СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к элективному курсу "Человек и профессия"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к элективному курсу "Человек и профессия"»

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004 года №1089 и с учётом примерной программы по технологии, в соответствии с программой "Человек и профессия" авторов-составителей Л. Н. Бобровской, О. Ю. Просихиной, Е. А. Сапрыкиной.

Изучение элективного курса "Человек - Профессия" на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели:

- формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

- помочь обучающемуся раскрыть психологические особенности своей личности;

- подготовить обучающихся к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии;

- расширить знания обучающихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

- обучить обучающихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

- сформировать у обучающихся качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

- обучить планированию профессиональной карьеры.

Данная программа позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которая предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Место в учебном плане

Для реализации рабочей программы в учебном плане МОУ "Эммаусская СОШ" выделено 34 часа в 11 классе из расчета 1 час в неделю. Предпрофильная подготовка реализуется за счёт компонента образовательной организации.




Общая характеристика учебного предмета, курса

Профессия в создании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Создание в нашей стране системы профильного обучения носит преимущественно академический характер, больше ориентирован на подготовку к вузу и гораздо меньшей – на знакомство с будущей профессией. Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессии. Проблемы профильного обучения сегодня все больше занимают большую часть учебного процесса. Предпрофильная подготовка направлена на то, чтобы сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению и осуществлять выбор направления своего образования .

Проведение занятий по программе курса «Человек и профессия» предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения, интерактивность, обучение через опыт сотрудничество. Особый акцент в преподавании курса сделан на использование знаний по другим школьным предметам, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Приоритетные формы и методы работы с учащимися:

1) иллюстративный;

2) репродуктивный метод;

3) эвристический метод;

4) методы самостоятельной работы учащихся;

5) метод дифференцированного обучения;

6) метод проектов.

7)Уроки деятельностной направленности

- уроки «открытия» нового знания;

- уроки рефлексии;

- уроки

-развивающего контроля.


Приоритетные виды и формы контроля:

1) контрольная и проверочная работа;

2) тест;

3) зачет;

4) взаимоконтроль;

5) самоконтроль.



Учебно-методический комплекс


Программа, автор

класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для учащихся, издательство, год издания

Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания

Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса / авт.- сост.: Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. – 3-е изд.;– М.: Планета, 2011.

11


- Учебное пособие: Г.В. Резапкина. Психология и выбор профессии.- М., 2014.

- Учебное пособие: Г.К.Селенко, О.Ю.Соловьева. Найди свой путь.- М., 2007.

Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт. сост: Л.Н.Бобровская, Е. А. Сапрыкина, О. Ю. Просихина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2011. – 79 с.


Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С. Пряжников. М.: ВАКО, 2005. – 89с.






























Планируемые результаты освоения курса



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (включить формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или примерной ООП. В разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, сформулированные в деятельностной форме, что позволит затем разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов).


Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

7) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

8) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

9) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы.

1) Ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

2) Ориентированы на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

3) Направлены на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

4) Должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
















































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем

Количество часов (уроков)

1.

Введение

1

2.

Познавательные процессы и способности личности

6

3

Психология личности

6

4

Мир профессий

10

5

Профессиональное самоопределение

7

6

Подготовка к будущей карьере.

2

7

Обобщение

2


Итого

34





























Содержание тем учебного курса

I. Введение (1 ч)

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

П. Познавательные процессы и способности личности (6ч)

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Воображение. Мышление. Особенно­сти интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: об­щие и специальные. Условия развития способностей.

III. Психология личности (6 ч)

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка Самоопределе­ние. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий (10 ч)

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характери­стика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Ти­пы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессио­нально важные качества (ПВК).


V.Профессиональное самоопределение (7ч)

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможно­сти личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рын­ка труда в кадрах («надо»), «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и ана­лиза составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора про­фессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.


VI.Подготовка к будущей карьере (2ч)

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального самосовершенствования. Построение личного профессионального плана.


VII.Обобщение (2 ч)

Построение личного профессионального плана. Зачет.



Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по

программе «Человек и профессия»

I. Введение

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план»;

  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;

  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

  • перечислять основные разделы программы курса;

  • составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.


П. Познавательные процессы и способности личности

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «память», «внимание»;

  • виды памяти и внимания;

  • качества внимания;

  • определения понятий «ощущение», «восприятие», «воображение»;

  • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;

  • виды мышления;

  • формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;

  • основные операции мышления;

  • основные качества мышления;

  • определение понятия «способности»;

  • основные виды способностей;

  • особенности интеллектуальной сферы;

  • типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные процессы памяти;

  • перечислять основные виды памяти;

  • указывать отличительные особенности различных видов памяти;

  • определять особенности своей памяти;

  • перечислять основные приемы и методы запоминания;

  • перечислять основные качества и виды внимания;

  • объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;

  • определять особенности своего внимания;

  • объяснять, как происходит познание окружающего мира;

  • перечислять формы чувственного познания;

  • перечислять типы мышления;

  • определять свой преобладающий тип мышления;

  • называть формы логического мышления и определять их сущность;

  • перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;

  • определять тип своего интеллекта;

  • объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способ­ностей.


III. Психология личности

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;

  • типы нервной системы;

  • типы темперамента;

  • определение понятия «потребности»;

  • виды потребностей;

  • особенности делового общения;

  • определение понятия «конфликт»;

  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;

особенности своей личности;

  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределе­ние», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

  • называть типы нервной системы и их различия;

  • определять свой тип нервной системы;

  • выявлять свой ведущий тип темперамента;

  • определять наиболее типичные черты своего характера;

  • исследовать формы проявления характера;

  • выявлять уровень самооценки;

  • называть отличительные признаки видов мотивации;

  • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;

  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;

  • называть различные виды потребностей;

  • указывать основные признаки делового общения;

  • перечислять способы разрешения конфликтов;

  • определять свой уровень конфликтности;

  • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.



IV. Мир профессий

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «ква­лификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

  • подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»; основ­ные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъяв­ляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;

  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях тру­да различных типов профессий («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);

  • выявлять тип своей будущей профессии;

определять свои профессиональные предпочтения;

  • выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «че­ловек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художе­ственный образ»);

  • называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «чело­век - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художе­ственный образ»);

  • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей про­фессии.


  1. Профессиональное самоопределение

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «ра­ботодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;

  • виды профпригодности;

  • компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);

  • называть мотивационные факторы выбора профессии;

  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

  • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.



VI. Подготовка к будущей карьере.

Учащиеся должны знать:

определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

  • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;

  • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;

  • определять цели своей будущей карьеры.



VII. Обобщение

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

  • провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».




































Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся применительно к различным формам контроля знаний

Устный ответ

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Оценка «1» - учащийся ничего не ответил во вопросу.



Критерии и нормы оценивания тестовой работы

Оценка "5" ставится, если верно выполнены все задания (верно выполнено от 85% до 100% заданий).

Оценка "4" ставится, если верно выполнено от 61% до 84% всех заданий.

Оценка "3" ставится, если ученик выполнил верно от 50% до 60% заданий.

Оценка "2" ставится, если верно выполнено менее 50% заданий.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!