МАОУ «Гимназия №14»
«Рассмотрено» Руководитель МО __________/_Батуева ЖД_/ ФИО Протокол № ___ от «__» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МАОУ «Гимназия№14» _________/_Пермякова ВФ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждено» Руководитель МАОУ «Гимназия№14» _____________/ ГЛ Иевская / ФИО Приказ № __ от «__»____20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Орловой Татьяны Владимировны, высшая категория
Основные вопросы математики в ЕГЭ
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка
Данный курс представляет интерес для самого широкого круга учащихся старшеклассников.
В качестве программы данного курса, цель которого – подготовка учащихся к ЕГЭ, использован перечень вопросов содержания (кодификатор) школьного курса математики, усвоение которых проверялось при сдаче единого государственного экзамена по математике в предыдущие годы. Программа составлена таким образом, что она удовлетворяет потребностям учащихся с базовой и профильной подготовкой. Различие в уровнях достигается благодаря только выбору заданий. Для базового уровня берутся задания базовой части по данной теме, а для профильного уровня выбираются задания выше базового и высокого уровня. Одной из особенностей курса является пропедевтика основных ошибок, которые были допущены в предыдущие годы выпускниками при решении заданий ЕГЭ.
Данный курс по подготовке к Единому Государственному Экзамену основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Повторение реализуется в виде обзора теоретических вопросов по теме и решение задач. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями, вошедшими в ЕГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечню контролируемых вопросов. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ЕГЭ. Особая установка курса: целенаправленная подготовка учащихся к единому государственному экзамену
Целью предлагаемой программы является не только подготовка к ЕГЭ и вступительному экзамену по математике, но и обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала, но даже если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.
Курс "Основные вопросы математики в ЕГЭ" рассчитан на 34 часов для учащихся 11 классов. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ. При проверке результатов может быть использован компьютер.
Цели курса:
На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 11 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики.
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
Выявление и развитие их математических способностей.
Подготовка к обучению в ВУЗе.
Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.
Формы контроля.
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
Тематический контроль: тест.
Итоговый контроль: итоговый тест.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для учащихся.
Содержание курса.
Блок 1. Задачи с практическим содержанием. Задачи с экономическим содержанием.(8 ч).
Целые числа, дроби, проценты, рациональные числа.
Арифметические операции; решение содержательных задач;
Табличное и графическое представление данных.
Составление математической модели.
Блок 2. Выражения и преобразования (8 ч).
Степени и корни.
Тригонометрические выражения.
Логарифмические и показательные выражения.
Блок 3. Функциональные линии (5ч).
Область определения функции.
Множество значений функции.
Производная функция. Геометрический и физический смысл производной.
Наибольшее и наименьшее значение функции. Монотонность функции, экстремумы.
Блок 4. Уравнения и неравенства. (8ч).
Тригонометрические уравнения.
Показательные уравнения.
Логарифмические уравнения.
Иррациональные уравнения.
Комбинированные уравнения.
Логарифмические и показательные неравенства.
Решение задач. Составление уравнения и неравенства по условию задачи.
Блок 5. Геометрия (5ч).
Решение планиметрических задач по темам: “Треугольник”, “Параллелограмм. Квадрат”, “Трапеция”, “Окружность”, “Метод координат”. “Площади”.
Решение стереометрических задач по темам: “Пирамида”, “Призма и параллелепипед”, “Конус и цилиндр”, “Комбинация тел”, “Объемы”, “Площадь поверхности”.
Требование математической подготовки учащихся.
Блок 1. Задачи с практическим содержанием. Задачи с экономическим содержанием.
Цели: обобщить и систематизировать математические знания, применяемые в практической ситуации.(в магазине, на вокзалах, в банках, при вызове такси, и во время ремонта квартиры)
Учащиеся должны знать:
методы преобразования числовых выражений;
проценты;
табличное и графическое представление данных;
сравнение чисел;
основные методы решения уравнений;
основные методы решения неравенств.
Учащиеся должны уметь:
применять методы преобразования числовых выражений на практике;
решать текстовые задачи;
интерпретировать график функции, диаграммы;
описывать с помощью функций различные реальные зависимости;
решать прикладные задачи.
Блок 2. Выражения и преобразования.
Цели: обобщить и систематизировать методы преобразования числовых выражений.
Учащиеся должны знать:
методы преобразования числовых выражений, содержащих корни, степень, логарифмы;
способы преобразования тригонометрических и показательных выражений.
Учащиеся должны уметь:
применять методы преобразования числовых выражений, содержащих корни, степень, логарифмы на практике;
применять способы преобразования тригонометрических и показательных выражений на практике.
Блок 3. Функциональные линии.
Цели:
научить навыками “чтения” графиков функции,
научить методам исследования функции по заданной ее формуле, по графику ее производной.
Учащиеся должны знать:
свойства функции;
алгоритм исследования функции;
геометрический и физический смысл производной;
уравнение касательной;
функциональные методы решения уравнений и неравенств
Учащиеся должны уметь:
находить область определения функции, множество значений функции;
определять значение функции;
исследовать функции на экстремум;
находить производную функции;
находить наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы функции;
использовать функциональный подход в решении нестандартных уравнений и неравенств.
Блок 4. Уравнения и неравенства. Системы уравнений.
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся в решении уравнений, систем уравнений и неравенств.
Учащиеся должны знать:
основные методы решения уравнений,
основные методы решения неравенств,
методы решения систем уравнений,
нестандартные приемы решения уравнений и неравенств
способы преобразования тригонометрических и показательных выражений.
методы преобразования числовых выражений, содержащих корни, степень, логарифмы;
Учащиеся должны уметь:
применять методы решения уравнений на практике,
применять методы решения систем уравнений на практике,
использовать свойства монотонности функции при решения логарифмических и показательных неравенств.
Блок 5. Геометрия.
Цели:
обобщить и систематизировать основные темы курса планиметрии и стереометрии;
отработать навыки решения планиметрических и стереометрических задач.
Учащиеся должны знать:
свойства геометрических фигур (аксиомы, определения, теоремы),
формулы для вычисления геометрических величин.
Учащиеся должны уметь:
применять свойства геометрических фигур для обоснования вычислений,
применять формулы для вычисления геометрических величин,
записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе |
Лекция | Практ. работа |
1. | Выражения и преобразования. | 8 | 2 | 6 |
2. | Уравнения и неравенства, системы уравнений. | 6 | 1 | 5 |
3. | Задачи с практическим содержанием | 8 | 2 | 6 |
4. | Функции. | 7 | 2 | 5 |
5. | Планиметрия. Стереометрия. | 5 | 1 | 4 |
| Всего: | 34 | 8 | 26 |
Планируемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Литература:
Математика. Подготовка к ЕГЭ – 2018. Вступительные испытания. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион, 2017.
Алгебра и начала анализа: учеб. Для 10 кл. общеобразоват.учреждений: базовый и профил. уровни (С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин). – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Алгебра и начала анализа: учеб. Для 11 кл. общеобразоват.учреждений: базовый и профил. уровни (С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин). – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Математика. ЕГЭ – 2018. Тематические тесты. Часть I (А 1 – А10, В 1 – 3). Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2018.
Математика. ЕГЭ – 2018. Тематические тесты. Часть II (В 4 – 11, С 1, С 2). Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2018.
ЕГЭ:3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В /под редакцией А.Л.Семенова, И.В. Ященко.- М.: Издательство «Экзамен», 2017.