СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к написанию сочинения по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"»

8 класс.  

Развитие речи.  Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману  А.С. Пушкина  «Капитанская дочка».

Цели урока:

Образовательные:

- обобщить изученный материал по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;

- повторить технологию написания сочинения, алгоритм составления плана.

Развивающие:

- учить размышлять, высказывать своё мнение, изъясняться точно, ясно, выразительно;

- совершенствовать навыки работы с текстом произведения, доказывая свои убеждения цитатами из текста;

Воспитательные:

- воспитание чувства долга, патриотизма, чести, морали (нравственности).

Межпредметные связи: русский язык, история, изобразительное искусство.

Тип урока:  урок развития речи.

Методы и приёмы: словесный, частично-поисковый, аналитический.

Оборудование:  иллюстрации учащихся, учебник, карточки, ТСО.

Ход урока.

I. Организационный момент.  

П. Актуализация знаний.    

  1.      СЛАЙД  №1.

  1. Слово учителя. Ребята, мы закончили изучение романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». На протяжении нескольких уроков мы анализировали текст, работали над характеристикой героев, составляли план характеристики, делились своими мыслями и впечатлениями, которые записывали в «тетрадь-копилочку». Сейчас  я  предлагаю  поделиться  своими  впечатлениями, которые сложились у вас уже после изучения романа «Капитанская дочка».

2. Проверка домашнего задания.  

ШМотивация учебной деятельности. 

Учитель. Ребята, какие слова являются ключевыми в романе?

(Долг,   Совесть,   Честь,   Благородство,   Любовь,   Доброта, Верность.)

А теперь посмотрите, какое определение нам даёт толковый словарь Ожегова.    

СЛАЙД №2             

IV. Объявление темы урока. Определение целей и задач урока.

Учитель. Что является одним из завершающих этапов работы над произведением?    (Сочинение)

Итак, тема нашего урока «Подготовка  к  написанию домашнего сочинения по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».   

- Ребята, что мы должны знать при подготовке к написанию сочинения?

( Ответы детей)

- Что должны уметь?

( Ответы детей)

- Чему на этом уроке мы должны научиться?

( Ответы детей)

Учитель: Итак, перед нами цели: вспомнить содержание изученного произведения, структуру написания сочинения, какой бывает план. Уметь размышлять, высказывать своё мнение, работать с текстом и доказывать свои убеждения,  научиться писать сочинение.

V.  Работа над темой урока.  

1.Учитель. Давайте ещё раз вспомним, что такое сочинение и какие требования предъявляются к его написанию. Обратите внимание на доску.    СЛАЙД №3   

- Какие  бывают сочинения по типу речи?  (Ответы детей)

СЛАЙД №4  

- Какой основной тип речи мы должны избрать с вами при написании сочинения на литературную тему?  (Ответы детей)

Мы будем писать сочинение-рассуждение.

- Вспомните, как пишется сочинение-рассуждение? (Ответы детей)

СЛАЙД №5  

Учитель. Сколько должно быть абзацев в сочинении-рассуждении?

- А может быть больше?

- В какой части сочинения мы можем вставить дополнительные абзацы?  (Ответы детей)  

2. Словарная работа  

СЛАЙД №6  

Учитель. Для связи тезиса и доказательств можно использовать глаголы: докажем, найдём, подтвердим.

Вводные слова: следовательно, а именно, во-первых, во-вторых, так как,  значит, итак.  

- Как мы выделяем на письме вводные слова?

- Как пишутся наречия с приставками в, во?

3. Групповая работа.

Составление «Проспекта» работы над сочинением.

4. Эвристическая беседа.

Учитель. Попробуйте сами сформулировать возможные темы сочинений по данному произведению. (Ответы детей)

А теперь посмотрите на доску.  Здесь  выведены  темы, которые не очень отличаются от сформулированных вами тем. 

СЛАЙД №7          

Темы сочинений.

  1. «Береги честь смолоду». (Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина).

  2. «Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  3. Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

  4. «Образ Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Учитель. В качестве примера, мы будем работать сегодня над темой №4. «Образ Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Ребята, как вы думаете, почему именно эту тему я предлагаю вам для примера? (Ответы детей) 

Итак, внимательно прочитали тему сочинения.  

Давайте вспомним, что такое образ? (Ответы детей)

СЛАЙД № 8 .

5. Работа над темой сочинения.  

Учитель. Вы  в «Проспектах» указали  то, что нужно определить основную мысль сочинения.  

- Какова основная мысль сочинения?    (Ответы детей)

6. Составление плана сочинения.

Учитель. Вспомним, какой бывает план?

а)  С чего начинается любое сочинение?  (Вступления)

 Давайте подумаем, что мы можем написать во вступлении? (Ответы детей)

б)  Работа над основной частью.

Учитель. С чего начинается знакомство читателя с образом главного героя?

(Ответы детей, запись в карточках)

- Куда попадает на службу Петр Гринев?  (Чтение эпизода из текста)

- Расскажите историю отношений  Гринева и Швабрина. (Эпизоды из текста)

- Кто ещё из героев романа сыграл роль в становлении характера Петра Гринева?  (Ответы детей и запись пункта плана в карточках)

- Кто стал самым дорогим, верным, преданным для Гринева в Белогорской крепости?

 в) Работа над заключением.

Учитель. В заключении вы должны сделать вывод, подвести итог, высказать свою точку зрения по отношению к герою.   Ответить на вопрос: чему может научиться у Гринёва читатель? (Ответы детей и запись пункта плана в карточках)

У. Подведение итогов урока.

Учитель. Мы всегда  обращали внимание на понимание темы сочинения, на формулировку основной мысли, на составление плана. Есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над сочинением-рассуждением – выбор точных, емких, выражений, их наиболее целесообразная расстановка. Работая над сочинением, вы должны помнить о точности и выразительности вашей речи.

Рефлексия

Какова была тема нашего урока?

Что нам необходимо было сделать?

Мы справились с целями и задачами, которые были поставлены?

А зачем нам нужен план?

Что было самым трудным при составлении плана?

Над чем вам необходимо поработать, чтобы написать сочинение?

Домашнее задание: Написать сочинение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!