СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка учителя к реализации в учебном процессе начальной школы технологии проблемного обучения средствами учебника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены научно-методические аспекты подготовки учителя к реализации в учебном процессе начальной школы технологии проблемного обучения. Показаны возможности современного школьного учебника для начальных классов в реализации технологии проблемного обучения в учебном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка учителя к реализации в учебном процессе начальной школы технологии проблемного обучения средствами учебника.»

Баранова Г. А.

Доцент, кандидат педагогических наук

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»

г. Тула, Российская Федерация


ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНИКА


Аннотация

В статье рассмотрены научно-методические аспекты подготовки учителя к реализации в учебном процессе начальной школы технологии проблемного обучения. Показаны возможности современного школьного учебника для начальных классов в реализации технологии проблемного обучения в учебном процессе.

Ключевые слова: технология проблемного обучения, методы, приемы проблемного обучения, проблемная ситуация; эмоционально-ценностный компонент начального образования; учебный материал, текст, вопросы, задания, упражнения.


Проблемное обучение предполагает организацию учебного процесса направленного на создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками; развитие мыслительных способностей.

В процессе применения технологии на практике используются проблемные методы – «... это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон»[3, 63].

Технология проблемного обучения опирается на следующие понятия: «задача», «действие», т.е. на то, что в полной мере характеризует деятельностный подход.

Выше было отмечено, что данная технология связана с моделированием и применением в учебном процессе проблемных ситуаций, заданий, задач.

Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Значение познавательной задачи состоит в том, что она вызывает у учеников стремление к самостоятельным поискам способов ее решения путем анализа условий и использовании имеющихся у учащихся знаний. Это побуждает ученика искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обусловливает начало мышления, активная мыслительная деятельность протекает в процессе постановки и решения проблем.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация – проблема – поиск способов ее решения – решение проблемы.

Полный цикл умственных операций (действий) от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

- возникновение проблемной ситуации;

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы; анализ условий, отделение известного от неизвестного;

-нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснования гипотезы; выбор плана решения (на основе уже известных способов или поиск принципиально нового подхода);

- доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы; поиск способов проверки правильности действий и результатов.

Познавательная деятельность учащихся может считаться самостоятельной лишь в том случае, если они в возникающей ситуации самостоятельно проходят все или основные этапы мыслительного процесса, которые требуют активного мыслительного поиска.

Проблемные ситуации могут быть классифицированы в рамках любого учебного предмета по направленности на приобретение нового (знания, способа действия, возможности применения знаний и умений в новых условиях, изменения отношений); по степени трудности и остроте (зависит от подготовленности учащихся); по характеру противоречий (между житейским и научным знанием). В проблемной ситуации важен сам факт ее видения учащимися, поэтому ее надо отличать от проблемных вопросов, например: почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный из металла, нет?...

В зависимости от меры участия учителя в самостоятельном поиске ученика различают несколько уровней проблемности в обучении. Для первого уровня характерно участие педагога на первых трех этапах; для второго – на первом и частично на втором; для третьего, который приближается к деятельности ученого, педагог лишь направляет исследовательский поиск.

Деятельность учителя при проблемном обучении состоит в следующем:

- нахождение (обдумывание) способа создания проблемной ситуации, перебор возможных вариантов ее решения учеником;

- руководство усмотрением проблемы учащимися;

- уточнение формулировки проблемы;

- оказание помощи учащимся в анализе условий;

- помощь в выборе плана решения;

- консультирование в процессе решения;

- помощь в нахождении способов самоконтроля;

-разбор индивидуальных ошибок или общее обсуждение решения проблемы.

Методами и приемами создания и решения проблемных ситуаций, заданий, задач также являются:

- анализ, сопоставление изучаемых явлений;

- формулирование выводов, обобщений;

- рассмотрение различных точек зрения на изучаемое явление, вопрос;

- выявление противоречия, определение способа его разрешения;

- постановка вопросов на обоснование, логику рассуждения.

Отметим, что помимо проблемных ситуаций в учебном процессе должны быть использованы проблемные задания, задачи.

«Проблемное задание (познавательная, поисковая задача) – задание, способ выполнения и результат которого учащимся заранее неизвестны, но уровень их подготовки позволяет самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ» [2, 80].

Проблемные задачи могут быть: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограничением времени решения и др.

В содержании Федерального государственного образовательного стандарта отмечается, что «…для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем» [4, 30-31].

Анализируя данный комплекс универсальных учебных действий выделим те из них, которые необходимо учитывать педагогу при реализации в учебном процессе технологии проблемного обучения. Так, например, в состав общеучебных универсальных действий должны войти:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

В комплекс универсальных учебных действий должны войти:

- «анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера» [1, 90-91].

Анализ и решение проблемных ситуаций, теоретических и практических заданий, задач проблемного содержания будут способствовать формированию у младших школьников следующего комплекса умений поисковой деятельности:

1.Учитывать и соотносить все данные в условии задачи между собой и с требованием задачи, выяснять их согласованность и противоречивость.

2. Выявлять избыточные и недостающие данные.

3. Соотносить шаги поиска решения между собой и с вопросом задачи.

4. Доказывать каждый вывод.

5.Стремиться к исчерпыванию всех возможных доказательств и определять их достаточность.

6.Стремиться к исчерпыванию всех возможных выводов в соответствии с вопросом задачи.

7.Проверять решение и его соответствие требованию задачи.

Следует отметить, что современный учитель должен знать возможности школьного учебника по реализации в учебном процессе технологии проблемного обучения.

В качестве средств учебника, направленного на реализацию данной технологии в учебном процессе начальной школы могут выступать: различные виды текстового материала, задания, задачи, упражнения. Они

должны носить проблемный характер. В таком учебном материале знания даны не в полной мере, а с некоторыми пробелами. Пробелы должны быть восполнены учащимися, решающими при чтении текстов некие проблемные задачи.

Учебные тексты задаются проблемным или частично-поисковым методами, которому отвечает текст в виде системы вопросов и заданий, ведущих к поиску вывода. Наиболее адекватная частично-поисковому методу форма текста в начальных классах представляет собой такой способ общения с учащимися, который близок к беседе, т.е. форма свободной беседы (может выступать как форма учебного текста).

Вопросы-задания к текстам, упражнения, должны быть построены таким образом, чтобы целенаправленно и эффективно формировали у школьников интерес и рациональные способы работы, чтобы ставили учащихся в необходимость повторного обращения к материалам текстов, тем самым способствуя творческому восприятию и пониманию прочитанного.

В организации учебником самостоятельной работы возможна и необходима большая изобретательность. Чем оригинальнее форма вопросов-заданий, упражнений, чем больше они ориентируют на творческую работу, на преодоление посильных трудностей, чем привлекательнее они для учащихся, тем эффективнее плоды самостоятельной работы. Поэтому самостоятельные работы должны носить продуктивный характер (т.е. быть творческими, исследовательскими, поисково-познавательными, проблемными, частично-поисковыми, когда часть творческого задания выполняется учителем или даётся в учебниках, а другая часть – учащимися).

При организации такой самостоятельной деятельности могут быть использованы вопросы-задания с неполными или избыточными данными, включающие учащихся в проблемные ситуации, в ситуации коллизий, когда они должны высказывать свои предположения, доказывать их, отстаивать собственное мнение. В этом случае проявляется многогранность психической деятельности: актуализируется не только интеллектуальная деятельность по применению знаний, но и эмоционально-волевая и мотивационная сферы.

Вопросы-задания должны систематически требовать от учащихся применения знаний не только в знакомых, но и в новых, нестандартных ситуациях, т.е. включать более и менее сложные мыслительные задачи. Обычно такие вопросы-задания начинаются словами «Как?», «Почему?», «Как вы думаете?», «Как вы догадались?», «Подумайте…», «Попробуйте объяснить вашу точку зрения».

Расположение вопросов - заданий в учебниках для начальных классов различное: перед главой, разделом, темой, текстом, внутри текста или темы, в конце текста, темы, раздела (части) учебника. Традиционными являются вопросы-задания в конце текста. Реже используются они в конце темы или раздела и совсем редко – в конце учебника, что ослабляет его функции, особенно систематизирующую и интегрирующую, осложняет итоговое повторение, снижает уровень обобщения учебного материала.

Коренным образом меняется структура учебного материала, когда вопросы-задания вводятся в начале текста, темы, раздела, так как в этом случае они становятся средствами разработки и конкретизации программы предстоящей работы, формирования установки к усвоению учебного материала, создания проблемных ситуаций, установления межпредметных связей и подготовки к работе с новым материалом для решения новых учебных задач.

Использование вопросов-заданий внутри параграфа, темы направляет обучение, ход решения учебной задачи, актуализирует известные, освоенные знания и умения для овладения новыми и активно выполняет функцию корректировки. Существенно, что вопросы-задания внутри параграфа, темы, главы способны решать и другую очень важную задачу: увязывать в ходе данной учебной работы все компоненты учебного материала (понятия, факты, деятельность) в определенное целое.


Список литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. - С.90-91.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие для вузов. - М.: Айрис – пресс, 2006. – С. 80.

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. - М.: НИИ «Школа технологий», 2005. - С.63.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – С. 30-31.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!