СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к учебному предмету Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к учебному предмету  Музыка  4 класс

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к учебному предмету Музыка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа образования для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Программа по предмету «Музыка» учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.

Цель обучения: создание условий для формирования музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностно-ориентационную).

1. Предметно - информационная:

– формирование знаний о характере и содержании музыкальных произведений;

– формирование знаний о высоких, низких, долгих, коротких звуках;

– формирование знаний о композиторах;

– актуализация умений исполнения без сопровождения простых, хорошо знакомых песен.

2. Деятельностно - коммуникативная:

– развитие лёгкого, певучего звучания голосов учащихся;

– развитие музыкальной интонации, эмоционально откликающейся на содержание услышанного произведения;

– развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

– выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

– развитие музыкального вкуса учащихся;

– развитие умений владения приёмами выразительного чтения текста в ритме музыки;

– коррекция отклонения в интеллектуальном развитии;

– коррекция нарушения звукопроизносительной сферы;

– способствовать нормализации психических процессов, для преодоления невротических расстройств;

– содействие приобретению навыков искреннего и свободного общения с окружающими;

– развитие вокально-хоровых навыков при исполнении невыученных песен без сопровождения.

3. Ценностно – ориентационная:

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой;

  • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;

  • воспитание потребности в самостоятельном музыкой и музыкальном самообразовании;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке;

  • воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся;

  • формирование вкусов, представлений о прекрасном;

  • способствовать эмоциональному познанию объектов окружающей действительности;

  • способствовать эмоциональному познанию объектов окружающей действительности;

  • способствовать разностороннему развитию школьника, адаптации его в обществе.

Специальной задачей обучения пению является коррекция и развитие чувства ритма, преодоление невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Согласно учебному плану 2019 — 2020 учебного года для обучения предмету «Музыка» в 4 классе отводится следующее количество часов:

Период


Класс 4

Количество часов

Неделя

1

1 четверть

7

2 четверть

7

3 четверть

11

4 четверть

9

Год

34


Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.

Рабочая программа составлена на основании:

Программа:

Программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.


Содержательный минимум образования

В программу включены следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музы­кальной грамоты».

Пение

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом мате­риале.

Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.

Работа над кантиленой.

Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восхо­дящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.

Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).

Развитие умения определять сильную долю на слух.

Развитие умения отчетливого произнесения текста в бы­стром темпе исполняемого произведения.

Формирование элементарных представлений о вырази­тельном значении динамических оттенков {форте — громко, пиано— тихо).

Слушание музыки

Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные сред­ства, с помощью которых создаются образы.

Развитие умения различать марши (военный, спортив­ный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).

Формирование элементарных представлений о многофун­кциональности музыки (развлекательная, спортивная, му­зыка для отдыха, релаксации).

Формирование представлений о составе и звучании ор­кестра народных инструментов. Народные музыкальные ин­струменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гар­монь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.

Элементы музыкальная грамота

Закрепление навыков игры на уже знакомых шумовых музыкаль­ных инструментах.


Планируемые результаты изучения учебной деятельности
Состав базовых учебных действий обучающихся

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1.Личностные базовые учебные действия


- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

- способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

- самостоятельность в выполнении поручений;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

- стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

2.Регулятивные базовые учебные действия


- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем);

- организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

- оценивать действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

3.Познавательные базовые учебные действия


- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

- читать;

- писать;

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

4.Коммуникативные базовые учебные действия


- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:

– осознание себя как гражданина России;

– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

– способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно­-пространственной организации;

– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Музыка»

на конец обучения в 4 классе:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой;

- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);

- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

- выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

- правильное формирование при пении гласных звуков и отчётливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;

- правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;

- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

- различение песни, танца, марша;

- передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);

- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);

- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

- самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);

- представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и другие);

- представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

- пение хором с выполнением требований художественного исполнения;

- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

- исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;

- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;

- владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания


Характеристика дифференциации групп обучающихся

Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы:

1 группа учащиеся могут петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога). Выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков. Одновременно начинать и заканчивать песню. Различать песню, танец, марш;

2 группа – учащиеся не могут петь без музыкального сопровождения (даже с помощью педагога). Не могут выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни;

3 группа – учащиеся самостоятельно не работают, так как отличаются пассивностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам. Усвоение материала происходит с помощью памяток, инструкций, опорных схем;

4 группа – эту группу составляют учащиеся, которые не могут самостоятельно выполнять задания учителя и требуют максимальной помощи при выполнении учебных задач, так как основное содержание тех или иных понятий для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.

Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются и могут переходить в группу выше.



Программное и учебно-методическое обеспечение

Программа:

Программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.

Дополнительная литература:

  1. В мире музыкальных инструментов. Газарян М. А. – М.: Просвещение, 2002.

  2. Волшебные инструменты в открытках.

  3. Евтушенко И.В.Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования. – М. 2004.

  4. Распевание на уроках музыки в детском хоре. Миловский Б. А. Издательство. Москва, 2001.

  5. Музыкальный словарь в рассказах. Михеева Т. А. Москва. Советский композитор, 2000.

  6. Музыкальное искусство. Усачева С. Д. Школяр 1–4 классы. Москва. Издательский центр, 2001.

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. № 1599.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  4. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78 – ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

  5. Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 24 сентября 2015 года № 473-Д.

  6. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Приказ № 810 от 10.06.2019 г.

  7. Учебный план 2019 – 2020 учебного года.

  8. Годовой учебный календарный график 2019 – 2020 учебного года.

  9. Расписание уроков ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2019 – 2020 учебного года.

Оборудование:

Детские музыкальные инструменты; тексты песен, слайды, аудиозаписи. Коррекционные задания. Демонстрационный, дидактический материал, сюжетные картинки. Комплексы артикуляционной гимнастики. Комплексы попевок. Комплекс логопедической разминки. Портреты композиторов.

Технические средства обучения: ноутбук, телевизор; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).

Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!