Тема урока: Планеты Солнечной системы
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цели урока: расширить знания о планетах Солнечной системы.
Задачи: развивать умение воспринимать информацию и делать выводы, расширять кругозор; любознательность, познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать. Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе.
УУД:
Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом проекте
Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно - знаковой и др.), устанавливать причинно - следственные связи, пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты окружающего мира; проводить несложные наблюдения по изучению природных объектов, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.
Регулятивные: Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу. Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие. Умение работать с информацией, представленной в табличном виде. Умение моделировать объекты окружающего мира, их отношения, взаимное расположение.
Оборудование: проектор, презентация «Планеты Солнечной системы»,раздаточный материал для работы в группах, цветной картон, пластилин
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
— Вам предлагалось дома подумать и ответить на такой вопрос: почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? Как вы ответили на него? (Потому что Земля — планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Астероид, Земля, Марс, Венера, Меркурий.
Как вы думаете, какое слово лишнее и почему? (Астероид, так как это не планета.)
Продолжите ряд названий планет. (Ученики говорят названия планет.)
О чем пойдет речь на уроке? (Наверное, о планетах.) Тогда вперед, к загадочным и далеким планетам системы!
IV. Открытие нового знания
1. Работа в группах
На карточке записана мнемофраза. Ваша задача - найти ответ на вопрос: как эта фраза связана с темой урока?
Медведь Выходит За Малиной — Юннат Сумел Удрать Низиной.
(Обсуждение в группах. Выслушать высказывания представителей каждой группы.)
Каков правильный ответ? (По первым буквам данной фразы можно узнать названия планет, расположенных в порядке их удаления от Солнца.)
2. Сообщения учащихся
Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к солнцу, — Меркурий, Венера, Земля, Марс — имеют твердую поверхность. Остальные 4 планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун -
являются газовыми.
Давайте поближе познакомимся с планетами, о них расскажут ваши товарищи.
Меркурий. Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью — ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.
Венера. Вторая от Солнца планета Венера носит имя древнеримской богини любви и красоты. Выглядит на небе как очень яркая звезда, ее ещё называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом. Размером Венера схожа с Землей и также окружена толстым слоем облаков , но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.
Земля. Наша планета из космоса кажется голубой. Такой цвет придают ей окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полтора миллиона видов растений и животных. Земля образовалась примерно 4,6 млрд лет назад и имеет естественный спутник.
— Кто уже догадался, как называется естественный спутник Земли? (Луна.)
Луна. Ближайшую соседку Земли в космическом пространстве можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело по диаметру в 4 раза меньше Земли, не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.
Марс. Четвертая от Солнца планета названа в честь древнеримского бога войны за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника — Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас — так звали сыновей бога войны). Ночью температура на Марсе опускается до —85 "С.
Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, — их называют каменными планетами, или планетами земной группы.
Юпитер. Следующая от Солнца планета Юпитер — самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного древнеримского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет непрозрачную атмосферу и 16 спутников, в его атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы.
Сатурн. Шестая планета Солнечной системы Сатурн — вторая по величине после Юпитера. Она названа в честь древнеримского бога земледелия (позднее — бог времени). Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.
Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа в честь древнегреческого бога неба. Планета состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.
Нептун. Планета носит имя древнеримского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна составляет —200 "С.
Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.
— Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)
V. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 12. Прочитайте вопрос, на который нужно ответить. (Отчего на Земле сменяются день и ночь и времена года?)
— Проанализируйте схемы, постарайтесь ответить на эти вопросы.
(После работы в группах выслушать предположения детей.)
— Как мы можем проверить, кто оказался прав? (Воспользоваться текстом учебника.)
(Ученики читают текст на с. 13 по цепочке. Учитель для демонстрации может воспользоваться теллурием.)
— Итак, отчего на Земле сменяются день и ночь? (Это происходит оттого, что Земля вращается вокруг своей оси.)
— Отчего на Земле сменяются времена года? (Это происходит из-за того, что земная ось расположена наклонно, и из-за вращения Земли вокруг Солнца.)
— Какие выводы о природных явлениях, связанных с движением Земли в космическом пространстве, можете сделать? (Смена дня и ночи — вращение Земли вокруг своей оси (сутки). Смена времен года — вращение Земли вокруг Солнца (год).)
VI. Физкультминутка
Это стихотворение поможет запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца.
(Дети строят живую модель Солнечной системы. Они называются именами планет, а кто - то - Солнцем и двигаются по своим орбитам, чтобы не нарушалось расположение планет.)
Вокруг Солнца планеты танцуют, как дети:
Меркурий всех ближе к светилу идет,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
За ней повстречаем мы Землю вместе с Луной,
А огненный Марс кружит вслед за Землей.
За ними - Юпитер, из всех великан,
А дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Вдали так малы и едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы —
Уран и Нептун в пространстве плывут
И в свой хоровод Плутон не берут.
VII/ Проект
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие новые знания вы получили? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 14 учебника.)
IX. Рефлексия
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 9—15 учебника.
2. Выполнить задания на с. 8—11 рабочей тетради.
3. Совершить виртуальное путешествие на одну из планет, для этого обратиться к дополнительной литературе.