План урока ЛПЗ. Тема №1-2 Проведение работ по сборке и разборке кривошипно-шатунного механизма двигателей сборке и разборке деталей и узлов газораспределительного механизма двигателей 3M3-53, ЗИЛ-130, КамАЗ-740» 360мин. Цель урока — изучить на практике устройство сборочных единиц механизмов двигателя и приобрести навыки по их разборке и сборке. Научиться правильно устанавливать поршневые кольца на поршень, а поршень вместе с шатуном в цилиндр, собирать шатунные и коренные вкладыши, механизм газораспределения, устанавливать распределительные шестерни по меткам, правильно регулировать тепловой зазор между бойками коромысел и торцами стержней клапанов.
Так как двигатели 3M3-53 и ЗИЛ-130 конструктивно подобны, достаточно научиться разбирать один из них, отмечая при этом особенности другого.
Оснащение урока: Иллюстративный материал — рис. 1.1 —1.4, учебные плакаты.
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты — для
двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 — монтажный блок цилиндров с кривошипно-шатунным (КШМ) и газораспределительным (ГРМ) механизмами; детали механизмов (ось коромысла укомплектованная), клапаны, толкатели, втулки толкателей, штанги, коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения толкателей из блока цилиндров и поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; щуп; комплект инструментов, ключ торцовый 15 мм, динамометрический ключ, специальный торцовый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, ключ накидной 17 мм, деревянная выколотка. Для двигателя КамАЗ-740 — специальные съемники для разборки головки цилиндра и снятия форсунок.
Перечень работ при выполнении задания — приводится последовательность проведения отдельных этапов выполнения задания, в том числе с описанием операций разборки-сборки в общем виде, конкретные указания по практическому выполнению необходимых операций приведены в инструкционно-технологической карте (ИТК) № 1 (см. с. 14).
Изучить устройство КШМ и ГРМ двигателя 3M3-53, использовать при изучении рис. 1.1.
Рис. 1.1. Шатунно-поршневая группа:
а — поршень двигателя ЗИЛ-130 в сборе с шатуном; б, в — поршни двигателя 3M3-53 в сборе с шатунами, устанавливаемые соответственно в цилиндры правого и левого рядов; I — стопорное кольцо; 2 — поршневой палец; 3 — маслосъемные кольца; 4 — днище поршня с нанесенной стрелкой; 5 — компрессионные кольца; 6 — поршень; 7 — шатун; 8 — метка на стержне шатуна; 9 — шатунный болт; 10 — крышка шатуна; II — корончатая гайка; 12, 15 — метки (выступы) на крышках шатунов; 13 — надпись на поршне; 14 — номер на шатуне
2. Разобрать КШМ двигателя 3M3-53:
снять всасывающий (впускной) коллектор, прокладки;
снять с одного ряда крышку головки блока и ось коромысла в
сборе;
вынуть штанги, при помощи специального съемника извлечь
толкатели;
снять головку цилиндров, прокладку головки;
выполнить три последние операции на другом ряду цилиндров;
снять переднюю крышку распределительных шестерен и маслоотражатель;
вывернуть болты крепления фланца (через отверстие в шестерне) и извлечь вал с шестерней;
расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров, отвернуть гайки и снять крышки вместе с вкладышами;
отвернуть контргайки и гайки с болтов шатунных крышек первого и пятого цилиндров, снять крышки с вкладышами;
вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами;
зажать в тисках шатун и извлечь стопорные кольца из канавок бобышек;
зажать в тисках через деревянные губки поршень и снять с него с помощью специального приспособления компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца;
разобрать расширители маслосъемного кольца;
снять стопорное кольцо поршневого пальца и выпрессовать палец;
провести диагностику всех снятых деталей на наличие дефектов, т.е. выполнить дефектацию снятых деталей.
Собрать КШМ двигателя 3M3-53 в следующем порядке:
установить на место крышки первого и пятого коренных подшипников коленчатого вала в сборе с вкладышами, предварительно смазав их моторным маслом;
завернуть гайки крепления крышек сначала торцовым, а затем окончательно динамометрическим ключом (момент силы
. 110 Н м) и зашплинтовать гайки новой проволокой 01,8 мм;
соединить поршень с шатуном поршневым пальцем, предварительно нагрев поршень до 60 °С в чистом моторном масле. Шатуны правого ряда соединять с поршнями так, чтобы выштампо- ванный номер на стержне шатуна и надпись «Перед» на поршне располагались на противоположных сторонах; для шатунов левого ряда — на одной;
застопорить кольцом поршневые пальцы;
установить компрессионные кольца на поршень внутренней выточкой вверх, а замки должны располагаться один относительно другого через 180°;
установить маслосъемное кольцо и расположить замки кольцевых дисков через 180° один от другого, а радиальный и осевой расширители — под углом 90° к ним и в противоположные стороны;
смазать поршень моторным маслом и при помощи специального приспособления обжать поршневые кольца и вставить поршень в гильзу цилиндров надписью «Перед» к носку коленчатого вала;
смазать вкладыш шатуна моторным маслом и установить шатун на шейку коленчатого вала так, чтобы номер на стержне шатуна совпадал с меткой (выступом) на крышке шатуна;
затянуть гайки шатунов сначала торцовым, а затем динамометрическим ключом (момент силы 68...75 Н м). Контргайки завернуть до упора и окончательно завернуть на один-два оборота.
Разобрать и собрать КШМ двигателя ЗИЛ-130. Операции разборки и сборки те же, что и для КШМ двигателя 3M3-53, но при сборке необходимо учитывать следующие особенности:
Рис. 1.2. Маслосъемное кольцо и операции установки его на поршень:
а — поршень с поршневыми кольцами; б — маслосъемные кольца; в — последовательность операций установки элементов маслосъемного кольца; 1,2 — компрессионные кольца; 3 — маслосъемные кольца; 4 — кольцевой диск; 5 — радиальный расширитель; 6 — осевой расширитель; 7 — установка осевого расширителя; 8 — установка радиального расширителя; 9 — установка нижнего кольцевого диска; 10 — установка верхнего кольцевого диска
замки всех трех компрессионных колец (см. рис. 1.2) устанавливать через 120° (на 3M3-53 через 180°);
момент силы при затягивании болтов крышек коренных подшипников 110... 180 Н м, а гаек крепления шатунных крышек
.80 Н м;
при установке поршней в цилиндрах левого ряда выступ на стержне шатуна и лыска на днище поршня должны быть обращены в одну сторону (вперед), а для цилиндров правого ряда — в разные стороны;
выполнить дефектацию всех снятых деталей.
5. Разобрать и собрать ГРМдвигателя 3M3-53 (см. рис. 1.3):
с демонтированной оси коромысел снять все детали, располагая их в порядке снятия, чтобы в последующем быстро и без ошибок провести сборку;
при помощи приспособления сжать пружину клапана и снять
сухари;
снять со стержня клапана направляющую втулку сухарей, тарелку пружины, маслоотражательный колпачок, пружину;
повернуть головку и вытащить клапан из направляющей;
выполнить дефектацию снятых деталей;
собрать ГРМ в обратном порядке;
при установке распределительного вала в блок цилиндров шестерни коленчатого вала и распределительного вала установить
по меткам;
Рис. 1.3. Газораспределительный механизм двигателя 3M3-53:
а — снятие клапана; б — устройство клапана; 1 — рукоятка; 2 — рейка; 3 — упорная лапка; 4 — сухари; 5 — стержень; 6 — стопорное кольцо; 7— маслоотражательный колпачок; 8 — выточка; 9 — пружина клапана; 10 — втулка; 11 — тарелка пружины; 12 — направляющая втулка; 13 — головка клапана; 14 — рабочая поверхность головки
гайки головки блока затягивать в два приема и окончательно динамометрическим ключом (момент силы 73...78 Н м);
момент силы при затягивании гаек впускного коллектора
.20 Н м.
Разобрать и собрать ГРМ двигателя ЗИЛ-130 в той же последовательности, что и для двигателя 3M3-53, однако болты крепления головки цилиндров заворачивать динамометрическим ключом равномерно в два приема (окончательный момент силы
.90 Н м).
Отрегулировать тепловые зазоры между бойками коромысел и торцами стержней клапанов на холодных двигателях 3M3-53 и ЗИЛ-130 до размера для обоих клапанов 0,25...0,30 мм, для чего:
ослабить крепежные детали впускного коллектора;
снять крышки коромысел, проверить надежность крепления головки цилиндров и стоек коромысел;
закрепить впускной коллектор;
вращая коленчатый вал, установить поршень первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия определяют по выталкиванию пробки);
повернуть после этого еще коленчатый вал (на двигателе 3M3-53 до совмещения выемки на шкиве коленчатого вала с выступом указателя, на автомобиле ЗИЛ-130 до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на шкиве указателя установки момента зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальных оборотов (см. рис. 1.28);
в таком положении отрегулировать тепловой зазор у следующих клапанов: впускного и выпускного первого цилиндра, выпускного второго цилиндра, впускного третьего цилиндра, выпускного четвертого и пятого цилиндров, впускного седьмого и восьмого цилиндров. Зазоры у остальных клапанов отрегулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот);
установить и закрепить крышки коромысел.
Разобрать КШМдвигателя КамАЗ-740 (частично), одновременно изучая его устройство. Порядок разборки:
вывернуть болты и гайки крепления картера (поддона) двигателя и снять картер;
для первого и пятого цилиндров снять крышки шатунов, вкладыши и извлечь поршни с шатунами;
снять поршневые кольца;
извлечь стопорное кольцо поршневого пальца, выпрессовать поршневой палец;
продефектировать снятые детали, удалить нагар из канавок поршня.
Собрать КШМ двигателя КамАЗ-740 в обратном порядке, соблюдая следующие технические условия:
шатун с поршнем собрать так, чтобы выборки под клапаны в днище поршня и паз в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне;
компрессионные кольца ставить скошенной стороной (клеймом «Вверх») в сторону камеры сгорания, а замки расположить в противоположные стороны;
при установке маслосъемных колец сначала разместить пружинный расширитель, затем — маслосъемное кольцо, при этом стык расширителя должен находиться диаметрально противоположно замку кольца;
выборки в днище поршня должны располагаться ближе к середине блока;
гайки шатунных болтов затягивать в два приема. Момент силы при проведении первого приема (30 ± 1) Н м; вторым приемом довернуть гайку на 90°. Перед затягиванием резьбу шатунных болтов смазать моторным маслом.
Разобрать ГРМдвигателя КамАЗ-740 (для предварительного изучения ГРМ использовать рис. 1.4):
снять топливопроводы высокого давления и отсоединить от форсунок дренажные трубопроводы;
отвернуть гайки, снять скобы крепления форсунок;
снять при помощи специального съемника форсунки;
заглушить все отсоединенные трубопроводы во избежание попадания пыли и грязи;
вывернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки;
Рис. 1.4. Разобранная головка цилиндра с клапанами:
1 — клапан выпускной; 2 — седло выпускного клапана; 3 — направляющая втулка выпускного клапана; 4 — пружинная шайба клапана; 5 — наружная пружина клапана; 6 — внутренняя пружина клапана; 7 — втулка тарелки; 8 — сухарь клапана; 9 — болт крепления крышки; 10 — плоская шайба; II, 25 — шайбы; 12 — крышка головки цилиндров; 13 — болт крепления головки цилиндра; 14 — тарелка пружин клапана; 15 — уплотнительная манжета впускного клапана; 16 — кольцо манжеты; 17 — уплотнительная манжета впускного клапана в сборе; 18 — направляющая втулка впускного клапана; 19 — седло впускного клапана; 20 — клапан впускной; 21 — шпилька крепления патрубка выпускного коллектора; 22 — предохранительная втулка прокладки патрубка; 23 — опора скобы; 24 — шпилька крепления скобы; 26 — шпилька крепления стойки коромысел; 27 — прокладка крышки головки цилиндров; 28 — штифт стойки оси коромысел; 29 — ввертыш крепления впускного коллектора; 30— ввертыш крепления водяной трубы; 31 — головка цилиндра; 32 — заглушка головки цилиндра; 33 — кольцо уплотнительное заглушки; 34 — кольцо опорное газового стыка
ослабить степень затягивания болтов крепления головок цилиндров в определенной последовательности («крест-накрест») и вывернуть болты;
снять головки, поставить на них номера цилиндров;
Внимание! Во избежание повреждения уплотнительных колец нельзя класть головки привалочной плоскостью на стол.
установить головку в специальное приспособление, совместив отверстие под болты со штифтами;
вращая винт приспособления, сжать пружины до полного выхода из конуса втулки сухарей, снять сухари и втулки;
вывернуть винт приспособления, снять с головки тарелки, две пружины, уплотнительную манжету на впускном клапане;
вынуть клапаны из головки;
продефектировать снятые детали, очистить резьбовые соединения от грязи, в резьбовых отверстиях не должно быть жирности (масла, дизельного топлива), очистить от нагара верхний поясок гильзы цилиндра.
Собрать ГРМ двигателя КамАЗ-740, соблюдая обратную последовательность операций и следующие условия монтажа:
клапаны перед установкой в головку смазать моторным маслом;
резьбу болтов крепления головки цилиндров смазать графитной смазкой УСс-А, смешанной с моторным маслом до консистенции сметаны;
четыре болта крепления головки цилиндров затягивать «крест- накрест», начиная с любого, в три приема, выдерживая соответственно моменты сил, Н м: 1) 40...50; 2) 120... 150; 3) 160... 180;
установить и закрепить крышки головки цилиндров.
Отрегулировать тепловые зазоры в ГРМ двигателя КамАЗ- 740 (операции проводить на холодном двигателе). Регулировку зазоров выполнять одновременно на двух головках в четырех положениях коленчатого вала:
Регулируемый | Первый | Четвертый | Шестой | Седьмой |
цилиндр Положение колен- | И пятый | и второй | и третий | и восьмой |
чэтого вала Угол (против часовой стрелки) со сто- | 1 | II | ш | IV |
роны маховика, ° | 60 | 240 | 420 | 600 |
Порядок регулировки:
проворачивая коленчатый вал воротком через отверстие в корпусе муфты сцепления, добиться попадания фиксатора в углубление маховика;
проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления (ТНВД) и торце корпуса муфты опережения впрыска топлива. Если риски находятся внизу, то сделать еще один оборот коленчатого вала до фиксированного положения;
поднять фиксатор, провернуть коленчатый вал против часовой стрелки (если смотреть со стороны маховика) на угол 60°, что соответствует угловому расстоянию между четырьмя соседними отверстиями. Клапаны первого
и пятого цилиндров при этом закрыты (определяют по штангам — они должны легко проворачиваться);
проверить значение момента сил при затягивании крепления стоек коромысел у регулируемых цилиндров (должно быть
.54 Н • м);
проверить зазор между бойком коромысел и торцом стержней клапанов (должен быть 0,3 мм для впускного и 0,4 мм для выпускного клапанов, щуп должен выходить из-под бойка с усилием);
отрегулировать клапаны первого и пятого цилиндров, затем клапаны попарно четвертого и второго, шестого и третьего, седьмого и восьмого цилиндров, поворачивая коленчатый вал на 180°.
Контрольные вопросы к заданию 1
Каким образом уплотняется гильза в нижней части блока цилиндров двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130?
Как устанавливаются поршни в сборе с шатунами в цилиндры правого и левого рядов?
Как устанавливаются компрессионные кольца в поршень на двигателях 3M3-53 и ЗИЛ-130 и как располагаются замки колец?
В какой последовательности расположены на головке цилиндров впускные и выпускные клапаны?
Чем предотвращается осевое смещение распределительного вала и каким образом оно регулируется?
Чему равен момент силы затяжки болтов и гаек крышек крепления коренных и шатунных вкладышей на двигателе ЗИЛ-130?
Как определить ВМТ первого цилиндра?
За счет чего обеспечивается поворачивание клапанов во время работы двигателя ЗИЛ-130?
Как определить номер цилиндра?