на 2018-2019 учебный год:
Цель логопедической работы в школе: оказание помощи обучающимся, имеющим
нарушения в развитии устной и письменной речи (первично), испытывающим трудности в
общении и обучении, способствуя развитию личности и формированию положительных
качеств личности.
Основные задачи:
- Исправление нарушений в устной речи.
- Пропедевтика нарушений в письме, в развитии письменной речи
(предупреждающая логокоррекция).
- Исправление стойких нарушений в письме, в письменной речи.
- Обследование учащихся и выявление среди них детей, нуждающихся в
профилактической и коррекционно-речевой помощи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного,
физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей,
нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и
содержание работы с каждым из них.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-
речевой работы с детьми с ОВЗ в соответствии с их индивидуальными программами.
- Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности
к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива школы и родителей
информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в
организации полноценной речевой среды.
- Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения
ими речевой работы с детьми.
Направления коррекционной работы:
1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
а) коррекция звукопроизношения,
б) совершенствование фонематического слуха,
в) совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.
2. Развитие лексико-грамматической стороны речи:
а) актуализация и расширение словаря, уточнение значений слов,
б) работа над формированием грамматического строя речи (уточнение
грамматического значения слова, формирование системы словоизменения и
словообразования)
3. Совершенствование навыков чтения. Развитие словесно-логического мышления,
работа над пониманием текстов со скрытым смыслом. Совершенствование навыков
письменной речи.
4. Развитие связной речи.
№ | Направление деятельности | Время проведения | Оформление результатов |
I | Диагностика | | |
1 | Обследование обучающихся 1 -4 классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи. | сентябрь | Запись в журнале «Журнал обследования обучающихся». |
2 | Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения (анализ состояния письменной и устной речи учащихся логопедических групп). | в течение учебного года | Копии проверочных работ, пометки в индивидуальных картах. |
3 | Углубленное обследование устной и письменной речи обучающихся логопедических групп. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии детей, имеющих нарушения речевого развития. Постановка заключения. | сентябрь- октябрь | Оформление речевых карт. |
4 | Ознакомление учителей начальных классов с результатами обследования через устную информацию. | октябрь | |
5 | Углубленное обследование учащихся, представленных на ПМПК. | в течение учебного года | Логопедическое представление учащегося. |
6 | Диагностика речевых нарушений по запросам. | в течение учебного года | Протокол обследования. |
7 | Обследование состояния речи детей в конце учебного года. | апрель-май | Запись в журнале «Журнал обследования обучающихся». |
8 | Анализ логопедической работы за 2018-2019 учебный год. | май | Составление аналитического отчёта. |
| |
II | Организационная работа | | |
1 | Планирование логопедической работы. | сентябрь | Годовой план работы. |
2 | Формирование логопедических групп с учётом речевой патологии и возраста (класса). | до 15.09 | Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, зачисленных в логопедический кабинет. |
3 | Определение перспективного плана коррекционной работы с каждой группой учащихся. | до 15.09 | План работы. |
4 | Планирование индивидуальных занятий. | до 03.10.15 | Индивидуальные программы. |
5 | Составление расписания логопедических занятий. | до 15.09 | Расписание логопедических занятий. |
6 | Ведение документации логопедического кабинета. | в течение учебного года | |
|
III | Коррекционно-развивающая работа | | |
1 | Организация и проведение индивидуальных, и групповых занятий с обучающимися, имеющими нарушение речи. | с 17.09.18 по 17.05.19 | Записи в журнале «Журнал учёта посещаемости логопедических занятий». |
2 | На логопедических занятиях помимо работы над произношением звуков (постановка, закрепление и дифференциация звуков от схожих по артикуляции), осуществляется работа по развитию памяти, внимания, мышления, используя различные упражнения и игры. | постоянно | Диагностика внимания, памяти (совместно с психологом школы). |
IV | Консультативно – просветительская работа | | |
1 | Консультативная помощь учителям 1-х классов по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с нарушениями речи. | в течение учебного года | Записи в журнал, оформление консультаций. |
2 | Оказание консультативно- методической помощи учителям, родителям (по возможности): - проведение систематических консультаций и индивидуальных бесед с родителями и учителями; - проведение мастер-классов для родителей и учителей; - оказание помощи родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома. | в течение учебного года | Записи в журнал, оформление консультаций. |
3 | Проведение родительского собрания для родителей обучающихся, зачисленных на занятия с логопедом (в начале и конце года). | сентябрь, май | Записи в журнал, оформление консультаций. |
4 | Пропаганда логопедических знаний (участие в МО социально- психологической службы школы, индивидуальные консультации учителей, родителей). | в течение учебного года | Предоставление материалов. |
V | Самообразование и методическая работа | | |
1 | Участие в работе семинаров на базе городского МО для учителей- логопедов. | по плану МО | Подготовка информационных сообщений. |
2 | Участие в работе МО социально- психологической службы школы, педагогических советах. | по плану школы и МО | Подготовка информационных сообщений. |
3 | Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющим речевые нарушения. | в течение учебного года | |
4 | Приобретение, разработка, изготовление учебно- дидактических пособий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи обучающихся: - пополнение раздаточного материала новыми пособиями; - дальнейшее пополнение картотеки с заданиями по устранению различных нарушений устной и письменной речи, обогащению словарного запаса; - изготовление карточек с заданиями для родителей. | в течение учебного года | Оформление паспорта кабинета. |
5 | Изучение специальной литературы по теме «Инновационные технологии в преодолении ФФНР, ОНР». | в течение учебного года | Разработка рекомендаций для учителей. |
6 | Подтверждение квалификационной категории. | Май, 2019 | Подготовка портфолио. |
Учитель-логопед: Боровикова Е.А.