Просмотр содержимого документа
«Площадь. Единицы площади.»
Урок математики в 3-м классе
Учитель начальных классов: Минаева Галина Владимировна
Место работы: МАОУ «Кожевниковская СОШ №2»
Тема: "Площадь. Единицы площади."
Тип урока: Новая тема.
Цели урока:
1. Дать представление о площади фигур, познакомить с различными способами сравнения фигур: “на глаз”, путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей.
2. Закрепить знания свойств геометрических фигур.
3. Закрепить знание изученных таблиц умножения и соответствующих случаев деления.
4. Закреплять умение решать задачи
5. Развивать логическое мышление и пространственное воображение.
6. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся сравнивать площади фигур способом наложения; решать задачи изученных видов; пользоваться таблицей умножения и деления; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Личностные результаты: Имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; используют приобретенные навыки учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; знают, как важны в учебной деятельности мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность, личная ответственность.
Универсальные учебные действия (метапредметные): Способны понимать учебную задачу урока, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, работать с учебником; регулятивные: могут контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог.
Оборудование. Для учащихся: учебник математики для 3 класса Моро, рабочая тетрадь, линейка, простой карандаш, цветные карандаши, геометрические фигуры: квадрат, 2 треугольника, трапеция, 2 круга, прямоугольник.
Для учителя: образец написания цифр, геометрические фигуры : квадрат, 2 треугольника, трапеция, 2 круга, прямоугольник.
Планируемые результаты: учащиеся научатся вычислять площадь прямоугольника ; решать задачи изученных видов; пользоваться таблицей умножения и деления; осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности; слушать других и принимать иную точку зрения.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Учитель приветствует детей, мотивирует на учебную деятельность. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Учащиеся настраиваются на урок. |
2. Актуализация зна- ний. | Слайд №2 II. Устный счёт и чистописание. а) - Каждое из чисел уменьши на 40. 72, 56, 48, 64 - Каждое из чисел уменьши в 4 раза 12, 20, 28, 36 Слайд №3 б) - Найди в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения. 6 ,18, 1,12, 36 24, 30, 16, 5, 28 49, 7, 25, 56, 21 Докажите, что оставшиеся числа являются результатом табличного умножения. - Какое число получилось? ( 157) - Запишите в тетрадь число 157 всю строчку. Обратите внимание на образцы написания цифр. Слайд №4 «Расшифруй слово». 80 – (20: 4) х 7 (А) 16 : (16 : 2) (П) 6 х 6 – 25 : 5 (Ь) 27 : (12 : 4) (О) 15 : 3 х 6 (Л) 24 : 3 х 5 (Щ) 6 х 2 – 8 (Д) | В результате решения выражений получается слово «Площадь». Словарная работа. - Назовите орфограммы в слове “ Площадь”. - Гласная после шипящих: сочетание ча-ща пиши с буквой а; - Смягчающий мягкий знак, смягчает предшествующий согласный звук. - Парная согласная | Выполняют каждое задание. Записывают число в тетрадь (минутка красивого письма) Расшифровывают слово. Вспоминают, какие орфограммы встретились в слове площадь. - Гласная после шипящих: сочетание ча-ща пиши с буквой а; - Смягчающий мягкий знак, смягчает предшествующий согласный звук. - Парная согласная |
3. Изучение нового материала. | - Тема нашего урока: Площадь. Единицы площади. - Сегодня мы выясним, что такое площадь фигуры и как можно сравнить площади фигур. -Где вы встречали это слово? На доске правило, что такое площадь. Слайд №5 Площадь-это место, которое занимает фигура на плоскости. | Работа с геометрическим материалом.(работа в парах) г) -Укажите, какой фигуре соответствует каждый из указанных признаков: фигура имеет прямые углы и равные 4 стороны; (квадрат) фигура имеет три угла; (треугольник) фигура состоит из 4 отрезков; (четырёхугольник) у фигуры все углы прямые; (прямоугольник) -Дайте общее название фигурам – (геометрические). Слайд №6 а) -Возьмите синий четырёхугольник и зелёный треугольник. Покажите, какая фигура больше. -Как сравнивали? (Видно “ на глаз”.) -Про такие фигуры говорят, что площадь синего квадрата больше площади зеленого треугольника. Слайд №7 -Как ещё можно сравнить площади этих фигур? (Можно наложить одну на другую.) -Наложите и сравните площади квадрат и круга. Площадь квадрата больше площади круга. Слайд №8 б)- Возьмите жёлтый и красный круги. Сравните площади и покажите круг, площадь которого меньше. Площади кругов равны, так как при наложении круги полностью совпали. Что же такое площадь фигуры? Если правильного ответа не будет, учитель сообщает: Как мы сравнивали площади фигур? | Рассказывают , где это слово встречалось у них в жизни.(Красная площадь, площадь квартиры и т.д.) Читают правило. Отвечают на вопросы -Прямоугольник -Треугольник Четырёхугольник Прямоугольник. Дают общее название . У каждого обучающегося на партах лежит раздаточный материал (геометрические фигуры) Сравнивают фигуры на глаз. Сравнивают фигуры методом наложения. Сравнивают . Высказывают свои предположения, опираясь на правило. -“На глаз” и наложением друг на друга. |
3. Изучение нового материала. | Продолжение работы с геометрическим материалом. Единицы площади. Слайд №9 а) Возьмите две такие фигуры. Как удобнее сравнивать площади “на глаз” или наложением? “На глаз” или наложением сравнить площади нельзя, фигуры разные по форме и ни одна полностью не вмещается в другую. -Как же сравнить площади этих фигур? Слайд №10 -Разделим фигуры на одинаковые квадраты. Теперь можно сравнить площади этих фигур? -Как вы это сделали? 7 и 8 Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток. | Дети пытаются сравнить площади фигур “на глаз” и наложением. Делают выводы: “На глаз” или наложением сравнить площади нельзя, фигуры разные по форме и ни одна полностью не вмещается в другую. -Да. Подсчитывают квадраты. |
4.Физкультминутка. | Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой. Повернись направо к другу. Правую дай руку другу. | Выполняют небольшую разминку, при этом вспоминают понятия: «вверх», «вниз», «вправо», «влево». |
5. Работа над пройденным материалом. Закрепление. | 1) учебник с.57 № 1 (устно). На рисунке изображены фигуры, которые при наложении не совпадут. Докажите, что их площади равны. 2)- У каждого на парте лежит квадрат. На обратной стороне пример. Ваша задача решить пример и соотнести результат с числом, находящимся также в квадрате на доске , закрыв его своим квадратом. В результате на доске получаются 2 фигуры разбитые на клетки. -Найдите площадь каждой фигуры, подсчётом клеток. Запишите полученные результаты в тетрадь.Предположим, что каждая клетка это 1 кв.см. Найдите площадь каждой фигуры. Площадь 1 фигуры 6 кв.см. Площадь 2 фигуры 18 кв.см. -Составьте 2 задачи. Одна решается на вычитание , другая на деление. 1)18 – 6 = 12 (кв.см.) 2)18 : 6 = 3 (раза) К доске выходят 2 человека и записывают решение с последующей проверкой. Г рафический диктант. 2 клетки вправо, 1клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх. Результат -Разделите данную фигуру на три одинаковые по площади, и раскрась разными карандашами. -Разделите данную фигуру на три одинаковые по площади, Слайд № 12,13 Варианты результата и раскрась разными карандашами. Слайд № 12,13 Варианты результата | Доказывают, что эти фигуры равны путём подсчёта квадратов. Каждый обучающийся выходит к доске и закрывает квадратом ответ на доске. Находят площадь каждой фигуры и результаты записывают в тетрадь. (Считают клетки.) Составляют задачи и решение записывают в тетради. Дети делают графический диктант и выполняют задание. |
| и раскрась разными карандашами. Слайд № 12,13 Варианты результатов. | |
5. Итог урока. Рефлексия. | Лист оценки деятельности на уроке | | У меня всё получилось | Я не всё понял | Мне нужно ещё время, чтобы запомнить | Работа в паре | | | | Работа в тетради | | | | Самостоятель- ная работа | | | | Оценка за работу на уроке | | | | - Дома выполните № 4,5 на стр. 57 - Спасибо за урок! | На вопрос учителя из первого столбика таблицы обучающиеся поднимают кружок оценки своей деятельности на уроке. Записывают домашнюю работу. |