Групповое эссе по анализу результатов проверочных работ, проводимых учителями «Школы №69»
Объективная оценка результатов деятельности отдельного учителя и всего педагогического коллектива – актуальная проблема, решение которой позволит достичь высокой эффективности качественных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Умение «объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей» относится к числу значимых, необходимых умений в трудовых действиях педагога.
Возникает вопрос, как в условиях нашей образовательной организации, осуществляется педагогическая диагностика реальных возможностей учащихся?
Перед тем, как провести контрольную работу или самостоятельную работу, учителя нашей школы прогнозируют результаты, которые они бы хотели получить в результате, учитывая отдельно результаты каждого ученика и класса в целом.
Показатели прогнозируемые:
1. Количество и процент учащихся, которые выполнят работу на «5»
2. . Количество и процент учащихся, которые выполнят работу на «4»
3. . Количество и процент учащихся, которые выполнят работу на «3»
4. . Количество и процент учащихся, которые не справятся с работой.
После проведения контрольной работы (самостоятельной работы) педагоги выполняют анализ, т.е. определяют фактические показатели, учитывая, количество всего детей и сколько детей выполняли работу.
Фактические показатели:
Количество и процент учащихся, выполнивших контрольную работу на оценку «5»
Количество и процент учащихся, выполнивших контрольную работу на оценку «4»
Количество и процент учащихся, выполнивших контрольную работу на оценку «3»
Количество и процент учащихся, не выполнивших контрольную работу.
Определяют качественную (на «5» и «4») и абсолютную успеваемость (без двоек) в процентах.
Определяют количество и процент учащихся по уровням: высокий, базовый и ниже базового уровня.
Сравнивают показатели и делают выводы:
Количество и процент учащихся, которые подтвердили свои результаты.
Количество и процент учащихся, которые повысили свои результаты.
Количество и процент учащихся, которые понизили свои результаты.
Объективность выставления оценок.
Эффективность образовательного процесса.
Какую работу надо провести со слабоуспевающими детьми и детьми, которые понизили свои результаты по какой-то причине.
Учителя, проведя анализы проверочных работ, отдают их руководителю методического объединения, к которому они относятся. На заседании методического объединения обсуждаются результаты проверочных работ:
причины расхождения показателей прогнозируемых и фактических результатов;
какие методы, технологии, использованные в работе, оказались эффективными, а какие нет;
какую работу проводили учителя со слабоуспевающими детьми и детьми, которые пропустили уроки по болезни;
какую работу педагоги будут проводить с детьми, не справившимися с проверочной работой, показавшими результат ниже;
определение направлений работы по повышению качества успеваемости.
Руководители методических объединений делают аналитическую справку по представленным результатам, делают выводы об эффективности работы педагогов и составляют рекомендации, которые представляют на заседании руководителей методических объединений.
Все в жизни совершенствуется, поэтому и движется процесс вперед, также и в образовательном процессе. А это значит, что и в нашей системе анализа результатов работ, необходимы преобразования: новые методики, формы. Это понимает каждый педагог нашей школы, поэтому ищет, изучает и применяет в своей работе более эффективные подходы анализа проверочных работ.
Представляем вариант формы (таблицы) для анализа проверочных работ, позволяющих отслеживать динамику изменения результатов учащихся нашей школы.
Например:
Анализ входной контрольной работы по математике класса 7
в 2018-2019 учебного года. Учитель Андронова Е.И.
Примечание: проверяемые умения и перевод баллов в отметки из описания работы.
Проверяемые умения представлены в таблице:
№ задания | Проверяемые умения | Максимальный балл |
1 | Умения выполнять действия с обыкновенными дробями | 2 |
2 | Умения выполнять действия с рациональными числами | 2 |
3 | Умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач. | 2 |
4 | Умения вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. | 2 |
5 | Умения решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций. | 1 |
6 | Решение задач с помощью уравнений. | 2 |
| Итого: | 11 |
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 |
Действия учителя:
Количество и процент учащихся, которые выполнят работу на «5» | 4 | 16% |
Количество и процент учащихся, которые выполнят работу на «4» | 11 | 46% |
Количество и процент учащихся, которые выполнят работу на «3» | 10 | 40% |
Количество и процент учащихся, которые не справятся с работой | Не превысит 10% |
оценивание каждого задания, выставление баллов;
суммирование баллов у каждого ученика;
суммируется количество учеников, которые полностью справились с каждым заданием;
перевод баллов в отметку.
№ | Фамилия, имя учащегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Баллы за выполнение заданий | Оценка учащегося | Прогноз. Ученик учится на (5, 4, 3, 2) |
| Антошкина Л. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 11 | 5 | 5 |
| Ахрамеев М. | 2 | 2 | 0 | 2 | 1 | 0 | 7 | 3 | 3 |
| Богданов С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 11 | 5 | 5 |
| Баранова А. | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 8 | 4 | 4 |
| Бекренева А | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 9 | 4 | 4 |
| Брагина К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 7 | 4 | 4 |
| Грищук Д. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 7 | 3 | 3 |
| Деккер К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 1 | 9 | 4 | 4 |
| Зацаринин Д. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 9 | 4 | 4 |
| Золотухина Д. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 9 | 4 | 4 |
| Ивашкова Л. | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 1 | 9 | 4 | 4 |
| Кислякова Е. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 9 | 4 | 4 |
| Крендель И. | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 4 | 2 | 3 |
| Ложкин И. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 7 | 3 | 3 |
| Лыткина У. | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 6 | 3 | 3 |
| Маркин В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 11 | 5 | 5 |
| Махрова К. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 9 | 4 | 4 |
| Миркина Д. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 | 4 |
| Неустроев И. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 11 | 5 | 5 |
| Одинцов А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 8 | 4 | 3 |
| Ремпель И. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 6 | 3 | 3 |
| Родионов С. | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 6 | 3 | 3 |
| Скобельцин Р. | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 6 | 3 | 3 |
24 | Турчин Р. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 9 | 4 | 4 |
25 | Фарзалиев Э. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 7 | 3 | 3 |
| Всего учеников, | 22 | 20 | 16 | 11 | 17 | 12 | | | |
справившихся полностью с заданием: | | | |
| | | | | | | | | | | | |
Сравнительный анализ по классу:
Класс | В классе | Выполняли работу | «5» | % | «4» | % | «3» | % | «2» | % | АУ% | КУ% | Подтвердили кол-% | Повысили кол-% | Понизили кол-% |
7 | 25 | 25 | 4 | 16 | 12 | 48 | 8 | 32 | 1 | 4 | 96 | 64 | 23 92% | 1 4% | 1 4% |
Действия учителя:
подсчет по формуле количество учеников, получивших отметку «5» умножает на 100 и делит на общее количество учеников, выполнявших работу;
подсчет по формуле количество учеников, получивших отметку «4» умножает на 100 и делит на общее количество учеников, выполнявших работу;
подсчет по формуле количество учеников, получивших отметку «3» умножает на 100 и делит на общее количество учеников, выполнявших работу;
подсчет по формуле количество учеников, получивших отметку «2» умножает на 100 и делит на общее количество учеников, выполнявших работу;
сравнивает прогнозируемые результаты с фактическими, определяет, сколько учеников подтвердили, повысили, понизили свои результаты, высчитывает проценты.
делает выводы.
Выводы по итогам контрольной работы
Примечание: жирным курсивом выделяются выводы по анализу данной контрольной.
Показатели | Характеристика |
Результативность | Высокая 70%-100% |
Достаточная (60-69%) – в данном классе КУ - 64% |
Низкая 59% и ниже |
Оценки выставлены | Объективно, (если фактические и прогнозируемые результаты равны или отклонение не превышают 10%) так как разница между фактическими и прогнозируемыми результатами – 8%; |
Необъективно если разница между ними - более 10% |
Сильные учащиеся | Справились с работой все учащиеся, занимающие на «4» и «5», не справились с работой, если более чем на 10% |
Прогнозируемый показатель результативности | Реализован, так как разница составила 8% |
Не реализован, если разница в сторону уменьшения 10% |
Работа со слабыми учащимися | Проведена на должном уровне, если АУ=100% |
Не достаточно проведена работа со слабыми учащимися, так как АУ - 96% |
Показатель не успешности | Снижен, если прогнозируемый показатель не успешности больше фактического показателя |
Не снижен, если они равны. |
Типичные ошибки | (Определяется по большему количеству невыполненных заданий) Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Решать задач с помощью уравнений. Решать задачи с пропорциональными величинами, процентами |
Уровень преподавания | Оптимальный, (если разница между ожидаемыми и полученными показателями от 0% до 10%), так как разница между ожидаемыми и полученными результатами 8% |
Критический, если разница между ожидаемыми и полученными показателями больше 10% |
Работа по результатам контрольной работы | Провести работу над ошибками. Продолжать учить решать задачи. Провести индивидуальную работу со слабыми учениками, используя эффективные методы работы. |
| |
Эту форму анализа проверочных работ используют учителя различных предметов.
Если у учителя несколько классов, он выполняет такой анализ проверочных работ у каждого класса и сводит в таблицу:
Сравнительный анализ по классам:
Класс | В классе | Выполняли работу | «5» | % | «4» | % | «3» | % | «2» | % | АУ% | КУ% | Подтвердили кол-% | Повысили кол-% | Понизили кол-% |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Весь анализ проверочных работ отдает руководителю методического объединения, в данном случае МО учителей математического цикла, тот анализирует анализы проверочных работ учителей по всем классам основной и средней школы. После обсуждаются результаты на МО (смотрите выше).
Представим «идеальный» вариант использования в школе анализа и интерпретации результатов проверочных работ по различным предметам.
Прогнозируемые показатели:
• ИРО – индекс ожидаемой результативности;
• ИКО – индекс качества обученности;
• ИНО – индекс не успешности;
• ИСО – индекс степени обученности;
Фактические показатели:
• РЕЗ – результативность, объем выполненных заданий;
• ОЦ – оценочный показатель; объективность оценки результатов обучения;
• КО – показатель качества обученности;
• СО – показатель степени обученности свидетельствует о полученном показателе успеваемости;
• УР – показатель уровня реализации ожидаемой результативности учащихся;
• НО – показатель не успешности. свидетельствует об уменьшении или увеличении элементов содержания, не освоенных учащимися, в сравнении с прогнозируемыми
Математическая модель качества образования представлена следующей схемой:
РЕЗ ИРО.
ОЦ = РЕЗ.
КО ИКО.
СО = 100%.
УР 0%.
НО
Расчет показателей:
ИРО= (сумма баллов*100%)/(«5»*общее кол-во учащихся)
ИКО=(кол-во уч с инд баллом 4, 4.5, 5*100%)/общее кол-во уч-ся
ИСО = (кол-во уч-ся без «2»*100%)/общее кол-во уч-ся
ИНО=100%- ИРО
РЕЗ=(Ф*100%)/Д, где
ОЦ= (сумма оценок*100%)/(«5»*количество учащихся)
КО=(кол-во уч-ся, получивших «4» и «5»*100%)/(общее количество учащихся)
УР=РЕЗ-ИРО - определение уровня реализации учебных возможностей
СО= (количество учащихся без «2»*100%)/(общее количество учащихся) - количественный показатель степени обученности
100%-СО - количественный показатель работы со слабыми учащимися
НО= 10%-РЕЗ -показатель не успешности
Сравнение показателей и выводы
Показатели | Характеристика |
Результативность | Высокая 70%-100% |
Достаточная 60-69% |
Низкая 59% и ниже |
Оценки выставлены | Объективно, если РЕЗ=ОЦ или отклонение не превышает 10%; |
Необъективно если разница между РЕЗ и ОЦ более 10% |
Сильные учащиеся | Справились с работой, если КО=ИКО, не справились с работой если КО |
Прогнозируемый показатель результативности | Реализован полностью, если РЕЗ=ИРО, |
Не реализован, если разница в сторону уменьшения 10% |
Работа со слабыми учащимися | Проведена на должном уровне, если СО=100% |
Не проведена если СО |
Показатель не успешности | Снижен, если НО |
Не снижен, если НО=ИНО |
Типичные ошибки | Определяется по большему количеству невыполненных заданий |
Уровень преподавания | Оптимальный, если разница между ожидаемыми и полученными показателями (УР) от 0% до 9% |
Критический, если разница между ожидаемыми и полученными показателями УР10% |
Пример:
Прогнозируемые показатели | Полученные показатели | выводы |
ИРО=77% | РЕЗ=79% ОЦ=79% | Образовательный процесс проходит эффективно, результативность высокая, оценки выставлены объективно |
ИКО=56% | КО=67% УР=100% | Сильные учащиеся справились с работой, показатель результативности реализован |
ИСО=100% | СО=100% | Работа со слабоуспевающими проведена |
ИНО=23% | НО=21% | Показатель не успешности снижен |
Обработка результатов в программе Excel
класс | предмет | учитель | Период | Всего учащихся | всего заданий | выполнено заданий | на «4» и «5» | на «2» | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | Сумма оценок |
7в | мат | | вход | 17 | 85 | 39 | 4 | 10 | 1 | 1 | 4 | 2 | 6 | 0 | 0 | 45 |
7а | мат | | вход | 24 | 120 | 53 | 7 | 9 | 2 | 3 | 6 | 5 | 5 | 3 | 4 | 72 |
8а | мат | | вход | 24 | 192 | 35 | 3 | 17 | 0 | 0 | 1 | 1 | 13 | 0 | 13 | 46 |
ИРО | ИКО | ИСО | ИНО | ОЦ | КО | УР | СО | НО | РЕЗ | Результативность | Оценки выставлены | Сильные учащиеся | Показатель прогнозируемой результативности | работа со слабыми | показатель неуспешности | уровень преподавания |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
ВЫВОДЫ:
Анализ контрольной работы по ___________________ класса _____
За ________ _______ 201_-201_ учебного года. Учитель ______________
№ | Фамилия, имя учащегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Баллы за выполнение заданий | Оценка учащегося | Прогноз. Ученик учится на (5, 4, 3, 2) | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
24 | | | | | | | | | | | | |
25 | | | | | | | | | | | | |
| Итого: | | | | | | | | | | | |
| | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| Данные прогноза | | Результаты работы | | |
| Количество обучающихся на «5» | | Всего заданий в работе | | |
| Количество обучающихся на «4.5» | | Всего учащихся выполняло работу | | |
| Количество обучающихся на «4» | | Выполнено заданий | | |
| Количество обучающихся на «3.5» | | Сумма оценок учащихся | | |
| Количество обучающихся на «3» | | Кол-во "4" и "5" | | |
| Количество обучающихся на «2.5» | | Кол-во "2" | | |
| Количество обучающихся на «2» | | | | |
| Показатели анализа контрольной работы |
| Результативность | Высокая, средняя, низкая |
| Оценки выставлены | Объективно, необъективно |
| Сильные учащиеся | Справились, не справились |
| Показатель прогнозируемой результативности | Реализован, не реализован |
| Работа со слабыми учащимися | Проведена на должном уровне, не проведена |
| Показатель не успешности | Снижен, не снижен |
Оцените препятствия и ограничения для реализации идеального варианта в вашей школе, предложите варианты их преодоления.
Препятствие/ограничение | Способ преодоления |
| |
| |
| |
| |