СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поэзия М.Ю. Лермонтова" Анкета исследователя Чемезовой Т.Ф. – участника учебного исследовательского проекта на образовательной платформе ГлобалЛаб

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Поэзия М.Ю. Лермонтова"

Анкета исследователя Чемезовой Т.Ф.  – участника учебного исследовательского проекта " Поэзия М. Ю. Лермонтова" на образовательной платформе ГлобалЛаб (Глобальная школьная лаборатория_  https://globallab.org/ru/#.Y3o7q6hByMo). Материалы анкеты могут быть использованы на уроке литературы в 5 классе при изучения творчества М. Ю. Лермонтова. 

  

Просмотр содержимого документа
«"Поэзия М.Ю. Лермонтова" Анкета исследователя Чемезовой Т.Ф. – участника учебного исследовательского проекта на образовательной платформе ГлобалЛаб»

Поэзия М.Ю. Лермонтова


Анкета исследователя Чемезовой Т.Ф. – участника учебного исследовательского проекта на образовательной платформе ГлобалЛаб (https://globallab.org/ru/project/results/poezija_mju_lermontova.ru.html#data=afb046de-636e-11ed-984f-2cf05d0dcc4c)


  1. Укажите ваше местоположение

+-

  1. Название стихотворения

Бородино

  1. Смысл названия

В название стихотворения вынесено название топонима, связанного с генеральным сражением русских войск с наполеоновской армией в Отечественной войне 1812г. "Недаром помнит вся Россия // Про День Бородина!" Слово Бородино стало символом воинской славы и доблести русской армии, русского народа.

  1. Стихотворение

Михаил Лермонтов Бородино — Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы! 1837 г. Источник: https://www.culture.ru/poems/36608/borodino

  1. Основная тема стихотворения

    • общественно-политическая

  • История создания стихотворения

Стихотворение было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в начале 1837 года и в этом же году опубликовано в пушкинском "Современнике". Оно посвящено 25-летию Бородинской битвы – крупнейшему сражению Отечественной войны 1812 года, в котором русская армия под командованием генерала Кутузова сражалась против французского войска во главе с Наполеоном I Бонапартом. "О Бородинском сражении Лермонтов писал не впервые. Лучшие, наиболее удавшиеся строки* он, как известно, перенес в «Бородино» из другого своего стихотворения — «Поле Бородина», которое написал еще в 1830 году": Источник: http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/andronikov-issledovaniya-i-nahodki/borodino.htm * «Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали...»

  • Период написания

    • «Петербургский» период, середина 1832 — май 1837 гг.

  • Ключевые образы

Представитель(-и) молодого поколения, "дядя", участник событий 1812г., "полковник", русская и французская армия, образ исторического события.

  • Художественные приёмы

    • метафоры

    • эпитеты

    • олицетворения

    • метонимии

    • сравнения

    • другое: фразеологизмы, антитеза, гипербола, аллитерации, ассонансы, диалог, риторические восклицания, анафора.

  • Дополнения к вопросу 9

Для воплощения художественного замысла автору необходимо было использовать богатый арсенал художественных приёмов: фразеологизмы: "ломить стеною", "постоим головою" - подчёркивают решимость русских солдат постоять за Родину; антитеза: противопоставление представителей молодого и старшего поколения, настроений и поведения перед боем русской и французской армий и др.; гиперболы: "Рука бойцов колоть устала, // И ядрам пролетать мешала // гора кровавых тел" - подчёркивают ожесточённость и кровопролитность "грозной сечи"; аллитерации: "Звучал булат, картечь визжала", "Вот затрещали барабаны"; ассонанс: У наших ушки на макушке! // Чуть утро осветило пушки // И леса синие верхушки - // Французы тут как тут. - помогают воссоздать звуковую картину боя; риторические восклицания: Ведь были ж схватки боевые, // Да, говорят, еще какие! // Недаром помнит вся Россия // Про день Бородина! - передают лирическую взволнованность рассказчика и подчёркивают торжественный пафос стихотворения.

  • Влияние творческого периода

Да. 1837 год – пограничный в периодизации творчества М.Ю. Лермонтова и особенный в судьбе Лермонтова. Именно в этом году он написал стихотворение «Смерть Поэта» на гибель Александра Сергеевича Пушкина и стал известен всей России. " В это время Лермонтов погружен в размышления о прошлом и настоящем страны, о судьбе народа в истории и приходит к выводу, что умонастроения деятелей 30-х годов – безыдейны и безвольны, лишены героизма и отваги. Известный критик Виссарион Белинский хорошо почувствовал основной нерв текста, увидев в стихотворении «Бородино» жалобу «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». (Источник: https://foma.ru/borodino-chto-nuzhno-znat-chtobyi-ponyat-stihotvorenie.html)

  • Какие периоды можно выделить в творчестве М.Ю. Лермонтова?

Творчество поэта можно условно разделить на два периода (широкая периодизация): 1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели А.С. Пушкина. Более точная периодизация: выделение 3-х периодов: 1828 — середина 1832 гг. ("юношеский" // "Московский"); середина 1832 — середина 1837 гг. ("Петербургский"); середина 1837 — середина 1841 гг. ("последний" // "Кавказский").

  • К какому периоду принадлежит выбранное вами для проекта стихотворение?

Стихотворение "Бородино" написано в начале 1837г. и формально принадлежит ко второму периоду, но поскольку 1837г. пограничный в периодизации творчества поэта, есть точка зрения, что стихотворение можно отнести к последнему периоду, для которого "характерна насыщенность произведений Л. точностью и совершенством художественной формы, гармоничным сочетанием изобразительно-выразительных средств, передачей разноуровневых глубоких смыслов; все его произведения носят обобщающий характер, что обусловливает художественную преемственность и единство всей литературы Л. Зрелые, поздние работы Л. неизменно имеют произведения-корреляты в его раннем и среднем периодах творчестве: н-р: «Поле Бородина» (1830) — «Бородино» (1837); «Последний сын вольности» (1830) — «Песня про царя Ивана Васильевича…» (1837) и др. (Источник: http://lermontov-lit.ru/lermontov/dictionary/lermontov-dictionary/biografiya-lermontova/periodizaciya-tvorchestva.htm - периоду творческой зрелости поэта.)

  • Сколько стихотворений, созданных М.Ю. Лермонтовым в этот же период, вы прочитали?

    • Более 5

Дата заполнения анкеты: 14.11. 2022г.

Участник, заполнивший анкету: Чемезова Т. Ф.

Анкета проверена модераторами ГлобалЛаб


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!