ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»
ЛУГАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
План работы:
«Родительский клуб»
Подготовила
Ассистент учителя-реабилитолога
Рожкова Елена Анатольевна
Луганск 2022
Родительский клуб
Понятие родительского Клуба: наиболее подходящая форма работы, так как предусматривает работу с позиции равенства его участников и позволяет максимально полно реализовать преимущества социального подхода.
Цель родительского клуба: психологическая поддержка и повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей с особенностями в развитии.
Принципы работы Клуба: добровольность участия, равноправность, обратная связь и самодиагностика.
Задачи Клуба: осознание значимости родительской деятельности; повышение психолого-педагогической и социальной культуры родителей и ближайшего окружения; создание доверительной, благожелательной обстановки для решения насущных вопросов, связанных с воспитанием ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья; развитие родительской рефлексии; оказание психологической помощи родителям детей раннего возраста с особыми потребностями; организация досуга.
Формы работы: беседа, тематическая дискуссия, просмотр и обсуждение видеоматериалов, арт-терапевтические сессии, творческие вечера.
Планирование работы клубов происходит на основе анализа запросов родителей, данных мониторинга. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клубов может корректироваться.
Методическое обеспечение: анкеты и опросники участников клуба, подборка видеофильмов, арт-терапевтические технологии.
Правила проведения встреч: на протяжении всего занятия выступать в разных ролях: партнер, помощник; контролировать поведение своего ребенка без сравнений с другими детьми; принимать ребенка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков; быть естественными, открытыми, раскрепощенными.
Тренинг - общения
Родители, воспитывающие детей с ОВЗ
Цель тренинга – обучение родителей воспринимать и принимать своего ребенка с ограниченными возможностями.
Задачи:
обучение родителей взаимодействию с ребенком;
формирование позитивного отношения родительской среды,
формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.
Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями.
Продолжительность (45-60 мин)
Упражнение 1 «Знакомство с семьей».
(чтобы я хотела услышать)
Инструкция: назовите свое имя и расскажите немного о своей семье, выберите цвет, которым условно можно обозначить вашу семью. Когда вы смотрите на этот цвет, что вы представляете из своей семейной жизни?
Упражнение 2 «Никто не знает, что».
Инструкция: все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч (свободный выбор), при этом бросающий мяч заканчивает фразу: «Никто не знает, что я . (умею, люблю, знаю и т.п.)». Ведущий внимательно следит, чтобы все приняли участие в игре.
Упражнение 3 «Портрет моего ребенка».
Инструкция: участникам тренинга предлагается устроиться так, чтобы было удобно, используя модули, закрыть глаза и мысленно представить своего ребенка, обратить внимание на выражение его лица. Затем родители создают портрет своего ребенка в произвольной форме.
Обсуждение: какие особенности своего ребенка вы изобразили, что еще можно добавить?
Упражнение 4. «Родитель и ребенок»
Цель: Рефлексия собственных чувств, чувств ребенка.
По желанию один родитель - «родитель», другой - «ребенок». Поскольку «идеальный родитель» - это огромная величина, ему положено находиться на пьедестале. «Родитель» встает на стул. Разыгрывается любая ситуация. Например, ребенок приходит домой, потеряв сменную обувь. Начинается диалог «родителя» и «ребенка». Группа и ведущий не только следуют за их разговором, но и обращают внимание на невербальные знаки: позу, жесты, движения тела, мимику. После окончания упражнения участники диалога отвечают на вопрос: «Что каждый чувствовал, находясь в своей роли?», «Какие переживания испытал?», «Что подумал?» Обсуждение.
Упражнение 5. «Ладошки»
Цель: Использование тактильных ощущений
Тихо звучит спокойная музыка. Психолог просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 5-7 минут.
Психолог просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»). Чему учит нас это упражнение?
Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей, и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребёнком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведёт к формированию невротической личности ребёнка. Поэтому и с нашими детьми с особыми детьми необходимо вести себя именно так.
Рефлексия чувств.
Какие приятные и неприятные переживания вы испытывали на занятии.