СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперида».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • продолжить знакомство с древнегреческими мифами;
  • по­казать активное влияние мифов на последующую культуру человечества;
  • расширить представление о Геракле и его нравственных качествах на основе мифа «Яблоки Гесперид», погрузить учащихся в атмосферу эпохи Древней Греции.

Обучающая:

  • формирования мыслительных приемов работы учащихся по мифологии Древней Греции на примере одного из подвигов Геракла;
  • совершенствования умения давать характеристику персонажу.

Развивающая:

  • развития связной речи учащихся, их творческих способностей;
  • совершенствования навыков пересказа, монологической речи, критического осмысления текста художественного произведения.

Воспитательная:

  • воспитания интереса к предмету, Древней Греции, древнегреческой мифологии, образу Геракла; воспитания чувства ответственности, организованности, коллективизма;

Просмотр содержимого документа
«Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперида».»

Дата: ________________________

Класс: _______________________


Уроки № 13-14


Тема уроков: Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперида».


Цель:

  • продолжить знакомство с древнегреческими мифами;

  • по­казать активное влияние мифов на последующую культуру человечества;

  • расширить представление о Геракле и его нравственных качествах на основе мифа «Яблоки Гесперид», погрузить учащихся в атмосферу эпохи Древней Греции.

Обучающая:

  • формирования мыслительных приемов работы учащихся по мифологии Древней Греции на примере одного из подвигов Геракла;

  • совершенствования умения давать характеристику персонажу.

Развивающая:

  • развития связной речи учащихся, их творческих способностей;

  • совершенствования навыков пересказа, монологической речи, критического осмысления текста художественного произведения.

    Воспитательная:

    • воспитания интереса к предмету, Древней Греции, древнегреческой мифологии, образу Геракла; воспитания чувства ответственности, организованности, коллективизма;

    • побуждения учащихся задуматься о нравственных качествах своего характера.


    Тип уроков: урок развития речи, формирование навыков и умений.

    Методы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

    Приемы: интригующее начало урока, инсценировка, работа с текстом, художественный пересказ, проблемные вопросы, иллюстрирование, кластер, синквейн.

    Формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая (разноуровневые группы), дифференцированная, фронтальная.

    Оборудование:

    • «Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.

    • Компьютер, мультимедийный проектор, презентация (слайды по теме урока), ; аудиозапись музыки «Сиртаки», карточки для работы в группах, яблоки, вырезанные на бумаге (на обратной стороне написаны вопросы.


    ХОД УРОКА № 13

    Эпиграф:
    Время бежит да бежит. Над землею проносятся годы.
    Слава людей увядает, но слава народов - бессмертна.
    Греческий мудрый народ воплотил себя в дивном Геракле:

    I. Организационный момент.

    (Сообщение темы. Целеполагание. Мотивация.)

    Цель: Мотивация на дальнейшее изучение материала, актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к теме.

    В древней Элладе родился герой,

    Путь его труден и сложен порой

    Но в настоящей, нелёгкой борьбе

    Он славу добыл и богам, и себе.

    • О ком идет речь в стихотворении? (О Геракле)

    • Сегодня разговор пойдет о персонаже древнегреческих мифов – Геракле. Погрузиться в атмосферу эпохи Древней Греции вам поможет презентация, иллюстрации к мифу, символ мифа — 3 яблока и мой необычный образ: я использовала в своей одежде элементы одежды древнегреческих женщин — пеплос и диадему.

    • Тема урока: Древнегреческие мифы. «Яблоки Гесперид».

    • Мы поговорим с вами о нравственных качествах Геракла.

    • В соответствии с темой поставьте задачи на сегодняшний урок. (Личная включенность учащихся в постановку учебных задач)

    • А еще вы продолжите учиться давать характеристику персонажу, это умение пригодится вам в дальнейшем. Будете дружно работать в группах, не ссориться, договариваться, распределять обязанности, выслушивать друг друга.

    • II. Проверка домашнего задания.

    • Реализация индивидуальных заданий 

    • Цель: Соотнесение новой информации с имеющимися у учащихся знаниями.

    • 1. Постановка проблемных вопросов.

    • Дома вы прочитали миф «Яблоки Гесперид».

    • Сейчас мы послушаем краткий пересказ мифа, вспомним, о ком и о чем он. (Ученик пересказывает)

    • Предлагаю вам проследить путь Геракла в сады Гесперид и ответить на вопрос:

    • Есть ли в характере Геракла качества, которые можно позаимствовать?

    • Согласны? Перед дорогой нужно подкрепиться и вспомнить все известное про Геракла.

    • На доске прикреплены изображения яблок, каждое яблоко задаст вам вопрос, на которой вы дадите ответ. (Вызванные ученики по очереди «срывают» яблоки, читают вопросы и дают ответы.)

    • 2. Вопросы:

    • 1. Что такое миф? (Предание, передающее представление древних народов о происхождении мира и различных явлениях природы.)

    • 2. Кого в Древней Греции называли героем? (Сына или потомка божества и смертного человека. Обычно герой наделялся сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия.)

    • 3. Почему Геракл – герой?

    • а) Он сын бога Зевса и земной женщины Алкмены;

    • б) Он главное действующее лицо одного из самых популярных мифов;

    • в) Он необычайно храбр — совершает двенадцать подвигов, преодолевая препятствия, непреодолимые трудности, побеждая чудовищ)

    • Да, Геракл — герой, особенно любимый и почитаемый древними греками.

    • За что? На этот вопрос предстоит вам сегодня ответить.

    • Что вы знаете о Геракле?

    • 3. Сообщения учеников о Геракле (реализация индивидуальных заданий)

    • Примерное содержание сообщений:

    • 1. Геракл происходил из славного рода Персея; он величайший герой греческих мифов и любимый национальный герой всего греческого народа; он представляет образ человека, обладающего большой физической силой, непобедимой храбростью и огромной силой воли. Исполняя самые тяжелые работы, он покорно переносил жестокие удары судьбы. Он воевал и побеждал темные силы природы, боролся с неправдой и несправедливостью. Он сын Зевса и земной женщины Алкмены, а значит, он смертный. Подобно всем смертным, он подвержен всем страстям и заблуждениям, но в его человеческой природе лежит божественный источник доброты и божественного великодушия, делающего его способным на великие подвиги. Подобно тому, как он побеждает великанов и чудовищ, побеждает он в себе все дурные инстинкты и достигает божественного бессмертия.

    • 2. О его происхождении рассказывают следующее.

    • (Ребята разыгрывают сценку. Игровой атрибут – шапочки с надписью: «Зевс», «Гера»)

    • Автор — Когда пришло время родиться Гераклу, на Олимпе был пир богов. Владыка мира Зевс возвестил всем, что среди людей родится великий герой.

    • Зевс — Он будет моим любимым сыном, я дам ему власть над всей Грецией, и другие герои будут служить ему.

    • Гера — (в сторону) не позволю сыну смертной женщины стать правителем Греции! (обращаясь к Зевсу) – поклянись, что первый, кто родится в это час, получит власть над всей Грецией, а другие будут служить ему.

    • Зевс – Клянусь, что будет так!

    • Автор – Гера своей властью задержала появление сына Алкмены, и на свет первым родился Еврисфей.

    • Гера (Зевсу) – радуйся, Зевс! Родился тот, кто будет господином Греции!

    • Зевс – Ты обманула меня, Гера! Я знаю, что ты будешь преследовать сына Алкмены, но он выдержит все испытания с честью. И пусть имя ему будет Геракл, что значит «прославленный Герой».

    • 3. Юный Геракл получил прекрасное воспитание. Амфитрион научил его управлять колесницей, Кастор (тоже сын Зевса) — стрелять из лука и носить вооружение, кентавр Хирон — борьбе и разным наукам, а Лин (сын Аполлона) — игре на лире. Но Геракл оказался не очень способным к искусствам; он трудно усваивал музыку и легче натягивал тетиву лука, нежели перебирал нежные струны лиры. Рассердившись на своего учителя, который вздумал сделать ему замечание по поводу его игры, он ударом лиры убил его. Зевс, опасаясь, чтобы он не на¬творил новых бед, послал его на гору Киферон пасти стада. Геракл убивает там огромного Киферонского льва, а шкуру его надевает на плечи в виде плаща.

    • До 18-летнего возраста Геракл занимался тем, что пас стада или охотился на диких зверей. Затем Эврисфей потребовал его к себе на службу. Геракл должен был, по назначению Зевса, совершить для него 12 подвигов, чтобы заслужить бессмертие.

    III. Изучение нового материала.

    Цель: отработка навыков работы с текстом художественного произведения.

    1. Чтение мифа по учебнику на странице 62. (Один ученик читает вслух 1 абзац)


    2. — Ну что ж, пора и нам в путь вслед за Гераклом.

    Поработайте в группах: составьте план нашего пути, используя текст мифа.

    (На столах карточки с планом текста, ребята располагают их в правильном порядке. Для более сильных ребят таблица разрезана на 10 карточек, для слабых – на 5).

    Берег моря. Нерей

    Ливия. Антей

    Египет. Царь Бусирис

    Край земли. Атлас

    Город Тиринф. Царь Эврисфей

    • Проверим правильность маршрута.


    3. — Чтобы пройти путь быстрее, каждая группа отправится по своему маршруту.

    (5 групп – 5 маршрутов)

    Выполните задание:

    1.Найдите эпизод в мифе, соответствующий вашему маршруту.

    2. Сформулируйте и запишите качества, характеризующие Геракла.

    • Договоритесь, кто делает записи, а кто отвечает. Составьте кластер.

    (Работают в группах, отыскивая информацию в тексте, составляют в тетрадях кластер)

    (20 минут)

    • Проверим, какие кластеры у вас получились. На каждом этапе своего пути Геракл преодолевал трудности, проявляя характер.

    • Какие черты характера вы отметили у него?

    (Выступают представители от каждой группы, отмечают качества характера)


    4. Обобщающая беседа.

    • Какие черты характера вы бы позаимствовали у Геракла?

    • Как вы думаете, за что древние греки любили и почитали Геракла? (Ответы учащихся)

    Вывод:

    • Качества, которые вы отметили у Геракла, сделали его великим героем. Именно эти нравственные качества ценились древними людьми, именно такими были их представления о добре и зле, о справедливости.


    IV. Подведение итогов урока.

    Цель: Целостное осмысление и обобщение полученной информации; анализ всего процесса изучения материала; выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

    • Ребята, каким вы представляете себе Геракла? (Ответы)

    • Итогом вашей работы будет составление синквейна на тему «Геракл».

    • Работайте, пока звучит греческая музыка. (Для стимулирования творческой активности, для релаксации звучит музыка «Сиртаки»). (Работают в группах)

    Проверка (Зачитывают все синквейны)


    Вот и окончен рассказ про двенадцатый подвиг Геракла.

    Подвигов много свершил он до славной кончины.

    Но невозможно певцу, богоравного славу исчерпав,

    Все до конца передать, что о нем говорили потомки.

    Время бежит да бежит. Над землею проносятся годы.

    Слава людей увядает, но слава народов — бессмертна.

    Греческий мудрый народ воплотил себя в дивном Геракле,

    И до скончания веков никогда мы о нем не забудем!



    V. Рефлексия. Оценки. Домашнее задание

    Цель: формирование рефлексивных умений, соотнесение цели с полученным результатом.

    • Ребята, вы справились с задачами, которые ставили перед собой в начале урока?

    • Что нового узнали?



    ХОД УРОКА № 14


    I. Организационный момент.


    Жеребьевка.


    Учитель предлагает ребятам подойти к столу и взять билет, на котором написано название группы: “Олимпийцы”, “Титаны”, “Пегасы”, “Нимфы”, “Кентавры”. Затем все рассаживаются по группам.


    II. Тема урока.

    Задание 1


    Учитель записывает в центре доски слово “подвиг”. Каждая группа должна растолковать это на уровне ассоциаций. (Подвиг – поступок, решение, хороший поступок, борьба, страшно, смерть, кровь, торжество, победа, награда, удовлетворение, боль, воин, Геракл, Иисус Христос и т.д.)


    Задание 2


    Социоконструкция (работа в группе). (Прочесть текстовый материал, мы ориентируем их на то, что каждый вначале читает текст самостоятельно, бегло, а затем с карандашом в руках, подчеркивая или выделяя те моменты, которые с их точки зрения являются важными. Затем ребята обмениваются мнениями внутри группы, создавая единый продукт (ответ).


    Задание для 1-й группы


    Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?

    “Он любил людей и думал, что может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня… А они, увидев это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись его очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы им легче было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

    А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…

    • Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.

    И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

    Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от свете его и там глубоко в лесу, дрожащая пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

    • Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям”

    (М. Горький, “Старуха Изергиль”)

    (“Ради конкретных людей, ради своего племени, его свободы и жизни”).


    Задание для 2-й группы


    Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?


    Булат Окуджава “Бумажный солдат”


    Один солдат на свете жил,

    Красивый и отважный,

    Но он игрушкой детской был,

    Ведь был солдат бумажный.


    Он переделать мир хотел,

    Чтоб был счастливым каждый,

    А почему? А потому,

    Что был солдат бумажный.

    А он, судьбу свою кляня,

    Не тихой жизни жаждал

    И все просил: “Огня! Огня!”,

    Забыв, что он бумажный.


    А сам на ниточке висел,

    Ведь был солдат бумажный.

    Не доверяли вы ему

    Своих секретов важных,


    В огонь? Ну что ж! Иди! Идешь?

    И он шагнул однажды.

    И там пропал он ни за грош,

    Ведь был солдат бумажный.


    (“Ради себя и всех живущих на Земле. Ведь солдатик просто не мог жить иначе, его душа требовала этого поступка. Он жил по принципу: “Если не я, то кто же?…”)


    Задание для 3-й группы


    Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?


    Юлия Друнина. Поэма “Зинка”


    С каждым днем становилось горше.

    Шли без митингов и знамен.

    В окруженье попал под Оршей

    Наш потрепанный батальон.


    Зинка нас повела в атаку,

    Мы пробились по черной ржи,

    По воронкам и буеракам

    Через смертные рубежи.


    Мы не ждали посмертной славы,

    Мы хотели со Славой жить.

    …Почему же в бинтах кровавых

    Светлокосый солдат лежит?


    Ее тело своей шинелью

    Укрывала я, зубы сжав.

    Белорусские ветры пели

    О рязанских глухих садах.


    (“Для того, чтобы вывести свой батальон из окружения, чтобы не попасть в плен, чтобы сражаться до конца”).


    Задание для 4-й группы


    Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?

    “Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на низ сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.

    – Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, что есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..

    А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!”

    (Н.Гоголь, “Тарас Бульба”)


    (“Ради братьев своих казаков, ради православной веры”).


    Задание для 5-й группы


    Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?

    “После первого подвига Эврисфей послал Геракла убить лернейскую гидру. Это было чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Как и немейский лев, гидра была порождена Тифоном и Ехидной. Жила гидра в болоте около города Лерна и, выползая из своего логовища, уничтожала целые стада и опустошала окрестности. Борьба с девятиголовой гидрой была опасна, потому что одна из ее голов была бессмертна. Отправился в путь Геракл с сыном Ификла Иолаем. Придя к болоту у города Лерны, Геракл оставил Иолая с колесницей в ближайшей роще, а сам отправился искать гидру. Он нашел ее в окруженной болотом пещере. Раскалив до красна свои стрелы, стал Геракл пускать их одну за одной в гидру. В ярость привели гидру стрелы Геракла. Она выползла, извиваясь покрытым блестящей чешуей телом, из мрака пещеры, грозно поднялась на своем громадном хвосте и хотела уже броситься на героя, но наступил ей сын Зевса ногой на туловище и придавил к земле. Гидра обвилась хвостом вокруг ног Геракла и старалась свалить его. Как непоколебимая скала стоял герой и взмахами своей тяжелой палицы одну за другой сбивал головы гидры. Как вихрь свистела в воздухе палица, слетали головы гидры, но она все-таки была жива. На месте каждой сбитой головы у гидры вырастали две новые. Явилась и помощь гидре. Из болота выполз чудовищный рак и впился своими клешнями в ногу Геракла. Тогда герой призвал на помощь Иолая. Иолай убил чудовищного рака, зажег часть ближней рощи и горящими стволами деревьев прижигал гидре шеи, с которых Геракл сбивал головы. Новые головы перестали вырастать у гидры. Все слабее и слабее сопротивлялась она сыну Зевса. Наконец и бессмертная голова слетела у гидры. Чудовищная гидра была побеждена и рухнула мертвой на землю. Глубоко зарыл ее бессмертную голову победитель Геракл и навалил на нее громадную скалу, чтобы не могла она опять выйти на свет. Затем рассек герой тело гидры и погрузил в ее ядовитую желчь свои стрелы. С тех пор раны от стрел Геракла стали неизлечимыми. С великим торжеством вернулся Геракл в Тиринф. Но там ждало его уже новое поручение Эврисфея.”

    (Мифы. Второй подвиг Геракла).

    (“Геракл хочет противостоять гидре, которая уничтожала людей, стада овец, опустошала окрестности и разрушала города”).


    Задание 3


    Назовите еще героев в литературе и в жизни, которые совершили подвиг, коротко скажите ради чего подвиг был ими совершен. Учитель делает записи на доске.


    (Илья Муромец – ради Родины, Жилин (“Кавказский пленник” Л.Н. Толстого) – ради собственной свободы, Элиза (“Двенадцать лебедей” Х.К. Андерсена) – подвиг любви, Соловей (“Роза и соловей” О.Уальда) – подвиг служения красоте, Алия Молдагулова, Маншук Мамедова – на подвиг их подвигли патриотические чувства, Юрий Гагарин – ради науки и т.д.)


    • Подвиги совершались во все времена: и в древности, и сегодня. Наверное, самым первым героем был Геракл.


    Задание 4


    На стол каждой из групп кладется лист с перечнем возможных подвигов Геракла. Из приведенного списка необходимо вычеркнуть те подвиги, которые Гераклом не были совершены. Затем раздаем листы с правильными ответами. Дети самостоятельно осуществляют проверку. Мы лишь спрашиваем, сколько ошибок допустила каждая группа.


    Тест

    Лошадь Диомеда

    Пение Орфея

    Дочь царя Ээта

    Немейский лев

    Яблоки Гесперид

    Геракл спасает Гесиону

    Геракл у Адмета

    Скотный двор царя Авгия

    Критский бык

    Рождение и воспитание Геракла

    Геракл в Фивах

    Пояс Ипполиты

    Геракл берет Трою

    Геракл у Омфалы

    Цербер (Кербер)

    Коровы Гериона

    Геракл и Деянира

    Эриманфский вепрь

    Керинейская лань

    Тесей в Афинах

    Стимфалийские птицы

    Лернейская гидра

    Геракл и Эврит


    Задание 5


    • Геракл совершил множество подвигов. Сейчас вам необходимо вжиться в предложенный образ Геракла. Для этого мы просим выбрать собственного “героя”, который с помощью группы должен подготовиться к интервью.

    • Прежде чем вы начнете готовиться к интервью, я предлагаю им объяснить, почему именно того или иного, или кого-то еще вы решили назвать своим героем. (Говоря об говорят их личностные достоинства: смелый, всегда поможет в трудной ситуации, никогда не даст в обиду, умеет поддержать добрым словом и т.д.)

    • Выступая от групп, каждый из “Гераклов” ведет речь от первого лица.


    1 группа: Почему Вас прозвали Гераклом? Что означает Ваше имя? Каково Ваше настоящее имя?

    (При рождении мне дали имя Алкид, что значит “сильный”. Гераклом меня прозвали из-за преследований Геры – “совершающий подвиги из-за гонений Геры”. Римляне меня называют Геркулесом).


    2 группа: Опишите Ваше воинское облачение, включая оружие.

    (Золотой панцирь сделал мне Гефест, а Афина соткала для меня одежду. Еще юношей, когда я убил грозного киферонского льва, я снял с него шкуру. Эту шкуру я накинул как плащ на свои могучие плечи, лапы связал на груди, а шкура с головы льва служила мне шлемом. Позже Аполлон подарил мне лук и стрелы, которыми были повержены стимфалийские птицы, лернейская гидра и керинейская лань).


    3 группа: Вы один из самых могучих героев. Рассказывают, что еще будучи младенцем, Вы поразили всех, обнаружив недюжинную физическую силу. Как это было?

    (В восьмимесячном возрасте я задушил двух чудовищных змей, которых подослала мне Гера, обиженная появлением сына Зевса от смертной женщины).


    4 группа: Смерть непобедима для всех, кроме Вас. Правда ли, что в поединке с богом смерти Танталом Вы одержали верх и последний вынужден был отступить? Поведайте нам об этом.

    (Когда я узнал, что мой друг Адмет потерял любимую жену Алкестиду, то решил во что бы то ни стало помочь горю друга и вырвать у бога смерти Таната добычу. Меж нами началась ужасная борьба. Мне удалось победить Таната – я свзал его и потребовал в качестве выкупа за его свободу жизнь Алкестиды).


    5 группа: Какой из Ваших подвигов самый трудный? Почему?

    (Самым подвигом для меня был 12 подвиг, когда я служил у Эврисфея. Я должен был отправиться к великому титану Атласу и достать из его садов три золотых яблока. Чтобы сделать это, мне нужно было прежде всего узнать путь в сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не смыкавшем глаз. Никто не знал пути к Гесперидам и Атласу).


    Задание 6


    • Живет с тех пор на светлом Олимпе в сонме бессмертных богов Геракл. Это было ему наградой за все его подвиги на земле, за все его страдания. Если есть герой, если человек совершает подвиг, то есть и антигерой, т.е. враг, противник. Нарисуйте – с кем сражался Геракл? Листочки с рисунками прикрепить на доске.


    Задание 7


    Метод незаконченного предложения.

    Темой берем известное высказывание А.М. Горького: “В жизни всегда есть место подвигам. И те, кто не находят их для себя, те…”


    (…живут по принципу: “моя хата с краю, ничего не знаю…”

    …просто не знают, что такое “подвиг”

    …очень от этого страдают.

    …живут неинтересно).


    Сравните свои работы с текстом М. Горького.

    Слова старухи Изергиль:


    “ В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые их не находят для себя – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь бы не пожирала людей бесследно…”


    III. Итог урока.

    IV. Домашнее задание.

    Прочитать рассказ Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».





















































    Автор — Когда пришло время родиться Гераклу, на Олимпе был пир богов. Владыка мира Зевс возвестил всем, что среди людей родится великий герой.


    Зевс — Он будет моим любимым сыном, я дам ему власть над всей Грецией, и другие герои будут служить ему.


    Гера — (в сторону) не позволю сыну смертной женщины стать правителем Греции! (обращаясь к Зевсу) – поклянись, что первый, кто родится в это час, получит власть над всей Грецией, а другие будут служить ему.


    Зевс – Клянусь, что будет так!


    Автор – Гера своей властью задержала появление сына Алкмены, и на свет первым родился Еврисфей.


    Гера (Зевсу) – радуйся, Зевс! Родился тот, кто будет господином Греции!


    Зевс – Ты обманула меня, Гера! Я знаю, что ты будешь преследовать сына Алкмены, но он выдержит все испытания с честью. И пусть имя ему будет Геракл, что значит «прославленный Герой».




    Геракл происходил из славного рода Персея; он величайший герой греческих мифов и любимый национальный герой всего греческого народа; он представляет образ человека, обладающего большой физической силой, непобедимой храбростью и огромной силой воли. Исполняя самые тяжелые работы, он покорно переносил жестокие удары судьбы. Он воевал и побеждал темные силы природы, боролся с неправдой и несправедливостью. Он сын Зевса и земной женщины Алк-мены, а значит, он смертный. Подобно всем смертным, он подвержен всем страстям и заблуждениям, но в его человеческой природе лежит божественный источник доброты и божественного великодушия, делающего его способным на великие подвиги. Подобно тому, как он побеждает великанов и чудовищ, побеждает он в себе все дурные инстинкты и достигает божественного бессмертия.

    Автор — Когда пришло время родиться Гераклу, на Олимпе был пир богов. Владыка мира Зевс возвестил всем, что среди людей родится великий герой.


    Зевс — Он будет моим любимым сыном, я дам ему власть над всей Грецией, и другие герои будут служить ему.


    Гера — (в сторону) не позволю сыну смертной женщины стать правителем Греции! (обращаясь к Зевсу) – поклянись, что первый, кто родится в это час, получит власть над всей Грецией, а другие будут служить ему.


    Зевс – Клянусь, что будет так!


    Автор – Гера своей властью задержала появление сына Алкмены, и на свет первым родился Еврисфей.


    Гера (Зевсу) – радуйся, Зевс! Родился тот, кто будет господином Греции!


    Зевс – Ты обманула меня, Гера! Я знаю, что ты будешь преследовать сына Алкмены, но он выдержит все испытания с честью. И пусть имя ему будет Геракл, что значит «прославленный Герой».







    Автор — Когда пришло время родиться Гераклу, на Олимпе был пир богов. Владыка мира Зевс возвестил всем, что среди людей родится великий герой.


    Зевс — Он будет моим любимым сыном, я дам ему власть над всей Грецией, и другие герои будут служить ему.


    Гера — (в сторону) не позволю сыну смертной женщины стать правителем Греции! (обращаясь к Зевсу) – поклянись, что первый, кто родится в это час, получит власть над всей Грецией, а другие будут служить ему.


    Зевс – Клянусь, что будет так!


    Автор – Гера своей властью задержала появление сына Алкмены, и на свет первым родился Еврисфей.


    Гера (Зевсу) – радуйся, Зевс! Родился тот, кто будет господином Греции!


    Зевс – Ты обманула меня, Гера! Я знаю, что ты будешь преследовать сына Алкмены, но он выдержит все испытания с честью. И пусть имя ему будет Геракл, что значит «прославленный Герой».


















    Юный Геракл получил прекрасное воспитание. Амфитрион научил его управлять колесницей, Кастор (тоже сын Зевса) — стрелять из лука и носить вооружение, кентавр Хирон — борьбе и разным наукам, а Лин (сын Аполлона) — игре на лире. Но Геракл оказался не очень способным к искусствам; он трудно усваивал музыку и легче натягивал тетиву лука, нежели перебирал нежные струны лиры. Рассердившись на своего учителя, который вздумал сделать ему замечание по поводу его игры, он ударом лиры убил его. Зевс, опасаясь, чтобы он не на¬творил новых бед, послал его на гору Киферон пасти стада. Геракл убивает там огромного Киферонского льва, а шкуру его надевает на плечи в виде плаща.

    До 18-летнего возраста Геракл занимался тем, что пас стада или охотился на диких зверей. Затем Эврисфей потребовал его к себе на службу. Геракл должен был, по назначению Зевса, совершить для него 12 подвигов, чтобы заслужить бессмертие.






    Берег моря.

    Край земли.

    Царь Бусирис.

    Антей.

    Город Тиринф.

    Ливия.

    Атлас.

    Царь Эврисфей

    Нерей.

    Египет.


    Берег моря.

    Край земли.

    Царь Бусирис.

    Антей.

    Город Тиринф.

    Ливия.

    Атлас.

    Царь Эврисфей

    Нерей.

    Египет.


    Берег моря.

    Край земли.

    Царь Бусирис.

    Антей.

    Город Тиринф.

    Ливия.

    Атлас.

    Царь Эврисфей

    Нерей.

    Египет.






    Олимпийцы”



    Олимпийцы”


    Олимпийцы”


    Олимпийцы”


    Олимпийцы”


    Титаны”



    Титаны”



    Титаны”



    Титаны”



    Титаны”



    Пегасы”


    Пегасы”


    Пегасы”



    Пегасы”


    Пегасы”



    Нимфы”



    Нимфы”




    Нимфы”



    Нимфы”




    Нимфы”




    Кентавры”



    Кентавры”



    Кентавры”



    Кентавры”



    Кентавры”








    Задание для 1-й группы


    Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?

    “Он любил людей и думал, что может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня… А они, увидев это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись его очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы им легче было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

    А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…

    • Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.

    И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

    Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от свете его и там глубоко в лесу, дрожащая пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

    • Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям”

    (М. Горький, “Старуха Изергиль”)








    Задание для 2-й группы


    Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?


    Булат Окуджава “Бумажный солдат”


    Один солдат на свете жил,

    Красивый и отважный,

    Но он игрушкой детской был,

    Ведь был солдат бумажный.


    Он переделать мир хотел,

    Чтоб был счастливым каждый,

    А почему? А потому,

    Что был солдат бумажный.


    А он, судьбу свою кляня,

    Не тихой жизни жаждал

    И все просил: “Огня! Огня!”,

    Забыв, что он бумажный.


    А сам на ниточке висел,

    Ведь был солдат бумажный.

    Не доверяли вы ему

    Своих секретов важных,


    В огонь? Ну что ж! Иди! Идешь?

    И он шагнул однажды.

    И там пропал он ни за грош,

    Ведь был солдат бумажный.






    Задание для 3-й группы


    Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?


    Юлия Друнина. Поэма “Зинка”


    С каждым днем становилось горше.

    Шли без митингов и знамен.

    В окруженье попал под Оршей

    Наш потрепанный батальон.


    Зинка нас повела в атаку,

    Мы пробились по черной ржи,

    По воронкам и буеракам

    Через смертные рубежи.


    Мы не ждали посмертной славы,

    Мы хотели со Славой жить.

    …Почему же в бинтах кровавых

    Светлокосый солдат лежит?


    Ее тело своей шинелью

    Укрывала я, зубы сжав.

    Белорусские ветры пели

    О рязанских глухих садах.

    Задание для 4-й группы


    Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?

    “Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на низ сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.

    – Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, что есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..

    А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!”

    (Н.Гоголь, “Тарас Бульба”)








    Задание для 5-й группы


    Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?

    “После первого подвига Эврисфей послал Геракла убить лернейскую гидру. Это было чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Как и немейский лев, гидра была порождена Тифоном и Ехидной. Жила гидра в болоте около города Лерна и, выползая из своего логовища, уничтожала целые стада и опустошала окрестности. Борьба с девятиголовой гидрой была опасна, потому что одна из ее голов была бессмертна. Отправился в путь Геракл с сыном Ификла Иолаем. Придя к болоту у города Лерны, Геракл оставил Иолая с колесницей в ближайшей роще, а сам отправился искать гидру. Он нашел ее в окруженной болотом пещере. Раскалив до красна свои стрелы, стал Геракл пускать их одну за одной в гидру. В ярость привели гидру стрелы Геракла. Она выползла, извиваясь покрытым блестящей чешуей телом, из мрака пещеры, грозно поднялась на своем громадном хвосте и хотела уже броситься на героя, но наступил ей сын Зевса ногой на туловище и придавил к земле. Гидра обвилась хвостом вокруг ног Геракла и старалась свалить его. Как непоколебимая скала стоял герой и взмахами своей тяжелой палицы одну за другой сбивал головы гидры. Как вихрь свистела в воздухе палица, слетали головы гидры, но она все-таки была жива. На месте каждой сбитой головы у гидры вырастали две новые. Явилась и помощь гидре. Из болота выполз чудовищный рак и впился своими клешнями в ногу Геракла. Тогда герой призвал на помощь Иолая. Иолай убил чудовищного рака, зажег часть ближней рощи и горящими стволами деревьев прижигал гидре шеи, с которых Геракл сбивал головы. Новые головы перестали вырастать у гидры. Все слабее и слабее сопротивлялась она сыну Зевса. Наконец и бессмертная голова слетела у гидры. Чудовищная гидра была побеждена и рухнула мертвой на землю. Глубоко зарыл ее бессмертную голову победитель Геракл и навалил на нее громадную скалу, чтобы не могла она опять выйти на свет. Затем рассек герой тело гидры и погрузил в ее ядовитую желчь свои стрелы. С тех пор раны от стрел Геракла стали неизлечимыми. С великим торжеством вернулся Геракл в Тиринф. Но там ждало его уже новое поручение Эврисфея.”

    (Мифы. Второй подвиг Геракла).










    1 группа: Почему Вас прозвали Гераклом? Что означает Ваше имя? Каково Ваше настоящее имя?















    Тест

    Лошадь Диомеда

    Пение Орфея

    Дочь царя Ээта

    Немейский лев

    Яблоки Гесперид

    Геракл спасает Гесиону

    Геракл у Адмета

    Скотный двор царя Авгия

    Критский бык

    Рождение и воспитание Геракла

    Геракл в Фивах

    Пояс Ипполиты

    Геракл берет Трою

    Геракл у Омфалы

    Цербер (Кербер)

    Коровы Гериона

    Геракл и Деянира

    Эриманфский вепрь

    Керинейская лань

    Тесей в Афинах

    Стимфалийские птицы

    Лернейская гидра

    Геракл и Эврит





    Тест

    Лошадь Диомеда

    Пение Орфея

    Дочь царя Ээта

    Немейский лев

    Яблоки Гесперид

    Геракл спасает Гесиону

    Геракл у Адмета

    Скотный двор царя Авгия

    Критский бык

    Рождение и воспитание Геракла

    Геракл в Фивах

    Пояс Ипполиты

    Геракл берет Трою

    Геракл у Омфалы

    Цербер (Кербер)

    Коровы Гериона

    Геракл и Деянира

    Эриманфский вепрь

    Керинейская лань

    Тесей в Афинах

    Стимфалийские птицы

    Лернейская гидра

    Геракл и Эврит





    Тест

    Лошадь Диомеда

    Пение Орфея

    Дочь царя Ээта

    Немейский лев

    Яблоки Гесперид

    Геракл спасает Гесиону

    Геракл у Адмета

    Скотный двор царя Авгия

    Критский бык

    Рождение и воспитание Геракла

    Геракл в Фивах

    Пояс Ипполиты

    Геракл берет Трою

    Геракл у Омфалы

    Цербер (Кербер)

    Коровы Гериона

    Геракл и Деянира

    Эриманфский вепрь

    Керинейская лань

    Тесей в Афинах

    Стимфалийские птицы

    Лернейская гидра

    Геракл и Эврит







    2 группа: Опишите Ваше воинское облачение, включая оружие.





    3 группа: Вы один из самых могучих героев. Рассказывают, что еще будучи младенцем, Вы поразили всех, обнаружив недюжинную физическую силу. Как это было?





    4 группа: Смерть непобедима для всех, кроме Вас. Правда ли, что в поединке с богом смерти

    Танталом Вы одержали верх и последний вынужден был отступить? Поведайте нам об этом.




    5 группа: Какой из Ваших подвигов самый трудный? Почему?



  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!