План урока.
Практическая работа № 27
Тема: Назначение и устройство главного контроллера ЭКГ-8Ж.
Цель урока : Закрепить знания по назначению и устройству главного контроллера ЭКГ-8Ж.
Задачи урока: Образовательная: 1.Закрепить знания по назначению, устройству и работе главного контроллера ЭКГ-8Ж.
Развивающая: Развивать, память, техническое мышление
Воспитывающая: Формирование внимательности, чувства ответственности. Тип урока: закрепления материала Формы работы: индивидуальная, фронтальная Метод: по источнику получения знаний – наглядный, практический; по характеру познавательной деятельности – репродуктивный, частично-поисковый. МТО: Компьютер, мультимедийный проектор, слайд. Раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
1.1. Отметить отсутствующих студентов и сделать запись в журнале.
1.2. Фронтальная работа студентов по выполнению практической работы.
Пояснения к проведению практической работы по двум вариантам.
Выполнение практической работы.
Ответить на контрольные вопросы:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Для чего предназначен главный контроллер ЭКГ-8Ж. | 1. Что представляет из себя главный контроллер ЭКГ-8Ж. |
2. Где располагается главный контроллер на электровозе. | 2. Из каких основных частей состоит главный контроллер ЭКГ-8Ж. |
3.Сколько и какие типы контакторов установлены на контроллере ЭКГ-8Ж. | 3. Что представляют из себя блокировочные устройства контроллера ЭКГ-8Ж. |
4. Для чего нужен переключатель обмоток (ПО) главного контроллера ЭКГ-8Ж . | 4. Для чего нужен переключатель ступеней (ПС) главного контроллера ЭКГ-8Ж. |
5. Из чего состоит главный контроллер ЭКГ-8Ж. Что означает на рис. под цифрой 1,3, 5,7,9,11,13. | 5.. Из чего состоит главный контроллер ЭКГ-8Ж. Что означает на рис. под цифрой 2,4,6,8,10,12. |
6. Из чего выполнены подвижные и неподвижные силовые контакты ЭКГ-8Ж. | 6. Для чего предназначен полый вал ЭКГ-8Ж. |
Эталон ответа.
Главный контроллер электровоза ВЛ80 типа ЭКГ8-Ж предназначен для переключения под нагрузкой ступеней вторичной обмотки тягового трансформатора с целью изменения напряжения на тяговых двигателях.
Главный контроллер представляет собой групповой контактор с электродвигательным приводом.
Главный контроллер располагается в машинном отделении электровоза в высоковольтной камере, если электровоз двухсекционный, то он установлен в каждой секции.
На контроллере установлены следующие типы контакторов:
- 4 кулачковых контактора с дугогашением;
- 30 кулачковых контакторов без дугогашения.
Также контроллер имеет:
- кулачковые валы;
- электродвигательный привод;
- электромагнитные вентили;
- блокировочные устройства;
- рукоятку (ключ ЭКГ) для ручного проворачивания валов. В случае если главный контроллер после сброса позиций не установился на нулевой позиции.
Все детали и узлы контроллера монтируют на каркасе, состоящий из 3 рам и 4 изолированных реле.
Главный контроллер ЭКГ-8Ж состоит из следующих основных частей: переключателя обмоток (ПО); переключателя ступеней (ПС); четырех контакторов с дугогашением (А, Б, В, Г) со своим полым валом; редуктора с сервомотором (СМ), а также блокировочных устройств привода и контроллера. Все эти узлы смонтированы на одном общем основании ЭКГ, состоящем из трех стальных рам толщиной 20 мм, скрепленных между собой по бокам четырьмя стальными изолированным трубами с болтами.
Переключатель обмоток (ПО) — осуществляет переключение тяговых вторичных обмоток трансформатора (нерегулируемой и регулируемой) со встречного включения (до 17-й позиции) на согласное включение (от 18-й до 33-й позиции). Он состоит из своего кулачкового вала, закреплённого в шарикоподшипниках средней и крайней рам. На вал ПО напрессовано 12 кулачковых шайб. Каждая шайба управляет работой одного силового контактора без дугогашения (12 шт) по схеме: 9, 19; 21, 31; 32, 33 и 29, 39; 25, 35; 36, 37 (см. рис. 8.2, вкладка). Контакторы 32,33 и 36,37 замкнуты до 17-й позиции ЭКГ. Контакторы 9, 19 и 29, 39 замкнуты на позициях 18—33. Переключение всех контакторов ПО происходит между 17-й и 18-й позициями ЭКГ на переходных позициях П2, ПЗ, П4, П5. При наборе одной позиции ЭКГ вал ПО поворачивается на 9°, при наборе 33 позиций — на 342°.
Переключатель ступеней (ПС) — осуществляет подключение к нерегулируемым частям обмоток тягового трансформатора определенное количество регулировочных секций, в зависимости от позиции ЭКГ. Он состоит из своего вала, закрепленного в шарикоподшипниках средней и передней рам основания. На вал ПС на-прессовано 18 кулачковых изолированных шайб. Каждая шайба управляет работой одного силового контактора без дугогашения (18 шт.) 11; 12, 22; 13, 23; 14, 24; 10, 20 и 15; 16,26; 17,27; 18,28; 30,40. С задней стороны вал ПС соединен с валом ПО четырьмя шестернями с общим передаточным числом /=1:2. С передней стороны вал ПС соединеь с валом второго мальтийского креста редуктора двумя шестернями с i = 3:10. При наборе одной позиции ЭКГ вал ПС поворачивается на 18°, а при наборе 33 позиций — на 684°.
Блокировочные устройства контроллера представляют собой групповые многопозиционные переключатели с кулачковыми контакторами.
Полый вал — своими кулачковыми шайбами, приводит в действие силовые контакторы с дугогашением.
Подвижные и неподвижные силовые контакты выполнены из меди с напайками толщиной 3 мм из сплава СОК-15 (серебро — 85 %, окись кадмия — 15 %). Износ напаек допускается до толщины 0,5 мм.
Главный контроллер ЭКГ-8Ж: 1 — задняя рама основания; 2 — контактор переключателя обмоток (12 шт.); 3 — средняя рама основания; 4 — контактор переключателя ступеней (18 шт.); 5 — контактор с дугогашением (4 шт.); 6 — электропневматический вентиль (2 шт.); 7 — сервомотор; 8 — блокировочное устройство привода (14 контактов); 9 — блокировочное устройство контроллера (17 контактов); 10 — вал съемной рукоятки для проворачивания ЭКГ; 11 — редуктор; 12 — передняя рама основания;
13 — изоляционные трубы (4 шт.); 14 — медная шина
3. Подведение итога урока.
3.1.Сбор работ на проверку
3.2. Домашнее задание.
Учебники – Электровозы. Устройство и работа электровоза ВЛ80С (А.Ю. Николаев, Н.В. Сесявин) - 2006 год. Электровоз. Руководство по эксплуатации (Н.М. Васько, А.С. Девятков) – 1990 год. гл. 6 § 4. стр. 60-68.