Планируемые результаты изучения курса русского языка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Русский язык» являются:
осознание значимости русского языка и изучения его для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом самообразовании как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие русского языка как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры.
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 9 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в IX классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Содержание курса русского языка 9 КЛАСС
Международное значение русского языка (1 ч. + 1 ч.):
Международное значение русского языка.
Повторение изученного в 5-8 классах (10 ч. + 2 ч.):
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Приемы сжатия текста.Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами.
Р. р Сжатое изложение. Исключение как прием сжатия. Обобщение как прием сжатия.
Сложное предложение. Культура речи (11 ч. + 2 ч.):
Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Повторение по теме «Сложное предложение». Контрольная работа по теме «Сложное предложение. Пунктуация». Анализ ошибок контрольной работы. Сочинение – рассуждение.
Сложносочинённые предложения (5 ч. + 2 ч.):
Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Устное сообщение на заданную тему. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.
Сложноподчинённые предложения (5 ч. + 2 ч.):
Понятие о сложноподчинённом предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.
Основные группы сложноподчинённых предложений (25 ч. + 2 ч.):
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, времени и места. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения.
Бессоюзное сложное предложение (11 ч. + 2 ч.):
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с различными видами связи (10 ч. + 2 ч.):
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Публичная речь.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (8 ч. + 2 ч.):
Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис. Отзыв-рецензия на фильм. Орфография и пунктуация. Сочинение на свободную тему. Итоговая работа за курс 9 класса.
Тематическое планирование по русскому языку для 9 класса
№ урока | Тема | Часы |
Введение (1ч) |
1 | Международное значение русского языка | 1 |
Повторение пройденного в 5-8 классах. (10 ч +2 ч) |
2 | Устная и письменная речь | 1 |
3 | Монолог. Диалог. | 1 |
4 | Стили речи. Подготовка к ОГЭ. Приемы сжатия текста. | 1 |
5 | Простое предложение и его грамматическая основа | 1 |
6 | Предложения с обособленными членами | 1 |
7 | Р/Р Сочинение по данному началу. | 1 |
8, 9 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | 2 |
10 | Синтаксис простого предложения. Анализ текста. | 1 |
11 | Р. р Сжатое изложение. Исключение как прием сжатия. Обобщение как прием сжатия. | 1 |
12 | Стартовая контрольная работа в формате ОГЭ | 1 |
13 | Анализ стартовой контрольной работы. Синтаксис простого предложения. | 1 |
Сложное предложение. Культура речи (11 ч + 2 ч) |
14 | Понятие о сложном предложении | 1 |
15, 16 | Сложные и бессоюзные предложения. | 2 |
17, 18 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 2 |
19, 20 | Р. р Сочинение – рассуждение. Подготовка к ОГЭ | 2 |
21, 22 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 2 |
23 | Интонация сложного предложения. | 1 |
24 | Подготовка к ОГЭ. Упрощение как прием сжатия. | 1 |
25, 26 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы. | 2 |
Сложносочинённые предложения (5 ч + 2 ч) |
27 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в ССП. | 1 |
28 | ССП с соединительными союзами. | 1 |
29 | ССП с разделительными союзами. | 1 |
30 | ССП с противительными союзами. | 1 |
31 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | 1 |
32 | Р. р Сочинение – рассуждение. Подготовка к ОГЭ | 1 |
33 | Р. р Сочинение – рассуждение. Подготовка к ОГЭ. Редактирование текста. | 1 |
Сложноподчинённые предложения (5 ч + 2 ч) |
34 | Сложноподчинённые предложения. Понятие о СПП. | 1 |
35, 36 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. | 2 |
37 | Союзы и союзные слова в СПП. | 1 |
38, 39 | Р/Р Сжатое изложение | 2 |
40 | Роль указательных слов в СПП. | 1 |
Основные группы сложноподчинённых предложений (25 ч + 2 ч) |
41 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 1 |
42, 43 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 2 |
44 | Р. р Сжатое изложение | 1 |
45, 46 | Полугодовая контрольная работа в формате ОГЭ | 2 |
47 | Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». | 1 |
48 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными | 1 |
49, 50 | СПП с придаточными времени и места. | 2 |
51, 52 | СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки и следствия. | 2 |
53, 54 | СПП с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. | 2 |
55 | Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». | 1 |
56, 57 | Контрольная работа в формате ОГЭ по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». | 2 |
58 | Р. р Сочинение – рассуждение. Подготовка к ОГЭ. | 1 |
59, 60 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. | 2 |
61, 62 | Синтаксический разбор СПП. | 2 |
63, 64 | Пунктуационный разбор СПП. | 2 |
65 | Контрольная работа в формате ОГЭ по теме «Сложноподчинённые предложения. Основные группы сложноподчинённых предложений». | 1 |
66 | Анализ контрольной работы. | 1 |
67 | Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения. Основные группы сложноподчинённых предложений ». | 1 |
Бессоюзное сложное предложение (11 ч + 2 ч) |
68 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. | 1 |
69 | Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | 1 |
70, 71 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. | 2 |
72, 73 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. | 2 |
74, 75 | БСП со значение противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП. | 2 |
76, 77 | Р. р Сжатое изложение. Анализ ошибок, допущенных в изложении | 2 |
78 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | 1 |
79 | Контрольная работа в формате ОГЭ по теме «Бессоюзные сложные предложения». | 1 |
80 | Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения. Основные группы сложноподчинённых предложений ». | 1 |
Сложные предложения с различными видами связи (10 ч + 2 ч) |
81, 82 | Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. | 2 |
83, 84 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | 2 |
85, 86 | Р. р Сочинение – рассуждение. Подготовка к ОГЭ. | 2 |
87, 88 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | 2 |
89 | Публичная речь. Публичное выступление на заданную тему. | 1 |
90, 91 | Пробная экзаменационная работа в формате ОГЭ | 2 |
91 | Анализ ошибок, допущенных в экзаменационной работе. | 1 |
92 | Повторение и обобщение по теме «Сложные предложения с различными видами связи». | 1 |
Повторение и систематизация изученного в 5—9 классах (8 ч + 2 ч) |
93 | Фонетика и графика | 1 |
94 | Морфемика. | 1 |
95 | Лексикология (лексика) и фразеология | 1 |
96 | Словообразование. | 1 |
97 | Морфология. Орфография. | 1 |
98 | Р. р Сжатое выборочное изложение | 1 |
99 | Р. р Отзыв-рецензия на фильм | 1 |
100 | Синтаксис. | 3 |
101 | Орфография и пунктуация. | 1 |
102 | Защита проектов на лингвистическую тему. Итоги курса русского языка в 9 классе. | 1 |