СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планеты Солнечной системы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме »

Тема урока: Планеты Солнечной системы

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цели урока: расширить знания о планетах Солнечной системы.

Задачи: развивать умение воспринимать информацию и делать выводы, расширять кругозор; любознательность, познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать. Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе.

УУД:

Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом проекте

Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно - знаковой и др.), устанавливать причинно - следственные связи, пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты окружающего мира; проводить несложные наблюдения по изучению природных объектов, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.

Регулятивные: Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу. Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие. Умение работать с информацией, представленной в табличном виде. Умение моделировать объекты окружающего мира, их отношения, взаимное расположение.

Оборудование: проектор, презентация «Планеты Солнечной системы»,раздаточный материал для работы в группах, цветной картон, пластилин



Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

— Вам предлагалось дома подумать и ответить на такой во­прос: почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? Как вы ответили на него? (Потому что Земля планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Астероид, Земля, Марс, Венера, Меркурий.

Как вы думаете, какое слово лишнее и почему? (Астероид, так как это не планета.)

Продолжите ряд названий планет. (Ученики говорят названия планет.)

О чем пойдет речь на уроке? (Наверное, о планетах.) Тогда вперед, к загадочным и далеким планетам системы!

IV. Открытие нового знания

1. Работа в группах

На карточке записана мнемофраза. Ваша задача - найти ответ на вопрос: как эта фраза связана с темой урока?

Медведь Выходит За Малиной — Юннат Сумел Удрать Низиной.

(Обсуждение в группах. Выслушать высказывания представителей каждой группы.)

Каков правильный ответ? (По первым буквам данной фразы можно узнать названия планет, расположенных в порядке их удаления от Солнца.)

2. Сообщения учащихся

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к солнцу, — Меркурий, Венера, Земля, Марс — имеют твердую поверхность. Остальные 4 планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун -

являются газовыми.

Давайте поближе познакомимся с планетами, о них расска­жут ваши товарищи.

Меркурий. Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью — ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.

Венера. Вторая от Солнца планета Венера носит имя древнеримской богини любви и красоты. Выглядит на небе как очень яркая звезда, ее ещё называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом. Размером Венера схожа с Землей и также окружена толстым слоем облаков , но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

Земля. Наша планета из космоса кажется голубой. Такой цвет придают ей окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полтора миллиона видов растений и жи­вотных. Земля образовалась примерно 4,6 млрд лет назад и имеет есте­ственный спутник.

— Кто уже догадался, как называется естественный спутник Земли? (Луна.)

Луна. Ближайшую соседку Земли в космическом пространстве мож­но подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело по диаметру в 4 раза меньше Земли, не имеет атмосферы, на нем не ме­няются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

Марс. Четвертая от Солнца планета названа в честь древнеримского бога войны за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверх­ность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника — Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас — так звали сыновей бога вой­ны). Ночью температура на Марсе опускается до —85 "С.

Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, — их называют каменными планетами, или планетами земной группы.

Юпитер. Следующая от Солнца планета Юпитер — самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного древнерим­ского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпи­тер имеет непрозрачную атмосферу и 16 спутников, в его атмосфере по­стоянно бушуют мощные ураганы.

Сатурн. Шестая планета Солнечной системы Сатурн — вторая по ве­личине после Юпитера. Она названа в честь древнеримского бога зем­леделия (позднее — бог времени). Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа в честь древне­греческого бога неба. Планета состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.

Нептун. Планета носит имя древнеримского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на по­верхности Нептуна составляет —200 "С.

Мы познакомились с остальными планетами Солнечной си­стемы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

— Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной систе­мы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты враща­ются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)

V. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 12. Прочитайте вопрос, на который нужно ответить. (Отчего на Земле сменяются день и ночь и времена года?)

— Проанализируйте схемы, постарайтесь ответить на эти вопросы.

(После работы в группах выслушать предположения детей.)

— Как мы можем проверить, кто оказался прав? (Воспользоваться текстом учебника.)

(Ученики читают текст на с. 13 по цепочке. Учитель для демонстрации может воспользоваться теллурием.)

— Итак, отчего на Земле сменяются день и ночь? (Это происходит оттого, что Земля вращается вокруг своей оси.)

— Отчего на Земле сменяются времена года? (Это происходит из-за того, что земная ось расположена наклонно, и из-за вращения Земли вокруг Солнца.)

— Какие выводы о природных явлениях, связанных с движением Земли в космическом пространстве, можете сделать? (Смена дня и ночи — вращение Земли вокруг своей оси (сутки). Смена времен года — вращение Земли вокруг Солнца (год).)


VI. Физкультминутка

Это стихотворение поможет запомнить названия планет Сол­нечной системы и их расположение относительно Солнца.

(Дети строят живую модель Солнечной системы. Они называются именами планет, а кто - то - Солнцем и двигаются по своим орбитам, чтобы не нарушалось расположение планет.)

Вокруг Солнца планеты танцуют, как дети:

Меркурий всех ближе к светилу идет,

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

За ней повстречаем мы Землю вместе с Луной,

А огненный Марс кружит вслед за Землей.

За ними - Юпитер, из всех великан,

А дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Вдали так малы и едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы —

Уран и Нептун в пространстве плывут

И в свой хоровод Плутон не берут.


VII/ Проект

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие новые знания вы получили? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 14 учеб­ника.)

IX. Рефлексия


Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 9—15 учебника.

2. Выполнить задания на с. 8—11 рабочей тетради.

3. Совершить виртуальное путешествие на одну из планет, для этого обратиться к дополнительной литературе.



Просмотр содержимого документа
«Технологическое задание»

Технологическое задание

Проект «Планеты Солнечной системы» (макет)

Хотите иметь настоящий планетарий у себя дома? Тогда давайте создадим Солнечную систему из пластилина.

Работай по плану. За выполненную работу ты получишь оценку. Оценивать будет жюри по критериям. Внимательно прочитай план работы. На всю работу тебе дано 13 минут.

План

1. Возьмите лист картона темно-синего или серого цвета, а также цветные брусочки пластилина для создания композиции.

2. Лепку центрального объекта – Солнца, начинайте с создания подходящего по цвету материала. Смешайте оранжевый, желтый и белый цвета, но не добивайтесь единого цвета.

3. Полученную массу прикрепите в центр листа и размажьте по кругу пальцами.

4. Для создания планетарных орбит возьмите белый или бежевый пластилин и вытяните мягкие кусочки в тонкие нити.

5. Создайте из нитей 9 колец вокруг Солнца.

6. Меркурий – самую маленькую планету Солнечной системы начинайте лепить из небольших кусочков коричневого, серого и белого цветов. Скатайте из всех составляющих шарик. Затем гвоздиком сделайте кратеры.

7. Венеру сделайте примерно втрое большего размера, чем Меркурий, из коричневого, серого и черного цветов. Рельеф задайте тонкой проволокой.

8. Далее займитесь родной планетой – Землей. Это самая яркая планета Солнечной системы. Для ее лепки понадобится синий или голубой, зеленый, желтый кусочки.

9. Воинственный Марс создайте из смешанных до красивого мраморного эффекта черного и оранжевого пластилина.

10. Огромный Юпитер издали выглядит полосатым, для его лепки понадобятся коричневые, бежевые и оранжевые полосы.

11. Сатурн несколько похож на Юпитер цветовой гаммой и размером, также не забудьте про знаменитое кольцо, которое опоясывает Сатурн.

12. Для лепки Урана подойдут синие оттенки.

13. Имитация Нептуна – обычный шарик из синего пластилина.

14. Когда все планеты будут готовы, выложите их по порядку.

15. Прикрепите космические объекты к своим орбитам

Вот такая замечательная композиция из пластилина получилась.

Самооценка

Критерии

Баллы

Моя оценка

  1. Работа представлена для учащихся


0-2


2. Работа выполнена аккуратно

0-2


3. Работа выполнена по плану самостоятельно

0-2


Оценивание:

6 б. – «5»

5-4 б. – «4»

3 б. – «3»




Срок выполнения проекта: 13 мин.

Место выполнения: на уроке

Критерии оценивания: Оценивает



Просмотр содержимого презентации
«Планеты Солнечной системы.»

Цели урока :   познакомится с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них. Сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года;
  • Цели урока : познакомится с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них. Сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года;
Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила своё название в честь римского бога торговли. Эта самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, а ночью – ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.

Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила своё название в честь римского бога торговли. Эта самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, а ночью – ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.

Вторая от Солнца планета носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

Вторая от Солнца планета носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое окисляясь, даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны). Ночью температура на Марсе опускается до минус 85 градусов.

Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое окисляясь, даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны). Ночью температура на Марсе опускается до минус 85 градусов.

Меркурий, Венера, Земля,  Марс – каменные планеты.

Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты.

Следующая от Солнца планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

Следующая от Солнца планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов.

Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов.

Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов.

Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов.

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун называют  газовыми планетами из-за их состава.

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун называют газовыми планетами из-за их состава.

Использованная литература: С. П. Алексеев. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.  П. И. Алтынов. Краткий справочник школьника. – М. : Дрофа, 1997.  Г. Береговой. Космос – землянам. – М. : Молодая гвардия, 1983.  О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М. : Вако, 2006. Дитрих А., ЮрминГ., Кошурникова Р. Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.   Интернет ресурсы:  Размеры и строение Солнечной системы http:// the –universe.ru/index/php?newsid=692&ntws-page=1.  Схема расположения планет Солнечной системы http://www.powerpoint.net.ru/presents/astronomia/planety-Sjlnechnoj-sistemy/html.  Земля http://turhancelik/cjm/tr/panoramik/tna/php?g=planet-earth-from-space-wallpaper.  Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун http://900igr/photo/rjsmos-gorod-transport/Kosmos-Planety-3.fileslo15.

Использованная литература: С. П. Алексеев. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996. П. И. Алтынов. Краткий справочник школьника. – М. : Дрофа, 1997. Г. Береговой. Космос – землянам. – М. : Молодая гвардия, 1983. О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М. : Вако, 2006. Дитрих А., ЮрминГ., Кошурникова Р. Почемучка.- М.: Педагогика, 1987. Интернет ресурсы: Размеры и строение Солнечной системы http:// the –universe.ru/index/php?newsid=692&ntws-page=1. Схема расположения планет Солнечной системы http://www.powerpoint.net.ru/presents/astronomia/planety-Sjlnechnoj-sistemy/html. Земля http://turhancelik/cjm/tr/panoramik/tna/php?g=planet-earth-from-space-wallpaper. Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун http://900igr/photo/rjsmos-gorod-transport/Kosmos-Planety-3.fileslo15.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!