Методическая разработка урока
по теме «Французская революция»
Тип урока: Открытие нового знания
Цели урока:
1. Сформировать у учащихся понятие о Французской революции, как о важном международном событии в истории нового времени.
2. Формировать опыт универсальных учебных действий на основе самостоятельной поисково-познавательной деятельности в ходе решения проблемной задачи.
3. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; развивать умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности.
4. Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Предметные результаты: Рассказывать об основных событиях революции; давать характеристики основных этапов революции; характеризовать исторических личностей, раскрывать значения понятий и терминов; объяснять итоги революции.
Метапредметные результаты: А) Коммуникативные: участвовать в диалоге, работать в группе, высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, слушать других, задавать вопросы; Б) познавательные: делать выводы, выбирать из текста информацию, преобразовывать ее в схемы, кластеры, составлять сравнительные таблицы; В) регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания, определять цели своей деятельности на уроке, проводить самоконтроль первичных знаний и умений, рефлексия.
Личностные результаты: Формирование коммуникативной компетентности; формирование способности к самообразованию; развитие морального сознания.
Понятия и термины: революция, абсолютизм, Конвент, Учредительное собрание.
Межпредметные связи: обществознание, литература.
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
Организационная структура урока:
Организационный этап - 2 мин.
Приветствие. Перекличка. Проверка готовности к занятию.
Мотивационный этап – 2 мин.
Звучание «Марсельезы». Узнали музыку? Вы слышите самую знаменитую песню Французской революции, ставшую гимном Франции - «Марсельеза» («Военный марш Рейнской армии»). Ее создал в годы революции (в 1792 году) не профессиональный композитор, а инженер Руже де Лиль за одну ночь. Стефан Цвейг увековечил сюжет о ее создании в новелле «Гений одной ночи».
Посмотрите на иллюстрацию на доске («Взятие Бастилии»). Что вы видите? Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Конкретизация задач.
Актуализация опорных знаний – 6 мин.
Что такое революция? Индивидуально письменно даем объяснение понятию «революция».
Обсуждение предложенных определений и формулирование существенных признаков понятия «революция».
Усвоение нового материала – 27 мин.
В конце XVIII века во Франции совершилась революция, вызванная «кризисом старого порядка». Какие же причины начала Французской революции обозначаются этим выражением? Ответ на этот вопрос предлагается найти с помощью анализа отрывков из исторических документов.
На основе полученного материала в парах заполняем схему «Фишбоун». В середине XX века ее предложил один из крупнейших теоретиков менеджмента японский профессор Каору Исикава (Ишикава). Голова - проблема, вопрос, которые подлежат анализу. Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45° сверху при горизонтальной) - причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, указанных на схеме. Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Проверка понимаемого – 3 мин.
Обсуждение результатов работы со схемой, обмен мнениями.
Усвоение нового материала – 5 мин.
Анализ фрагмента исторического документа. Беседа.
Усвоение нового материала – 30 минут.
Лекция. Заполнение таблицы «Ход революции».
Проверка понимаемого – 5 мин.
Самостоятельно проверяют содержание таблицы по предложенному эталону.
Закрепление нового материала – 7 мин.
Что мы сегодня изучали?
Где произошла революция?
Когда произошла революция?
Кто являлся движущей силой (кто осуществил) революцию?
Как вы думаете, почему произошла революция?
Каковы последствия Французской революции?
В чем различия революционного пути и пути реформ?
Предположите, что что было бы, если бы Французской революции не было?
Можно ли было избежать Французской революции?
Сообщение домашнего задания – 1 мин.
Итоги занятия – 2 мин.
При подведении итогов благодарю всех за сотрудничество и отмечаю, что данные события описаны в произведениях французских писателей А. Дюма «Шевалье де Мезон Руж» и В. Гюго «Девяносто третий год». Предлагаю прочитать эти романы.
2