 : 2 = 10 : 4 является ...
6.В верной пропорции произведение
крайних членов равно произведению
средних членов. Это правило называют…
свойство пропорции.
7.Корень уравнения х : 10 = 200 : 2.
Ответ: СОИЗМЕРИМЫЙ
ВЫВОД:
1. Что называется пропорцией?
2. Как проверить, верна ли пропорция или нет?
3. Основное свойство пропорции?
4. Какие члены пропорции можно менять местами, чтобы также получить верную пропорцию?
Где в жизни мы встречаемся с пропорциями?
Золотое сечение – гармоническая пропорция.
Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.
Золотое сечение – это гармоничная пропорция. Золотое сечение рассматривалось как математическое понятие, что и помогло разгадать его тайну и увидеть эту пропорцию в картинах и архитектуре. Кстати, понятие “золотого сечения” ввел в научный обиход сам Пифагор, древнегреческий математик и философ. Открытое еще в эпоху Возрождения, сечение помогло нарисовать много великих картин и возвести великолепные здания, которые сейчас являются памятниками культуры и рассказывают нам о тех годах, когда жил Леонардо да Винчи и другие талантливые архитекторы.
С развитием дизайна и технической эстетики действие закона золотого сечения распространилось на конструирование машин, мебели и т.д., что свидетельствует: гармоничная пропорция пользуется успехом и в наше время. Что и говорить, красота вечна…
Золотое сечение в соборе “Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари)”.
Собор "Нотр-дам де Пари" в Париже, Франция.
Золотое сечение в скульптуре “Аполлон Бельведерский”, Леохара.
У многих бабочек соотношение размеров грудной и брюшной части тела отвечает золотой пропорции. Сложив крылья, ночная бабочка образует правильный равносторонний треугольник. Но стоит развести крылья, и вы увидите тот же принцип членения тела на 2,3,5,8. Стрекоза также создана по законам золотой пропорции: отношение длин хвоста и корпуса равно отношению общей длины к длине хвоста.
В ящерице длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38. Можно заметить золотые пропорции, если внимательно посмотреть на яйцо птицы.
Поднимите руки те, кто хочет еще что-то узнать по теме “пропорции”.
6. Рефлексия.
1. Поднимите руки те, кто считает, что он полностью усвоил новый материал.
2. Поднимите руки те, кто хочет ещё что-то узнать по теме “Пропорции”.
7. Домашнее задание: №№ 50 (б, в), 55 (в, г),58 (б, г); 60 (б, г).