СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока ЛПЗ, инструкционно технологическая карта. Тема: Система охлаждения и смазки двигателей ЗИЛ-130, ЗМЗ-53, КАМАЗ-740.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока ЛПЗ, инструкционно технологическая карта. Тема: Система охлаждения и смазки двигателей ЗИЛ-130, ЗМЗ-53, КАМАЗ-740.»

План урока ЛПЗ. Задание 3-4. Тема «Система охлаждения и смазоч­ная система двигателей ЗИЛ-130, 3M3-53 и КамАЗ-740» 360мин.

Цель задания — изучить на практике устройство сборочных единиц системы охлаждения, смазочной системы, приобрести навыки в разборке, сборке схем подачи, циркуляции масла и ох­лаждающей жидкости.

Оснащение урока-иллюстративный материал — рис. 1.5— 1.12, учебные плакаты.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты —

блоки цилиндров, агрегаты системы охлаждения и смазочной си­стемы (радиатор, водяные насосы, термостаты, маслонасосы, центробежный фильтр), съемники (специальный, трехлапный), тиски, выколотка деревянная, комплект инструментов; торцовый ключ 13 мм, специальный шестигранный ключ, разрезы центро­бежного фильтра, маслонасоса, водяного насоса и полноточного фильтра. Для двигателя КамАЗ-740 — разрез гидромуфты привода вентилятора, расширительный бачок с паровоздушной пробкой, выключатель гидромуфты, съемник для снятия шкива и крыль­чатки, круглогубцы.

Перечень работ при выполнении задания — приводится после­довательность проведения отдельных этапов выполнения задания в общем виде. Указания по практическому выполнению операций разборки-сборки водяного и масляного насосов двигателей ЗИЛ- 130, КамАЗ-740 даны в ИТК № 2 и № 3 (см. с. 34 и 37).

  1. Изучить устройство агрегатов и работу системы охлаждения двигателя ЗИЛ-130 (использовать рис. 1.5).

  2. Разобрать водяной насос двигателя ЗИЛ-130 в следующем порядке:

  • вывернуть болты из ступицы шкива вентилятора, снять вен­тилятор и трехручейный шкив;

  • отвернуть гайку крепления ступицы и с помощью съемника снять ступицу;

  • отвернуть гайку со шпилек корпуса крыльчатки и снять кор­пус подшипников;

  • вывернуть болт крепления крыльчатки из вала насоса и по­средством съемника снять крыльчатку;

  • извлечь из гнезда детали сальникового уплотнения;

  • круглогубцами достать стопорное кольцо из корпуса насоса;

  • закрепить корпус в тиски и при помощи деревянной выко­лотки выпрессовать вал насоса с подшипниками;

  • продефектировать снятые детали.

  1. Собрать водяной насос двигателя ЗИЛ-130 с последователь­ностью операций, обратной операциям разборки, при этом необ­ходимо:

  • рассмотреть, как крепится радиатор, и уяснить устройство его деталей;





















Рис. 1.5. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130:

/ — радиатор; 2 — жалюзи; 3 — вентилятор; 4 — водяной насос; 5, 27 — соответ­ственно верхний и нижний бачки радиатора; 6 — пробка радиатора; 7 — отводя­щий шланг; 8 — компрессор; 9 — подводящий шланг; 10 — перепускной шланг; 11 — термостат; 12 — патрубок; 13 — фланец для установки карбюратора; 14 — впускной трубопровод; 15 — кран отопителя; 16, 17 — соответственно подводя­щая и отводящая трубки; 18 — радиатор отопителя; 19 — датчик указателя тем­пературы жидкости; 20 — дозирующая вставка; 21 — водяная рубашка головки блока; 22 — водяная рубашка блока цилиндров; 23 — сливной кран рубашки блока цилиндров; 24 — рукоятка привода сливного крана; 25 — сливной кран патрубка радиатора; 26 — подводящий патрубок; - — охлаждающая жидкость

• снять пробку радиатора и изучить устройство и действие па­рового и воздушного клапанов;

  • изучить устройство и работу одноклапанного термостата с твердым наполнителем.

  1. Изучить устройство агрегатов, работу системы охлаждения двигателя 3M3-53, в том числе водяного насоса (см. рис. 1.6).

  2. Разобрать водяной насос двигателя 3M3-53 — порядок про­ведения операций такой же, как для водяного насоса двигателя ЗИЛ-130 (см. п. 2). При этом необходимо:

  • отметить особенности конструкции (отсутствие корпуса крыль­чатки);

  • продефектировать снятые детали.

  1. Собрать водяной насос двигателя 3M3-53 в последователь­ности, обратной его разборке.





Рис. 1.6. Водяной насос двигателя
3M3-53:

/ — ступица вентилятора и шкива; 2
вал;
3 — корпус; 4 — контрольное от-
верстие для выхода смазочного мате-
риала из корпуса; 5 — масленка;
6
крыльчатка;
7 — контрольное отвер-
стие для выхода воды при течи саль-
ника;
8 — пружина; 9, 10 — обоймы
сальника; // —манжета сальника;
12 —
шайба сальника; 13 — запирающее
кольцо сальника;
14 — шарикопод-
шипники








  1. Изучить устройство и работу одноклапанного термостата с жидким наполнителем (70 % этилового спирта + 30 % дистилли­рованной воды).

  2. Изучить устройство и работу агрегатов системы охлаждения двигателя КамАЗ- 740 (использовать рис. 1.7— 1.9).

  3. Разобрать водяной насос двигателя КамАЗ-740 в следующем порядке:

  • расшплинтовать и отвернуть гайку крепления крыльчатки;

  • при помощи специального съемника снять крыльчатку;

  • при помощи трехлапного съемника снять шкив;

  • выбить шпонку и снять пылеотражатель;

  • при помощи круглогубцев снять стопорное кольцо;

  • выпрессовать валик насоса в сборе с подшипниками;

  • извлечь из корпуса сальниковое уплотнение;

  • продефектировать снятые детали.

  1. Собрать водяной насос двигателя КамАЗ-740 в последова­тельности, обратной разборке.

Внимание! Запрессовку крыльчатки, сальникового уплот­нения выполнять с особой осторожностью во избежание их поломки.

  1. Изучить по разрезу устройство, взаимное расположение деталей и работу гидромуфты включения привода вентилятора совместно с выключателем гидромуфты (использовать в работе рис. 1.8, 1.9).








Рис. 1.7. Система охлаждения двигателя КамАЗ-740:

1 — шкив коленчатого вала; 2 — нижний бачок; 3 — жалюзи; 4 — радиатор; 5 — гидромуфта привода вентилятора; 6 — перепускной патрубок; 7 — нагнетатель­ный патрубок; 8 — верхний бачок; 9 — верхний патрубок; 10 — термостат; 11 — водораспределительная коробка; 12— соединительная труба; 13— подводящая труб­ка; 14 — правая водяная труба; 15 — отводящая трубка; 16 — впускной коллек­тор; 17 — датчик контрольной лампы перегрева жидкости; 18 — расширитель­ный бачок; 19 — горловина с герметизирующей пробкой; 20 — пробка с клапа­нами; 21 — отводящая трубка от компрессора; 22 — отводящая трубка левой водяной трубы; 23 — компрессор; 24 — левая водяная труба; 25 — крышка голов­ки; 26— головка цилиндра; 27 — водяной насос; 28 — сливной кран (пробка); 29 — шкив водяного насоса; 30 — вентилятор; 31 — нижний патрубок; -» — дви­жение потока воды

Рис. 1.9. Гидромуфта привода вентилятора двигателя КамАЗ-740: а — конструкция; 6 — включатель гидромуфты с термосиловым датчиком; / — передняя крышка; 2 — корпус; 3 — кожух; 4, 7, 12, 13, 20 — шарикоподшипни­ки; 5 — трубка подвода масла; 6 — ведущий вал; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — ведомое колесо; 10 — ведущее колесо; 11 — шкив; 14 — упорная втулка; 15 — ступица вентилятора; 16 — ведомый вал; 17, 21 — самоподжимные сальники; 18 — прокладка; 19, 22 — болты; 23 — корпус включателя; 24 — рычаг пробки крана; 25 — термосиловой датчик





  1. Изучить устройство и работу смазочной системы двигателя ЗИЛ-130 (см. рис. 1.10).

  2. Разобрать масляный насос двигателя ЗИЛ-130 в следующем порядке:

• посредством съемника снять с верхнего конца вала направля­ющую муфту;
























Рис. 1.10. Смазочная система двигателя ЗИЛ-130:

а — общая схема; б — подача масла в ось коромысла; в — смазывание регулиро­вочного винта и верхнего наконечника штанги; г — смазывание стенок цилинд­ра; 1 — трубопровод подачи масла в масляный радиатор; 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — маслопровод от насоса к центри­фуге; 5 — маслораспределительная камера; 6 — указатель давления масла (мано­метр); 7 — контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 8 — пол­нопоточная центрифуга; 9 — воздушный фильтр; 10 — кривошипно-шатунная группа компрессора (смазывание разбрызгиванием); 11 — левый магистральный канал; 12 — трубопровод подачи масла для смазывания компрессора; 13 — труб­ка слива масла из компрессора; 14 — масляный радиатор; 15 — трубопровод слива масла из радиатора; 16 — зубчатое колесо распределительного вала; 17 — зубчатое колесо коленчатого вала; 18 — канал, соединяющий коренную шейку с шатунной; 19— грязеуловительная полость; 20— поддон; 21 — правый магист­ральный канал; 22 — маслоприемник; 23 — канал в стойке оси; 24 — полая ось коромысла; 25 — отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндра; -» — движение потока масла



  • зажать верхнюю секцию насоса в тисках таким образом, что­бы можно было вывернуть болты крепления секций;

  • вывернуть пробку из корпуса нижней секции, извлечь пру­жину и перепускной клапан;

  • вывернуть пробку редукционного клапана из перегородки про­межуточного корпуса, извлечь пружину и редукционный клапан;

  • освободить насос из тисков и снять корпус верхней и нижней секций;

  • продефектировать снятые детали, очистить масляные каналы.

  1. Собрать масляный насос двигателя ЗИЛ-130 в последова­тельности, обратной его разборке.

  2. Изучить фильтры очистки масла (см. рис. 1.11) и разобрать фильтр центробежной очистки масла (центрифугу), для чего:

  • отвернуть гайку крепления кожуха на оси;

  • отвернуть пробку в корпусе (на двигателе ЗИЛ-130 вставить бородок в отверстие для фиксации ротора от проворачивания);

  • зажать корпус фильтра в тисках;

  • отвернуть гайку крепления колпака, снять колпак, сетчатый фильтр и вставку;

  • отвернуть гайку крепления ротора на оси, снять упорную шайбу, направляющий стакан и ротор в сборе;

  • вывернуть из корпуса центрифуги пробку перепускного кла­пана, извлечь пружину и клапан;

  • продефектировать детали, очистить ротор.

  1. Собрать фильтр центробежной очистки масла, соблюдая по­следовательность выполнения операций, обратную его разборке.

  2. Изучить устройство смазочной системы двигателя 3M3-53, сравнить ее с аналогичной смазочной системой двигателя ЗИЛ-130.

  3. Разобрать и собрать масляный насос, фильтр центробеж­ной очистки масла, соблюдая ту же последовательность опера­ций, как на двигателе ЗИЛ-130.

  4. Изучить устройство и работу смазочной системы двигателя КамАЗ-740 (использовать для работы рис. 1.12).

  5. Разобрать масляный насос двигателя КамАЗ-740 в следую­щем порядке:

  • отвернуть гайку крепления шестерни привода масляного насоса;

  • снять шестерню с помощью съемника;

  • снять сегментную шпонку;

  • вывернуть болты крепления корпуса радиаторной секции, снять корпус;

  • извлечь из корпуса ведомую шестерню с осью, вывернуть пробки, вынуть предохранительный клапан радиаторной секции и клапаны смазочной системы с пружинами и шайбами;

  • вывернуть пробку из нагнетающей секции для доступа к пред­охранительному клапану;






Рис. 1.11. Фильтры очистки масла:

а — полнопоточный; б — центрифуга; 1 пробка сливного отверстия; 2 — сливная трубка; 3 — корпус фильтра; 4 — датчик указателя давления масла; 5 — пружина перепускного клапана; 6 — перепускной кла­пан; 7— пружина; 8 — болт сливной трубки; 9 уплотнение фильтрующего элемента; 10 — крышка; 11 — маслопровод; 12 фильтрующий элемент; 13 датчик аварийного снижения давления масла; 14 — прива- лочная плоскость корпуса; 15 — гайка-барашек; 16 — кожух; 17 сетчатый фильтр; 18 — ось ротора; 19 колпак ротора; 20, 21 прокладки; 22 — корпус ротора; 23 — корпус центрифуги; 24 — жиклер; 25 — упорный шарикоподшипник; 26 — стальной отражатель; К — сила реакции; -» — движение потока масла



















































извлечь предохранительный клапан с пружиной и шайбами, eajjHK в сборе с ведущими шестернями и стальной проставкой, ведомую шестерню;

  • вывернуть пробки масляных каналов нагнетающей секции;

  • продефектировать детали.

  1. Собрать масляный насос двигателя КамАЗ-740, выполняя операции в последовательности, обратной его разборке.

  2. Разобрать полнопоточный фильтр очистки масла:

  • вывернуть винты крепления клапанов;

  • снять колпаки с уплотнениями;

  • вынуть фильтрующие элементы;

  • отвернуть пробку перепускного клапана и извлечь пружину, регулировочную шайбу, корпус сигнализатора с подвижным кон­тактом и перепускной клапан;

  • продефектировать детали.

  1. Собрать полнопоточный фильтр очистки масла, выполняя операции в последовательности, обратной его разборке.

Контрольные вопросы к заданию 2

  1. По какому признаку водитель узнает о неисправности саль­никового уплотнения водяного насоса?

  2. Чем удерживается вал водяного насоса от осевого смещения?

  3. Чем отличается насос 3M3-53 от насоса ЗИЛ-130?

  4. Какой агрегат в системе охлаждения КамАЗ-740 осуществля­ет привод вентилятора?

  5. В каких режимах будет работать вентилятор, если рычаг выклю­чателя гидромуфты установлен в положения А, П, О (см. рис. 1.8)?

  6. К каким неисправностям может привести работа двигателя с пониженным уровнем охлаждающей жидкости?

  7. Укажите внешние признаки работоспособности центрифуги?

  8. За счет чего обеспечивается вращение ротора центрифуги?

  9. Какие правила нужно соблюдать при сборке центрифуги?

  10. Почему при очистке центрифуги запрещается снимать ее ротор?



Инструкционная карта №3























Инструкционно-технологическая карта №4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!