8 класс.
Развитие речи. Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить изученный материал по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;
- повторить технологию написания сочинения, алгоритм составления плана.
Развивающие:
- учить размышлять, высказывать своё мнение, изъясняться точно, ясно, выразительно;
- совершенствовать навыки работы с текстом произведения, доказывая свои убеждения цитатами из текста;
Воспитательные:
- воспитание чувства долга, патриотизма, чести, морали (нравственности).
Межпредметные связи: русский язык, история, изобразительное искусство.
Тип урока: урок развития речи.
Методы и приёмы: словесный, частично-поисковый, аналитический.
Оборудование: иллюстрации учащихся, учебник, карточки, ТСО.
Ход урока.
I. Организационный момент.
П. Актуализация знаний.
СЛАЙД №1.
Слово учителя. Ребята, мы закончили изучение романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». На протяжении нескольких уроков мы анализировали текст, работали над характеристикой героев, составляли план характеристики, делились своими мыслями и впечатлениями, которые записывали в «тетрадь-копилочку». Сейчас я предлагаю поделиться своими впечатлениями, которые сложились у вас уже после изучения романа «Капитанская дочка».
2. Проверка домашнего задания.
Ш. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Ребята, какие слова являются ключевыми в романе?
(Долг, Совесть, Честь, Благородство, Любовь, Доброта, Верность.)
А теперь посмотрите, какое определение нам даёт толковый словарь Ожегова.
СЛАЙД №2
IV. Объявление темы урока. Определение целей и задач урока.
Учитель. Что является одним из завершающих этапов работы над произведением? (Сочинение)
Итак, тема нашего урока «Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
- Ребята, что мы должны знать при подготовке к написанию сочинения?
( Ответы детей)
- Что должны уметь?
( Ответы детей)
- Чему на этом уроке мы должны научиться?
( Ответы детей)
Учитель: Итак, перед нами цели: вспомнить содержание изученного произведения, структуру написания сочинения, какой бывает план. Уметь размышлять, высказывать своё мнение, работать с текстом и доказывать свои убеждения, научиться писать сочинение.
V. Работа над темой урока.
1.Учитель. Давайте ещё раз вспомним, что такое сочинение и какие требования предъявляются к его написанию. Обратите внимание на доску. СЛАЙД №3
- Какие бывают сочинения по типу речи? (Ответы детей)
СЛАЙД №4
- Какой основной тип речи мы должны избрать с вами при написании сочинения на литературную тему? (Ответы детей)
Мы будем писать сочинение-рассуждение.
- Вспомните, как пишется сочинение-рассуждение? (Ответы детей)
СЛАЙД №5
Учитель. Сколько должно быть абзацев в сочинении-рассуждении?
- А может быть больше?
- В какой части сочинения мы можем вставить дополнительные абзацы? (Ответы детей)
2. Словарная работа
СЛАЙД №6
Учитель. Для связи тезиса и доказательств можно использовать глаголы: докажем, найдём, подтвердим.
Вводные слова: следовательно, а именно, во-первых, во-вторых, так как, значит, итак.
- Как мы выделяем на письме вводные слова?
- Как пишутся наречия с приставками в, во?
3. Групповая работа.
Составление «Проспекта» работы над сочинением.
4. Эвристическая беседа.
Учитель. Попробуйте сами сформулировать возможные темы сочинений по данному произведению. (Ответы детей)
А теперь посмотрите на доску. Здесь выведены темы, которые не очень отличаются от сформулированных вами тем.
СЛАЙД №7
Темы сочинений.
«Береги честь смолоду». (Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина).
«Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Образ Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Учитель. В качестве примера, мы будем работать сегодня над темой №4. «Образ Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Ребята, как вы думаете, почему именно эту тему я предлагаю вам для примера? (Ответы детей)
Итак, внимательно прочитали тему сочинения.
Давайте вспомним, что такое образ? (Ответы детей)
СЛАЙД № 8 .
5. Работа над темой сочинения.
Учитель. Вы в «Проспектах» указали то, что нужно определить основную мысль сочинения.
- Какова основная мысль сочинения? (Ответы детей)
6. Составление плана сочинения.
Учитель. Вспомним, какой бывает план?
а) С чего начинается любое сочинение? (Вступления)
Давайте подумаем, что мы можем написать во вступлении? (Ответы детей)
б) Работа над основной частью.
Учитель. С чего начинается знакомство читателя с образом главного героя?
(Ответы детей, запись в карточках)
- Куда попадает на службу Петр Гринев? (Чтение эпизода из текста)
- Расскажите историю отношений Гринева и Швабрина. (Эпизоды из текста)
- Кто ещё из героев романа сыграл роль в становлении характера Петра Гринева? (Ответы детей и запись пункта плана в карточках)
- Кто стал самым дорогим, верным, преданным для Гринева в Белогорской крепости?
в) Работа над заключением.
Учитель. В заключении вы должны сделать вывод, подвести итог, высказать свою точку зрения по отношению к герою. Ответить на вопрос: чему может научиться у Гринёва читатель? (Ответы детей и запись пункта плана в карточках)
У. Подведение итогов урока.
Учитель. Мы всегда обращали внимание на понимание темы сочинения, на формулировку основной мысли, на составление плана. Есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над сочинением-рассуждением – выбор точных, емких, выражений, их наиболее целесообразная расстановка. Работая над сочинением, вы должны помнить о точности и выразительности вашей речи.
Рефлексия
Какова была тема нашего урока?
Что нам необходимо было сделать?
Мы справились с целями и задачами, которые были поставлены?
А зачем нам нужен план?
Что было самым трудным при составлении плана?
Над чем вам необходимо поработать, чтобы написать сочинение?
Домашнее задание: Написать сочинение.