План урока ЛПЗ. Задание 3-4. Тема «Система охлаждения и смазочная система двигателей ЗИЛ-130, 3M3-53 и КамАЗ-740» 360мин.
Цель задания — изучить на практике устройство сборочных единиц системы охлаждения, смазочной системы, приобрести навыки в разборке, сборке схем подачи, циркуляции масла и охлаждающей жидкости.
Оснащение урока-иллюстративный материал — рис. 1.5— 1.12, учебные плакаты.
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты —
блоки цилиндров, агрегаты системы охлаждения и смазочной системы (радиатор, водяные насосы, термостаты, маслонасосы, центробежный фильтр), съемники (специальный, трехлапный), тиски, выколотка деревянная, комплект инструментов; торцовый ключ 13 мм, специальный шестигранный ключ, разрезы центробежного фильтра, маслонасоса, водяного насоса и полноточного фильтра. Для двигателя КамАЗ-740 — разрез гидромуфты привода вентилятора, расширительный бачок с паровоздушной пробкой, выключатель гидромуфты, съемник для снятия шкива и крыльчатки, круглогубцы.
Перечень работ при выполнении задания — приводится последовательность проведения отдельных этапов выполнения задания в общем виде. Указания по практическому выполнению операций разборки-сборки водяного и масляного насосов двигателей ЗИЛ- 130, КамАЗ-740 даны в ИТК № 2 и № 3 (см. с. 34 и 37).
Изучить устройство агрегатов и работу системы охлаждения двигателя ЗИЛ-130 (использовать рис. 1.5).
Разобрать водяной насос двигателя ЗИЛ-130 в следующем порядке:
вывернуть болты из ступицы шкива вентилятора, снять вентилятор и трехручейный шкив;
отвернуть гайку крепления ступицы и с помощью съемника снять ступицу;
отвернуть гайку со шпилек корпуса крыльчатки и снять корпус подшипников;
вывернуть болт крепления крыльчатки из вала насоса и посредством съемника снять крыльчатку;
извлечь из гнезда детали сальникового уплотнения;
круглогубцами достать стопорное кольцо из корпуса насоса;
закрепить корпус в тиски и при помощи деревянной выколотки выпрессовать вал насоса с подшипниками;
продефектировать снятые детали.
Собрать водяной насос двигателя ЗИЛ-130 с последовательностью операций, обратной операциям разборки, при этом необходимо:
рассмотреть, как крепится радиатор, и уяснить устройство его деталей;
Рис. 1.5. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130:
/ — радиатор; 2 — жалюзи; 3 — вентилятор; 4 — водяной насос; 5, 27 — соответственно верхний и нижний бачки радиатора; 6 — пробка радиатора; 7 — отводящий шланг; 8 — компрессор; 9 — подводящий шланг; 10 — перепускной шланг; 11 — термостат; 12 — патрубок; 13 — фланец для установки карбюратора; 14 — впускной трубопровод; 15 — кран отопителя; 16, 17 — соответственно подводящая и отводящая трубки; 18 — радиатор отопителя; 19 — датчик указателя температуры жидкости; 20 — дозирующая вставка; 21 — водяная рубашка головки блока; 22 — водяная рубашка блока цилиндров; 23 — сливной кран рубашки блока цилиндров; 24 — рукоятка привода сливного крана; 25 — сливной кран патрубка радиатора; 26 — подводящий патрубок; - — охлаждающая жидкость •
• снять пробку радиатора и изучить устройство и действие парового и воздушного клапанов;
Изучить устройство агрегатов, работу системы охлаждения двигателя 3M3-53, в том числе водяного насоса (см. рис. 1.6).
Разобрать водяной насос двигателя 3M3-53 — порядок проведения операций такой же, как для водяного насоса двигателя ЗИЛ-130 (см. п. 2). При этом необходимо:
отметить особенности конструкции (отсутствие корпуса крыльчатки);
продефектировать снятые детали.
Собрать водяной насос двигателя 3M3-53 в последовательности, обратной его разборке.
Рис. 1.6. Водяной насос двигателя
3M3-53:
/ — ступица вентилятора и шкива; 2 —
вал; 3 — корпус; 4 — контрольное от-
верстие для выхода смазочного мате-
риала из корпуса; 5 — масленка; 6 —
крыльчатка; 7 — контрольное отвер-
стие для выхода воды при течи саль-
ника; 8 — пружина; 9, 10 — обоймы
сальника; // —манжета сальника; 12 —
шайба сальника; 13 — запирающее
кольцо сальника; 14 — шарикопод-
шипники
Изучить устройство и работу одноклапанного термостата с жидким наполнителем (70 % этилового спирта + 30 % дистиллированной воды).
Изучить устройство и работу агрегатов системы охлаждения двигателя КамАЗ- 740 (использовать рис. 1.7— 1.9).
Разобрать водяной насос двигателя КамАЗ-740 в следующем порядке:
расшплинтовать и отвернуть гайку крепления крыльчатки;
при помощи специального съемника снять крыльчатку;
при помощи трехлапного съемника снять шкив;
выбить шпонку и снять пылеотражатель;
при помощи круглогубцев снять стопорное кольцо;
выпрессовать валик насоса в сборе с подшипниками;
извлечь из корпуса сальниковое уплотнение;
продефектировать снятые детали.
Собрать водяной насос двигателя КамАЗ-740 в последовательности, обратной разборке.
Внимание! Запрессовку крыльчатки, сальникового уплотнения выполнять с особой осторожностью во избежание их поломки.
Изучить по разрезу устройство, взаимное расположение деталей и работу гидромуфты включения привода вентилятора совместно с выключателем гидромуфты (использовать в работе рис. 1.8, 1.9).
Рис. 1.7. Система охлаждения двигателя КамАЗ-740:
1 — шкив коленчатого вала; 2 — нижний бачок; 3 — жалюзи; 4 — радиатор; 5 — гидромуфта привода вентилятора; 6 — перепускной патрубок; 7 — нагнетательный патрубок; 8 — верхний бачок; 9 — верхний патрубок; 10 — термостат; 11 — водораспределительная коробка; 12— соединительная труба; 13— подводящая трубка; 14 — правая водяная труба; 15 — отводящая трубка; 16 — впускной коллектор; 17 — датчик контрольной лампы перегрева жидкости; 18 — расширительный бачок; 19 — горловина с герметизирующей пробкой; 20 — пробка с клапанами; 21 — отводящая трубка от компрессора; 22 — отводящая трубка левой водяной трубы; 23 — компрессор; 24 — левая водяная труба; 25 — крышка головки; 26— головка цилиндра; 27 — водяной насос; 28 — сливной кран (пробка); 29 — шкив водяного насоса; 30 — вентилятор; 31 — нижний патрубок; -» — движение потока воды
Рис. 1.9. Гидромуфта привода вентилятора двигателя КамАЗ-740: а — конструкция; 6 — включатель гидромуфты с термосиловым датчиком; / — передняя крышка; 2 — корпус; 3 — кожух; 4, 7, 12, 13, 20 — шарикоподшипники; 5 — трубка подвода масла; 6 — ведущий вал; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — ведомое колесо; 10 — ведущее колесо; 11 — шкив; 14 — упорная втулка; 15 — ступица вентилятора; 16 — ведомый вал; 17, 21 — самоподжимные сальники; 18 — прокладка; 19, 22 — болты; 23 — корпус включателя; 24 — рычаг пробки крана; 25 — термосиловой датчик
Изучить устройство и работу смазочной системы двигателя ЗИЛ-130 (см. рис. 1.10).
Разобрать масляный насос двигателя ЗИЛ-130 в следующем порядке:
• посредством съемника снять с верхнего конца вала направляющую муфту;
Рис. 1.10. Смазочная система двигателя ЗИЛ-130:
а — общая схема; б — подача масла в ось коромысла; в — смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; г — смазывание стенок цилиндра; 1 — трубопровод подачи масла в масляный радиатор; 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — маслопровод от насоса к центрифуге; 5 — маслораспределительная камера; 6 — указатель давления масла (манометр); 7 — контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 8 — полнопоточная центрифуга; 9 — воздушный фильтр; 10 — кривошипно-шатунная группа компрессора (смазывание разбрызгиванием); 11 — левый магистральный канал; 12 — трубопровод подачи масла для смазывания компрессора; 13 — трубка слива масла из компрессора; 14 — масляный радиатор; 15 — трубопровод слива масла из радиатора; 16 — зубчатое колесо распределительного вала; 17 — зубчатое колесо коленчатого вала; 18 — канал, соединяющий коренную шейку с шатунной; 19— грязеуловительная полость; 20— поддон; 21 — правый магистральный канал; 22 — маслоприемник; 23 — канал в стойке оси; 24 — полая ось коромысла; 25 — отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндра; -» — движение потока масла
зажать верхнюю секцию насоса в тисках таким образом, чтобы можно было вывернуть болты крепления секций;
вывернуть пробку из корпуса нижней секции, извлечь пружину и перепускной клапан;
вывернуть пробку редукционного клапана из перегородки промежуточного корпуса, извлечь пружину и редукционный клапан;
освободить насос из тисков и снять корпус верхней и нижней секций;
продефектировать снятые детали, очистить масляные каналы.
Собрать масляный насос двигателя ЗИЛ-130 в последовательности, обратной его разборке.
Изучить фильтры очистки масла (см. рис. 1.11) и разобрать фильтр центробежной очистки масла (центрифугу), для чего:
отвернуть гайку крепления кожуха на оси;
отвернуть пробку в корпусе (на двигателе ЗИЛ-130 вставить бородок в отверстие для фиксации ротора от проворачивания);
зажать корпус фильтра в тисках;
отвернуть гайку крепления колпака, снять колпак, сетчатый фильтр и вставку;
отвернуть гайку крепления ротора на оси, снять упорную шайбу, направляющий стакан и ротор в сборе;
вывернуть из корпуса центрифуги пробку перепускного клапана, извлечь пружину и клапан;
продефектировать детали, очистить ротор.
Собрать фильтр центробежной очистки масла, соблюдая последовательность выполнения операций, обратную его разборке.
Изучить устройство смазочной системы двигателя 3M3-53, сравнить ее с аналогичной смазочной системой двигателя ЗИЛ-130.
Разобрать и собрать масляный насос, фильтр центробежной очистки масла, соблюдая ту же последовательность операций, как на двигателе ЗИЛ-130.
Изучить устройство и работу смазочной системы двигателя КамАЗ-740 (использовать для работы рис. 1.12).
Разобрать масляный насос двигателя КамАЗ-740 в следующем порядке:
отвернуть гайку крепления шестерни привода масляного насоса;
снять шестерню с помощью съемника;
снять сегментную шпонку;
вывернуть болты крепления корпуса радиаторной секции, снять корпус;
извлечь из корпуса ведомую шестерню с осью, вывернуть пробки, вынуть предохранительный клапан радиаторной секции и клапаны смазочной системы с пружинами и шайбами;
вывернуть пробку из нагнетающей секции для доступа к предохранительному клапану;
Рис. 1.11. Фильтры очистки масла:
а — полнопоточный; б — центрифуга; 1 пробка сливного отверстия; 2 — сливная трубка; 3 — корпус фильтра; 4 — датчик указателя давления масла; 5 — пружина перепускного клапана; 6 — перепускной клапан; 7— пружина; 8 — болт сливной трубки; 9 — уплотнение фильтрующего элемента; 10 — крышка; 11 — маслопровод; 12 — фильтрующий элемент; 13 — датчик аварийного снижения давления масла; 14 — прива- лочная плоскость корпуса; 15 — гайка-барашек; 16 — кожух; 17 — сетчатый фильтр; 18 — ось ротора; 19 — колпак ротора; 20, 21 — прокладки; 22 — корпус ротора; 23 — корпус центрифуги; 24 — жиклер; 25 — упорный шарикоподшипник; 26 — стальной отражатель; К — сила реакции; -» — движение потока масла
извлечь предохранительный клапан с пружиной и шайбами, eajjHK в сборе с ведущими шестернями и стальной проставкой, ведомую шестерню;
Собрать масляный насос двигателя КамАЗ-740, выполняя операции в последовательности, обратной его разборке.
Разобрать полнопоточный фильтр очистки масла:
вывернуть винты крепления клапанов;
снять колпаки с уплотнениями;
вынуть фильтрующие элементы;
отвернуть пробку перепускного клапана и извлечь пружину, регулировочную шайбу, корпус сигнализатора с подвижным контактом и перепускной клапан;
продефектировать детали.
Собрать полнопоточный фильтр очистки масла, выполняя операции в последовательности, обратной его разборке.
Контрольные вопросы к заданию 2
По какому признаку водитель узнает о неисправности сальникового уплотнения водяного насоса?
Чем удерживается вал водяного насоса от осевого смещения?
Чем отличается насос 3M3-53 от насоса ЗИЛ-130?
Какой агрегат в системе охлаждения КамАЗ-740 осуществляет привод вентилятора?
В каких режимах будет работать вентилятор, если рычаг выключателя гидромуфты установлен в положения А, П, О (см. рис. 1.8)?
К каким неисправностям может привести работа двигателя с пониженным уровнем охлаждающей жидкости?
Укажите внешние признаки работоспособности центрифуги?
За счет чего обеспечивается вращение ротора центрифуги?
Какие правила нужно соблюдать при сборке центрифуги?
Почему при очистке центрифуги запрещается снимать ее ротор?
Инструкционная карта №3
Инструкционно-технологическая карта №4