СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия 60-х годов 20 века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поэзия 60-х годов 20 века»

Лекция № 57

ПОЭЗИЯ 60-Х ГОДОВ


План лекции:

  1. «Оттепель» и её влияние на литературу

  2. Особенности поэзии 60-х годов ХХ века

  3. «Громкая» и «тихая» лирика

  4. Поэты-авангардисты

  5. Авторская песня

  6. Краткая характеристика творчества Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной


1) «Оттепель» и её влияние на литературу

Замечено, что новая историко-литературная фаза начинается с активизации лирики. Лирика становится «формой времени», улавливая перемены и сдвиги в жизни человека и общества. Подобную ситуацию мы видим в литературе рубежа ХIХ-ХХ вв., и в годы революции, и в период Отечественной войны, особенно 1941-1942 гг., и в 60-е годы ХХ века.

Период второй половины 50-х – начала 60-х гг., связанный с правлением Н.С. Хрущева, получил условное название «оттепель». Термин был введен советским писателем И. Эренбургом, опубликовавшим повесть «Оттепель» в журнале «Новый мир» в 1954 г.

Как всякий культурно-исторический цикл, он не имеет жестких хронологических границ, однако есть такие события, которые сыграли роль рубежных знаков «оттепели». Начало связывают с секретным докладом Хрущева «О культе личности и его последствиях» на ХХ съезде Коммунистической партии Советского Союза (февраль 1956 года).Окончание «оттепели» – подавление «пражской весны» советскими танками (август 1968 года).

В период «оттепели» расширяются культурные контакты СССР с внешним миром. В 1956 г. по инициативе И. Эренбурга в Москве состоялась первая выставка сорока произведений Пикассо. Она сразу выявила двойственное отношение к нему — сдержанная официальная реакция и многотысячные очереди в Музей изобразительных искусств им. A.C. Пушкина, где она проходила.

Летом 1957 г. в Москве прошел Международный фестиваль молодежи и студентов. В 1959 г. по инициативе министра культуры Е.А. Фурцевой был возобновлен Московский международный кинофестиваль. Большой приз фестиваля завоевал фильм С. Бондарчука «Судьба человека».

С 1956 года в СССР начинают проводиться ежегодные Дни поэзии, и раз в год издаётся альманах под таким же названием, куда отбиралось, по мере возможности, относительно лучшее. Приоткрылась дверь на запад. Самым популярным западным писателем стал Эрнест Хемингуэй. Чуть ли не в каждом втором доме была его фотография.

Впервые в истории СССР литературные журналы становятся площадками, на которых сторонники различных мнений получили возможность публиковать свои статьи. Консервативные авторы, считавшие «оттепель» вредным отклонением от курса на строительство коммунизма, печатались преимущественно в журналах «Октябрь» и «Нева». Антисталинские позиции занимали редакции журналов «Юность» и «Новый мир» (редактор А. Твардовский), а также «Литературная газета» (с 1959 г.). 

Именно в рамках кампании по развенчанию «культа личности» И.В. Сталина бывшему заключенному А. Солженицыну позволили опубликовать рассказ «Один день Ивана Денисовича», повествующий о жизни в сталинских лагерях. Этот рассказ, шокирующий своей жестокой правдой, был напечатан в ноябре 1962 г. в «Новом мире» специальному разрешению Президиума ЦК, и принес Солженицыну большую известность. Номер журнала стал настоящим раритетом, многие стали переписывать рассказ от руки. О двойственности эпохи «оттепели» свидетельствует тот факт, что разрешив публикацию «Одного дня Ивана Денисовича», партийное руководство в то же время запретило к печати роман в «Круге первом», рассказывающий о работе Солженицына в годы заключения в «шарашке» в Марфино.

В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.


2) Особенности поэзии 60-х годов ХХ века

Для литературы - это уникальное время. В 1950-е ещё создают свои произведения поэты старшего поколения , связанные с периодом Серебряного века, например, А. Ахматова и Б. Пастернак, но одновременно

в литературу входит и новое поколение поэтов. Тогда, в начале «оттепели», люди хотели слушать их «новые» стихи, не всегда совершенные, часто еще ученические, корявые. А значит, эти поэты говорили что-то такое, в чем остро нуждались их современники. И говорили так, что сказанное ложилось на сердце слушателям и читателям.

У молодых московских поэтов появилась традиция встречаться у памятника Маяковскому («У Маяка») и читать свои стихотворения. Властям это не нравилось. За этими сборами пристально наблюдала милиция. Они брали под контроль всех, кто казался им подозрительным, и довольно жёстко с ними расправлялись. Так, свобода пришла, но она имела довольно ограниченный характер.

Поэты собирали спортивные, концертные и театральные залы в городах. За это современники называли поэтов «эстрадниками», позже появился термин «шестидесятники». Как во времена Маяковского и Есенина, поэтическое слово зазвучало громко и стало всем: политикой, философией, свободой и непререкаемой истиной — для миллионов», — вспоминал Г. Сапгир в книге «Поэты-шестидесятники».

Ведущие жанры лирики 60-х: гражданская, философская, любовная, пейзажная.

«Шестидесятники» непосредственно связаны со своими ближайшими предшественниками - поэтами фронтового поколения, высоко ценят в них бесстрашие видения, суровую правдивость, оголенность чувств.


3) «Громкая» и «тихая» лирика

Самые сильные творческие импульсы «шестидесятники» получали от Маяковского: они извлекли из наследия этого «государственного поэта» то, что оказалось в высшей степени созвучно их собственному мировосприятию, — его гражданственность. Гражданская (лирико-публицистическая), обращена к актуальным событиям своего времени, трактовка которых даётся через личностное восприятие поэта. Публицистичность, открытая апелляция к читателю, ориентация на ораторскую традицию – одна из самых ярких черт этого направления. Характерно для поэзии Евтушенко, Рождественского, Вознесенского и других авторов. Такая поэзия получила неофициальное название «громкая».

Парни

с поднятыми воротниками,

в куртках кожаных,

в брюках-джинсах.

Ох, какими словами

вас ругают!

И все время удивляются:

живы?!

О проблеме вашей

спорят журнальчики —

предлагают убеждать,

разъяснять...

Ничего про это дело

вы не знаете.

Да и в общем-то

не хотите

знать...

Равнодушно

меняются

столицы —

я немало повидал их,—

и везде,

посреди любой столицы

вы

стоите,

будто памятник

обманутой мечте….

(Р. Рождественский, «Парни с поднятыми воротниками», 1960)


Во второй половине 60-х годов противовесом «громкой» лирике «шестидесятников» становится «тихая» лирика. Поэты этого направления – Н. Рубцов, Н. Тряпкин, В. Соколов, С. Куняев, близок Ю. Кузнецов – продолжали традиции философской и пейзажной лирики Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина. Творчество «тихих лириков» близко реалистическому направлению деревенской прозы.

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.


Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.



Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.


Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.


Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!



Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.


С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.


(Н. Рубцов, «Тихая моя родина», 1964)


4) Поэты-авангардисты

Во второй половине 60-х годов в СССР стала развиваться подпольная «самиздатовская» поэзия «неофициальной» или «параллельной» культуры - авангардистская. Эта поэзия была обречена на преследования и безвестность. Объединяла уверенность в абсурдности и антигуманности социума. Поэты отказываются от художественного правдоподобия и создают деформированный образ мира. Сюда относятся:

1) Литературное объединение СМОГ (Смелость. Мысль. Образ. Глубина или Самое Молодое Общество Гениев, смог – «загрязненный воздух») возникло в 1964 г. в Москве, в нее входили В. Алейников, Л. Губанов, Ю. Кублановский, Г. Сапгир и др.;

2) Лианозовская поэтическая группа (В. Некрасов, Я. Сатуновский, В. Немухин, Б. Свешников, Н. Вечтомов и др.). У истоков был поэт и художник Е. Кропивницкий;

3) Ленинградская школа (Г. Горбовский, В. Уфлянд, А. Найман, Д. Бобышев, И. Бродский и др.);

4) группа «Конкрет» (В. Бахчанян, И. Холин, Г. Сапгир, Я. Сатуновский и др.).


5) Авторская песня

Подлинным «открытием» времени стала так называемая «авторская песня». Изначальная камерность исполнения в эпоху советской массовости отодвинула ее на второй план официальной культуры, но только не в сердцах людей. Песни военных лет - самое яркое тому подтверждение. Кстати, первая «авторская песня» появилась в 1941 году («О моем друге-художнике» М. Анчарова). Начиная со второй половины 50-х годов песни М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А. Городницкого, А. Дулова, Ю. Кима, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Якушевой и других «бардов» пользовались огромным успехом, особенно у молодежи. Расцвет «авторской песни» пришелся на 60-е - 70-е годы – это время появления магнитофонов. Внимание поэтов-песенников было сосредоточено на жизни обычного, «маленького», «частного» человека, а в этой жизни есть место и высокой трагедии, и счастью.

Одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни считается Булат Окуджава (1924-1997). В 1959 он переехал в Москву и начал выступать со своими песнями, быстро завоёвывая популярность. К периоду 1956 -1967 относится сочинение многих известных песен Окуджавы: «На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др. В 1961 году в Харькове состоялся первый в СССР официальный вечер авторской песни Окуджавы. В 1962 году он впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».

В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа». Окуджава - автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и «катюша» (Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80 фильмах.


6) Краткая характеристика творчества Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной

Роберт Иванович Рождественский (1932-1994), один из самых сильных, энергичных русских поэтов, автор более 30 лирических сборников, переводчик, телеведущий. Поначалу его творчество было наполнено гражданской патетикой, но спустя время она уступила место любовной лирике. Рождественский быстро приобрел славу поэта-песенника, ведь его стихи прекрасно ложились на музыку. Многие из них становились шлягерами и в течение долгих лет пользовались особой любовью у советской публики. Поэт тесно сотрудничал с именитыми композиторами, которым удавалось написать прекрасную музыку на слова Рождественского. Сотрудничество с Раймондом Паулсом, Максимом Дунаевским, Александрой Пахмутовой, Давидом Тухмановым неизменно оказывалось весьма плодотворным: на свет рождались песни, которые пела вся страна: «Мгновения», «Песня о далёкой Родине/Где-то далеко», «Ноктюрн», «Позвони мне, позвони...», «Эхо любви», «Любовь настала», «Родина моя/Я, ты, он, она - вместе целая страна...», «Притяжение земли» и др.


Евгений Александрович Евтушенко (1933-2017) - поэт, прозаик, литературовед, публицист, кинорежиссер. Сборники: «Разведчики грядущего», «Шоссе энтузиастов», «Поэт в России больше, чем поэт», «В полный рост» и др. Патриотичность поэта - отличительная черта поэзии Евтушенко. Многие его стихотворения публицистичны, он откликается на политические «социальные», нравственные проблемы. Выступает как новатор поэтической формы, жанров, разнообразит свой стих.


Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010).  Поэтический  сборник - «Парабола», «Мозаика»,  «Треугольная  груша», «Антимиры». «Ахиллесово сердце» и др. Первые произведения Вознесенского - светлое и радостное восприятие жизни, энергией молодости. Воспевается творческое начало в человеке, радость работы, оптимизм человека-творца. Историческая  поэма «Мастера» -  одно из самых емких по содержанию  и  художественному  совершенствованию ранних произведений Вознесенского.  В ней и других произведениях образ творца,  художника  вырастает  в  символ  высокой человечности: «Плач  по двум  нерожденным  поэтам».  Тема взаимоотношений человека и природы - важнейшая в русской в русской литературе 19-20в. занимает у Вознесенского большое место, она раскрывается в трагедийно-экспрессивном ключе: «Бобровый плач», «Песнь вечерняя», «Риза». Природа - живое существо, нуждающееся в защите человека.


Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010). Ее поэзию называют интеллектуальной. Отличительной особенностью поэтического языка А. является изящество, ярко выраженное эстетическое начало, музыкальность, изысканность   метафор, выразительность сравнений. Стихотворения Ахмадулиной исповедальные, это лирический дневник. Многие из них представляют собой маленькие поэмы, со своим сюжетом, с описанием реальных событий, встреч. Тематика её стихотворений разнообразна: о горе матери, потерявшей дочь - «Абхазские похороны», о заботах садовника –«Садовник», о волнении невесты - «Невеста», о природе - «Плохая весна», «Метель», «Ночь», «Апрель» и др. Особое место отведено теме поэта и поэзии: «Отрывок из маленькой поэмы о Пушкине», «Женщины и поэты» и др. Поэзия Ахмадулиной обращена к людям, она связана воедино прошлым, настоящим и будущим; побуждает читателей помнить о своих корнях, о своем следе в истории. В своих стихотворениях она использует историческое и литературное наследие, библейские образы, что придает особую интеллектуальную глубину ее поэзии.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Лейдерман Н.Л Современная русская литература: 1950-1990-е годы: В 2 т. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – Т. 1: 1953-1968. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 413 с.

  2. Литература: учебник для СПО : в 2 ч. Ч.2 / под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

  3. Особенности лирики 60-х годов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://students-library.com (дата обращения 08.05.2020).

  4. Роберт Рождественский: биография, личная жизнь и творчество поэта [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://obrazovaka.ru (дата обращения 08.05.2020).

  5. Русская поэзия 60-70-х годов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://students-library.com (дата обращения 08.05.2020).

  6. Состояние русской литературы периода «оттепели» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://lektsii.net (дата обращения 08.05.2020).



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!