Муниципальное общеобразовательное учреждение
Орудьевская средняя общеобразовательная школа
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Орудьевской школы ______________ /Ю.Д. Трусова/ подпись расшифровка подписи Приказ № ____ от «___» _______ 2016 г. дата |
МП
Рабочая программа по алгебре и началам анализа
(базовый уровень)
10 класс
102 часа, 3 часа в неделю
Составитель: Чернышова Ирина Сергеевна,
учитель математики
высшей категории
2016 год
II.Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых в доказательствах в математике естественных социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знаний и для практики;
вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы, применение вычислительных устройств; находить значение корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
применять понятия связанные с делимостью целых чисел при решении математических задач;
находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графические представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа
уметь
находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;
исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
вычислять площадь криволинейной трапеции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения геометрических задач, экономических и других прикладных задач, в том числе на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
Уравнения и неравенства
уметь:
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
доказывать несложные неравенства;
решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учётом ограничений условия задачи;
изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;
находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь:
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
вычислять вероятности событий на основе подсчёта числа исходов (простейшие случаи);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.
III. Содержание программы
за основу рабочей программы взята авторская программа «Алгебра и начала математического анализа 10» авт. Г.К.Муравин, О.В.Муравина и примерная программа по математике, разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Содержание учебного материала
Функции и графики-Функция переменной х, аргумент функции. Область определения и область значений функции. Способы задания функции. Объединение и пересечение множеств. Знаки ∩ и ∪. Обозначение числовых множеств. Прямая, гипербола, парабола и окружность. Константа. Линейная функция и ее график. Квадратичная функция, функция y=k/x. Вертикальная и горизонтальная асимптоты. Определения прямой, гиперболы, параболы как геометрических мест точек. Непрерывность и монотонность функций. Понятия непрерывности, монотонности и разрыва функции. Кусочно-заданные функции. Окрестность точки. Функции
y = [x] и y = {x}. Теорема о промежуточном значении функции. Возрастание и убывание функции. Промежутки монотонности. Решение неравенств методом интервалов. Квадратичная и дробно-линейная функции. Преобразование графиков. Графики квадратичной функции и дробно-линейной. Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке. Графическое решение системы неравенств с двумя переменными
Степени и корни-Степенная функция y = xпри натуральном значении n. Функция y = xдля произвольного натурального значения n и ее свойства. Четность и нечетность функции. Симметричность графика относительно оси ординат и начала координат. Понятие корня n-й степени. Подкоренное выражение и показатель степени корня. Взаимно обратные функции y = и y = x и их свойства. Обратимая функция. Иррациональное уравнение и неравенство. Свойства арифметических корней. Доказательства свойств арифметических корней. Тождественные преобразования выражений, содержащих корни. Системы иррациональных уравнений. Степень с рациональным показателем. Степень с дробным и рациональным показателями. Свойства степеней с рациональным показателем
Показательная и логарифмическая функции-Функция y = a.Показательная функция, ее свойства и график. Основание и показатель степени. Степень с действительным показателем и ее свойства. Показательные уравнения, неравенства и их системы Понятие логарифма. Понятие логарифма числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения Свойства логарифмов. Основные свойства логарифмов. Логарифмические уравнения и не равенства. Десятичные и натуральные логарифмы. Характеристика и мантисса десятичного логарифма. История появления логарифмических таблиц
Тригонометрические функции-Угол поворота. Общий вид угла поворота. Положительное и отрицательное направления поворота угла. Радианная мера угла. История измерения углов и единиц их измерения. Радиан. Линейная и угловая скорости. Синус и косинус любого угла. Понятия синуса, косинуса угла в прямоугольном треугольнике, произвольного угла. Табличные значения синуса и косинуса острых углов. Тангенс и котангенс любого угла. Понятия тангенса и котангенса любого угла. Ось тангенсов и ось котангенсов. Угол наклона прямой. Простейшие тригонометрические уравнения.
Понятия арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса числа. Формулы приведения тригонометрических функций. Вычисление значений тригонометрических функций с помощью микрокалькулятора. Свойства и графики функции y = sin x, y = cos x, y = tg x и y = ctg x.
Область определения и область значений функций. Период функции. Периодическая и непериодическая функции. Синусоида. Тангенсоида. Зависимости между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента. Основное тригонометрическое
тождество. Синус и косинус суммы и разности двух углов. Тригонометрические функции двойного угла. Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. Обратное преобразование. Решение тригонометрических уравнений. Уравнения, сводимые к квадратным;
однородные тригонометрические уравнения; уравнения, сводимые к однородным уравнениям.
Вероятность и статистика-Понятие вероятности. Формула вероятности. Статистический эксперимент. Вычисление числа вариантов. Формулы комбинаторики. Подсчет
числа: перестановок, размещений, сочетаний элементов. Факториал. Бином Ньютона
IV.Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
По плану | По факту |
| Функции и графики (17) | | |
1/1 | Понятие функции. Область определения функции. | 1.09-2.09 | |
2/2 | Понятие функции | 5.09-9.09 | |
3/3 | Линейная функция. Прямая. | | |
4/4 | Прямая. Самостоятельная работа | | |
5/5 | Обратная пропорциональность. Асимптоты. | 12.09-16.09 | |
6/6 | Прямая, гипербола, парабола и окружность | | |
7/7 | Прямая, гипербола, парабола и окружность. Проверочный тест | | |
8/8 | Непрерывность функции | 19.09-23.09 | |
9/9 | Теорема о промежуточном значении. Метод интервалов | | |
10/10 | Возрастание и убывание функции, монотонность функции | | |
11/11 | Теорема о единственности корня. | 26.09-30.09 | |
12/12 | Непрерывность и монотонность функции. Проверочный тест | | |
13/13 | Квадратичная функция | | |
14/14 | Квадратичная функция. Решение квадратных уравнений и неравенств | 3.10-7.10 | |
15/15 | Отыскание наибольшего и наименьшего значений квадратного трехчлена на отрезке | | |
16/16 | График дробно-линейной функции | | |
17/17 | Контрольная работа №1: «Функции и графики» | 10.10-14.10 | |
| Степени и корни (14ч) | | |
18/1 | Степенная функция c натуральным показателем | | |
19/2 | Свойства степенной функции с натуральным показателем | | |
20/3 | Понятие корня n-й степени | 17.10-21.10 | |
21/4 | Функции и , их свойства. | | |
22/5 | Взаимно обратные и обратимые функции | | |
23/6 | Решение иррациональных уравнений | 24.10-27.10 | |
24/7 | Решение иррациональных неравенств | | |
25/8 | Решение задач с использованием свойств функций и | 7.11-11.11 | |
26/9 | Корень n-ой степени. | | |
27/10 | Свойства арифметических корней. | | |
28/11 | Свойства арифметических корней. Решение задач. | 14.11-18.11 | |
29/12 | Контрольная работа №2 «Свойства арифметических корней». | | |
30/13 | Степень с рациональным показателем | | |
31/14 | Свойства степени с целыми показателями | 21.11-25.11 | |
| Показательная и логарифмическая функции (17 ч) | | |
32/1 | Функция y =aх | | |
33/2 | Свойства и график функции y =aх | | |
34/3 | Показательные уравнения | 28.112.12 | |
35/4 | Показательные уравнения, решение задач | | |
36/5 | Различные способы решений показательных уравнений | | |
37/6 | Типы показательных неравенств. | 5.12-9.12 | |
38/7 | Определение логарифма. | | |
39/8 | Логарифмы. Решение задач. | | |
40/9 | Построение графика логарифмической функции | 12.12-16.12 | |
41/10 | Логарифмические уравнения. | | |
42/11 | Решение логарифмических уравнений | | |
43/12 | Логарифмические неравенства. | 19.12-23.12 | |
44/13 | Свойства логарифмов. | | |
45/14 | Методы решения логарифмических уравнений | | |
46/15 | Простейшие логарифмические неравенства | 26.12-29.12 | |
47/16 | Неравенства с переменной в основании логарифма | | |
48/17 | Контрольная работа №3 «Показательная и логарифмическая функции» | | |
| Тригонометрические функции и их свойства (45ч) | | |
49/1 | Угол поворота. | | |
50/2 | Радианная мера угла | | |
51/3 | Радианная мера угла, решение задач | | |
52/4 | Синус и косинус любого угла | | |
53/5 | Нахождение угла по его синусу или косинусу. | | |
54/6 | Нахождение угла по его синусу или косинусу. Проверочный тест | | |
55/7 | Тангенс и котангенс любого угла | | |
56/8 | Тангенс и котангенс любого угла, решение задач | | |
57/9 | Угловой коэффициент прямой как тангенс угла ее наклона. | | |
58/10 | Простейшие тригонометрический уравнения | | |
59/11 | Решение простейших тригонометрических уравнений. | | |
60/12 | Арксинус, арккосинус. | | |
61/13 | Арксинус, арккосинус. Решение задач | | |
62/14 | Арктангенс, арккотангенс | | |
63/15 | Арктангенс, арккотангенс. Решение задач. | | |
64/16 | Решение тригонометрических уравнений. | | |
65/17 | Формулы приведения | | |
66/18 | Формулы приведения. Решение задач. | | |
67/19 | Решение уравнений с помощью формул приведения | | |
68/20 | Свойства и график y sin x | | |
69/21 | Четность и ограниченность функций | | |
70/22 | Периодичность функции | | |
71/23 | Свойства и график функции y cos x | | |
72/24 | Свойства и график функции y cos x, построение графика | | |
73/25 | Сравнение тригонометрических значений с помощью круга. | | |
74/26 | Свойства и график функции y tgx | | |
75/27 | Свойства и график функции y ctgx | | |
76/28 | Контрольная работа №4 «Свойства и графики тригонометрических функций» | | |
77/29 | Зависимости между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента | | |
78/30 | Применение основных тригонометрических формул для доказательства тождеств | | |
79/31 | Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений | | |
80/32 | Основные тригонометрические формулы. Проверочный тест | | |
81/33 | Синус и косинус суммы и разности двух углов | | |
82/34 | Синус и косинус суммы и разности двух углов, решение задач | | |
83/35 | Решение уравнений с использованием изученных тождеств. | | |
84/36 | Тангенс суммы и тангенс разности двух углов | | |
85/37 | Тригонометрические функции двойного угла | | |
86/38 | Формулы понижения степени | | |
87/39 | Преобразование произведения тригонометрических функций в функций в сумму. Обратное преобразование | | |
88/40 | Решение тригонометрических уравнений сведением к квадратному уравнению | | |
89/41 | Решение тригонометрических уравнений разложением на множители | | |
90/42 | Однородные тригонометрические уравнения | | |
91/43 | Решение однородных тригонометрических уравнений | | |
92/44 | Решение уравнений, в которых можно понизить степень или использовать условия равенства одноименных функций | | |
93/45 | Контрольная работа №5 ««Решение тригонометрических уравнений». | | |
| Элементы теории вероятностей и комбинаторики (5ч) | | |
94/1 | Понятие о вероятности | | |
95/2 | Вычисление числа вариантов | | |
96/3 | Перестановки . Размещения . Сочетания | | |
97/4 | Решение комбинаторных задач | | |
98/5 | Контрольная работа №6 « Простейшие задачи на вероятность» | | |
| Повторение (4ч) | | |
99/1 | Функции и графики | | |
100/2 | Логарифмы | | |
101/3 | Уравнения и неравенства. | | |
102/4 | Тригонометрические функции | | |
| Итого 102 ч | | |
График уроков контроля
№ урока | Форма контроля и его тема | Плановые сроки | Фактические сроки |
1 | Контрольная работа № 1 «Функции и графики» | 10.10-14.10 | |
2 | Контрольная работа № 2 «Свойства арифметических корней». | 14.11-18.11 | |
3 | Контрольная работа № 3 «Показательная и логарифмическая функции» | | |
4 | Контрольная работа № 4 «Свойства и графики тригонометрических функций» | | |
5 | Контрольная работа № 5 ««Решение тригонометрических уравнений». | | |
6 | Контрольная работа № 6 « Простейшие задачи на вероятность» | | |
| Итого 6 | | |
Согласовано
Протокол заседания школьного методического объединения учителей физико-математического цикла
от 29.08.2016 г. № 1.
Председатель ШМО______________Е.А. Немченко
Согласовано
Зам. директора по УВР _________ Н.А.Егорова
«____» __________ 2016 г.