СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвигу народа жить в веках...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Задачи:

1. Просветительская - расширить знания детей, познакомить с некоторыми страницами истории ВОВ, с жизнью людей в это время.

2. Ориентирующая – способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ, за страну, в которой родились и живем, уважения к людям, совершившим великий подвиг, развивать способность чувствовать, переживать.

3. Направляющая - развивать умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.

4.Формирующая - формировать уважительное отношение к старшему поколению, принимавшему участие в ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Подвигу народа жить в веках...»

«Подвигу народа жить в веках…»

Тема: Подвигу народа жить в веках…

Цель: воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Задачи:

1. Просветительская - расширить знания детей, познакомить с некоторыми страницами истории ВОВ, с жизнью людей в это время.

2. Ориентирующая – способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ, за страну, в которой родились и живем, уважения к людям, совершившим великий подвиг, развивать способность чувствовать, переживать.

3. Направляющая - развивать умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.

4.Формирующая - формировать уважительное отношение к старшему поколению, принимавшему участие в ВОВ.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг о детях-героях, портреты пионеров-героев, запись песен Великой Отечественной войны: «День Победы», «Священная война», запись голоса Левитана, грамзапись стихотворения «Дети войны», голуби, солдатские письма, запись метронома, листы бумаги для складывания писем, фотографии памятников и стел, оформление доски – рисунок голубя, летящего в небе, по обе стороны от него – облака,

Аудитория: 3 класс.

Предварительная подготовка: учащиеся класса получили задание: узнать, кто воевал в их семье.







































Ход урока

  1. Организационный момент.

- Добрый день дорогие ребята! Снова школьный звонок позвал вас на первый урок. Теперь вы третьеклассники. Отзвучала праздничная музыка и слова поздравлений. Вы - на пороге нового учебного года, который потребует от вас сил и энергии, терпения и желания постигать науки! Пусть он будет удачным для вас!

  1. Звучит припев из песни «Марш славянки».

Учитель: - Я думаю, вы догадались, о каком празднике пойдёт речь. (Ответы детей)

Славной и Великой Победе нашего народа, его подвигу посвящается наше мероприятие.

Учитель: И я, и вы, дети, родились в мирное время. А нашим прадедушкам и прабабушкам пришлось услышать вой военных сирен, увидеть разрушенные войной дома. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах, траншеях мы можем судить только по фильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война – это история. История Великой Отечественной войны. (Презентация)

- Что вы знаете о войне? (Ответы детей)

Учитель: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия вторглась на территорию Советского Союза (так раньше называлась наша страна). И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, народ вступил в схватку с коварным и беспощадным врагом. (Куплет песни «Священная война»)

Учитель: Какое настроение, какие чувства вызвало у вас прослушанное произведение?(Ответы детей)

Учитель: Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней и ночей. Она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашисты разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек.

Давайте выучим стихотворение

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит.

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!

Учитель: Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив немало подвигов.

Что такое ПОДВИГ? (Ответы детей). Прочитаем, как об этом сказано в словаре Кузнецова.

Подвиг – важное для многих людей действие, героический поступок, совершённый в трудных условиях. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

- Ребята, известны ли вам герои войны, совершившие подвиг? (Ответы детей)

Учитель: На защиту Родины встали не только взрослые, но и дети. Дети ухаживали за раненными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками. А когда обстановка требовала от детей активных действий в борьбе с врагами, они передавали важные сведения партизанам, были разведчиками.

Учитель: Послушайте небольшую историю:

В южном красивом городе Ростове-на-Дону жил мальчишка Витя Черевичкин, который очень любил голубей, преданных и верных. Когда в его город пришла война, у мальчика не было оружия, он не мог ни выстрелить, ни швырнуть в незваных чужеземцев гранату. У него были только голуби, которые, как он верил, могли пересекать моря-океаны, и голуби стали бойцами-разведчиками. Проносились над огненным морем фронта, несли вести к своим… Однажды они сообщили советским воинам о местонахождении штаба фашистов. За это, враги схватили Витю и убили…А голуби все прилетали в знакомый двор. Они ждали своего Витю, но он не вышел, и никогда уже не выйдет... (Презентация)

Беседа:

- Где жил Витя Черевичкин? (в Ростове-на-Дону).

- Посмотрите, а это парк имени Вити Черевичкина в этом же городе.

- Кого он очень любил?

- Как мальчик решил вместе со своими любимцами помогать нашим? (Решил отправить с голубями важное донесение.)

- Как расправились с ним фашисты?

- Каким был мальчик Витя? (Смелым, бесстрашным, отважным)

- Мы можем сказать, что Витя совершил подвиг? (Да)

- Почему? (Он не боялся за свою жизнь во имя Родины).

Учитель: Ребята! Таких как Витя, было много. Это ребята, которые встали на защиту и погибли в борьбе за свободу и счастье своей Родины. Они совершили великий подвиг.

Вот их имена. (Презентация)

Зоя Космодемьянская. Была схвачена фашистами, которые её пытали, но она мужественно молчала. После пыток, Зою убили.

Лёня Голиков, Марат Казей. Помогали партизанам, ходили в разведку, приносили важные сведения. В одном из боёв были убиты.

Саша Ковалев –наш земляк, юнга, Герой-североморец. Грудью закрыл пробоину и спас корабль. Погиб смертью храбрых.

Помогали фронтовикам и дети Алчевска.

- Как вы думаете, а чем они могли помочь? (Они собирали и сушили лекарственные травы, стирали бинты, вязали носки, некоторые из них принимали участие в военных действиях.)

- И таких героев было много…

Учитель: Какими были ребята? (Мужественными, сильными, отважными.)

- И они очень любили свою Родину, потому что она одна, как у человека мать.

Дети войны – и веет холодом,

Дети войны – и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом волосы..

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Дети войны – боль отчаянна,

И сколько надо им минут молчания!

Вся страна минутой молчания чтит память погибших, а на могилы воинов, к памятникам в их честь люди возлагают цветы.

Ребята, а есть у нас в Алчевске место, где люди возлагают цветы? (Стелла, Братская могила, Самоходка).

- В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память погибших в войне минутой молчания.

Минута молчания. (Звучит запись метронома)

Учитель: - Поднимите руки, чьи прадедушки и прабабушки воевали?

Они тоже совершали подвиг. Спасибо им огромное.

Учитель: Закончилась война, но до тех пор, пока последний солдат не вернулся с фронта домой, почтальоны опускали в почтовые ящики треугольники писем с пометкой «солдатское». Эти письма были не только памятью страшной войны. Они стали предупреждением всем нам: Человек не должен воевать. Не должен уничтожать всё живое на земле! Надо научиться жить мирно.

Учитель: Вот посмотрите, так выглядело настоящее письмо-треугольник. Давайте с вами попробуем сложить письмо-треугольник. А на уроке рисования, вы на этом письме нарисуете рисунок о мире и передадите своим близким в канун праздника Победы.

Складываем фронтовое письмо-треугольник.

Учитель: Эти письма принесите домой и спросите у родных, может быть в вашей семье до сих пор хранятся вот такие солдатские письма. Попросите прочесть их вам. Возьмите письма в руки и вспомните о том, о чём мы говорили!

Учитель: Наши люди совершили огромный подвиг, они завоевали нам счастливое будущее. Вот посмотрите на выставку книг. В них рассказы о ВОВ, о подвигах наших защитников, о детях-героях.

Воевали не только взрослые, но и дети. Медаль «За оборону Москвы» получили 20 000 пионеров, 15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». Ребята, а вы знаете юных героев Луганщины?

Эффективной была разведывательная работа подпольщиков. Они добывали и передавали советскому командованию сведения о составе и передвижении вражеских войск, переброске воинских грузов к линии фронта. Высокое мужество и находчивость проявил в разведывательной работе совсем ещѐ юный разведчик ученик ворошиловградской 7-й средней школы Виктор Пятѐркин. В конце сентября 1942г. связной Виктор Пятѐркин добыл материалы о строительстве вражеского оборонительного рубежа в г. Ворошиловграде и предоставил ряд данных о вооружении оборонительно узла. Данные материалы были переданы через линию фронта разведотделу 4-го гвардейского танкового корпуса. С августа 1943г. после освобождения Ворошиловграда от немецких захватчиков Пятѐркин Виктор Петрович, действующий как разведчик развдотдела 3-й гвардейской армии, переходит линию фронта, разведует гарнизоны противника в ряде городов Донбасса и возвращается с этими ценными сведениями. В честь героя в г. Луганске была названа одна из улиц

Памятник «Скорбящая мать» и братская могила молодогвардейцев в Краснодоне.

Женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросались они под пули, во время бомбежки и обстрелов. Сестрами милосердия выносили раненых бойцов с поля боя. Женщины служили разведчиками, переводчицами, радистами, уходили в партизанские отряды. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоевывая каждую пядь родной

земли.

Население Луганщины самоотверженно трудилось на заводах и в шахтах, в колхозах и совхозах, стремясь обеспечить Красную Армию всем необходимым для ведения войны. Было организовано шефство над семьями фронтовиков. Рабочие места, ушедших на фронт мужчин занимали женщины, подростки, пенсионеры. Организовано массовое производственное обучение. Работали сутками, пока не освоили выпуск новых видов продукции.

В Луганске, в первые дни войны, были сформированы стрелковая дивизия, 3 шахтерские дивизии и стрелковый полк. 11 сентября личный состав 395 – й Таманской Краснознаменной Ордена Суворова 2 – й степени шахтерская стрелковая дивизия в парке имени Горького приняла воинскую присягу. В последствии, три бойца этой дивизии старшина Л.В.Кондратьев, рядовые Н.А. Приймак и А.В. Полин стали героями Советского Союза. Боевой путь Таманской Краснознаменной ордена Суворова дивизия завершила разгромом вражеских войск юго – восточнее Берлина.

Старшина Леонтий Васильевич Кондратьев совершил геройский подвиг, когда ему уже было 50 лет. 30 октября 1942 года во время атаки на вражеский дзот, где засели фашистские офицеры с пулеметами. Кондратьев, не считаясь со своей жизнью, первый вскочил на дзот, из амбразуры которого строчил пулемёт. Не разрушив дзот брошенными гранатами, Кондратьев бросился к его амбразуре и закрыл её своим телом. В это время другие красноармейцы атаковали дзот, и через несколько минут он был разрушен. Благодаря этому поступку, наступающие подразделения продвинулись вперёд, были захвачены трофеи и ценные документы. Сам Кондратьев получил тяжелое ранение в полость живота и в ноги и был эвакуирован в госпиталь.

31 марта1943 года старшине Кондратьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Около полугода он провел в госпитале, выдержал десятки операций, но снова встал в строй, командуя тем же стрелковым взводом. В апреле 1943 года Кондратьев погиб в бою.

В апреле 1942 года был сформирован 569 Ворошиловградский минометный полк. За образцовое выполнение боевых заданий полк был награжден орденами Суворова, Кутузова, Александра Невского и Богдана Хмельницкого. В центральном музее Вооруженных Сил СССР хранится обожженное огнем жестоких боёв алое знамя, на котором золотыми буквами вышито «569 – й Ворошиловградский армейский минометный полк». Миномётчики дошли до Берлина, освобождали Злату Прагу.

Женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросались они под пули, во время бомбежки и обстрелов. Сестрами милосердия выносили раненых бойцов с поля боя. Женщины служили разведчиками, переводчицами, радистами, уходили в партизанские отряды. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоевывая каждую пядь родной земли.

Население Луганщины самоотверженно трудилось на заводах и в шахтах, в колхозах и совхозах, стремясь обеспечить Красную Армию всем необходимым для ведения войны. Было организовано шефство над семьями фронтовиков. Рабочие места, ушедших на фронт мужчин занимали женщины, подростки, пенсионеры. Организовано массовое производственное обучение. Работали сутками, пока не освоили выпуск новых видов продукции.

Оборонительные и наступательные бои на Луганщине велись 18 месяцев. В них участвовали 200 воинских соединений тридцати армий, 120 тысяч сынов и дочерей отдали жизни за установление мира на Луганской земле.

Большой вклад в дело Победы внесла Луганщина. Этот прославленный край дал 287 Героев Советского Союза во время Великой Отечественной войны. За годы войны Луганщина направила в Красную Армию более 400 тысяч человек, из которых свыше 250 тысяч не вернулись с фронта. Луганчане были в числе тех, кто первыми встретил врага на Западной границе и штурмовал Берлин. На фронте многие земляки проявили не только мужество и героизм, но и полководческий талант в борьбе с фашистскими оккупантами. Вот некоторые имена наших земляков. Климент Ефремович Ворошилов.

Каждый год 9 Мая наш народ чтит память павших героев, кланяется живым

Клятва детей

Мы, молодое поколение, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.



Помните!

Через века, через года –

помните!

О тех, кто уже не придет никогда, –

Помните!

Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, –

Помните!

Деловая игра «Дом мира».

      Я вам раздала карточки-«кирпичики», на которых наши понятия. Эти понятия характеризуют те свойства и характеристики человека и общества, которые нужны нам для сохранения мира.

     Это (показывает свои карточки) «Интернационализм» - уважение к людям всех национальностей, «Дружба» - свойство общения между людьми, «Уважение мнения других», «Умение слушать и слышать», «Взаимопонимание», «Оценивание людей по поступкам, а не по внешним признакам», «Интерес к людям», «Уважение ценности жизни» (т. е. нужно уважать любую жизнь на планете), «Доброта».

    Сейчас каждая команда составит из этих «кирпичиков» свой «Дом мира». Но прежде вам необходимо очень хорошо подумать.

    Составлять кирпичики нужно по 3 штуки в каждом ряду, как на нарисованном доме, и соблюдать следующее правило: в нижнем ряду - фундаменте - должны быть понятия изначальные, без которых невозможно все остальное; средний ряд - понятия, которые вырастают из фундамента, помогая достичь 3-го ряда, в котором должны находиться понятия, важные для всего общества и каждого человека. Затем каждая команда докажет нам свою точку зрения. На подготовку вам дается 10 минут.

      Дети выполняют задание, затем комментируют то, что у них получилось, объясняя значения «фундамента», «1-го этажа», «2-го этажа».

     Молодцы, ребята! Сейчас вы задумались над тем, что нужно для сохранения мира. Но мне кажется, что самым правильным будет такое расположение «кирпичиков» (выставляет их в файлы): первый ряд (фундамент) - умение слушать и слышать, уважение мнения других, оценивание людей по поступкам, а не по внешним признакам, так как все эти качества позволяют нам глубже проникнуть в состояние души любого человека, без них невозможны ни дружба, ни взаимопонимание, ни другие явления, написанные на ваших карточках.

      Во второй ряд я бы поставила интерес к людям, доброту и взаимопонимание, так как без них невозможно общение людей и понимание особенностей каждого человека.

      Ну а в третьем ряду, по моему мнению, должны находиться уважение ценности жизни, интернационализм и дружба, так как если все люди Земли будут придерживаться их, то войны должны будут исчезнуть сами собой.

Звучит песня «День Победы»

Итог:

- Мы узнали сегодня только маленькую страничку большой военной истории.

- Какие чувства вы испытали на нашей встрече?

- Я думаю, что у вас появилось чувство гордости за нашу Родину, за наших героев.

- Подвигу народа жить в веках…

– Помните ребята, об этих страшных днях войны и чтите память погибших и живых.

Память не знает старости, и именно она поможет сохранить в каждом человеке воспоминание о войне.



























































ДОПОЛНЕНИЯ к уроку

Всемирно известной организацией на Луганщине стала ― «Молодая гвардия”. Организация насчитывала около 110 участников. Самому младшему участнику подполья было 14 лет. В конце сентября 1942 года молодѐжные подпольные группы объединились в единую организацию «Молодая гвардия», название которой было предложено Сергеем Тюлениным. Командиром организации был назначен Иван Туркенич. За весь период своей деятельности организация «Молодая гвардия» выпустила и распространила в городе Краснодоне более пяти тысяч антифашистских листовок с данными о реальном положении дел на фронте и призывами к населению подниматься на беспощадную борьбу с немецкими оккупантами. Наряду с подпольщиками-коммунистами, члены организации участвовали в проведении диверсий в электромеханических мастерских города. В ночь на 7 ноября 1942 года, в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции молодогвардейцы водрузили восемь красных флагов на самых высоких зданиях в городе Краснодоне и прилегающих к нему посѐлках. В ночь с 5 на 6 декабря 1942 года молодогвардейцы устроили поджог здания немецкой биржи труда, где хранились списки людей, предназначенных к угону на принудительные работы в нацистскую Германию, тем самым около двух тысяч юношей и девушек из Краснодонского района были спасены от насильственного вывоза. Молодогвардейцы готовились также устроить вооружѐнное восстание в Краснодоне, чтобы разбить немецкий гарнизон и присоединиться к наступающим частям Красной армии. Однако, незадолго до планируемого восстания организация была раскрыта. Накануне 1943 года молодогвардейцы осуществили нападение на конвой немецких грузовиков, который перевозил новогодние подарки для солдат вермахта. 1 января 1943 года Евгений Мошков и Виктор Третьякевич попытались продать на местном рынке часть похищенного и были арестованы. 2 января был арестован Иван Земнухов, который пытался выручить Мошкова и Третьякевича, а 5 января полиция начала массовые аресты подпольщиков, которые продолжались вплоть до 11 января 1943 года. 15, 16 и 31 января 1943 года немецкие оккупанты частью живыми, частью расстрелянными сбросили в 58-метровый шурф краснодонской шахты № 5 замученных жестокими пытками семьдесят одного человека, среди которых были сорок девять молодогвардейцев и двадцать два члена местной подпольной партийной организации. 9 февраля 1943 года в городе Ровеньки в лесу были расстреляны Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Семѐн Остапенко, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, ещѐ четыре человека были расстреляны в других районах. Всех молодогвардейцев перед смертью подвергали жестоким пыткам и истязаниям. 14 февраля 1943 года город Краснодон был освобождѐн от оккупационных войск нацистской Германии советскими войсками Юго-Западного фронта в ходе Ворошиловградской операции





Дом мира

Интернационализм



Дружба



Уважение мнения других

Умение слушать и слышать



Взаимопонимание



Оценивание людей по поступкам,

а не по внешним признакам

Интерес к людям



Уважение ценности жизни



Доброта























Интернационализм



Дружба



Уважение мнения других



Умение слушать и слышать



Взаимопонимание



Оценивание людей по поступкам,

а не по внешним признакам



Интерес к людям



Уважение ценности жизни



Доброта




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!