ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа по предмету «Музыка» учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для формирования музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностно-ориентационную).
1. Предметно - информационная:
– формирование знаний о характере и содержании музыкальных произведений;
– формирование знаний о высоких, низких, долгих, коротких звуках;
– формирование знаний о композиторах;
– актуализация умений исполнения без сопровождения простых, хорошо знакомых песен.
2. Деятельностно - коммуникативная:
– развитие лёгкого, певучего звучания голосов учащихся;
– развитие музыкальной интонации, эмоционально откликающейся на содержание услышанного произведения;
– развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
– выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
– развитие музыкального вкуса учащихся;
– развитие умений владения приёмами выразительного чтения текста в ритме музыки;
– коррекция отклонения в интеллектуальном развитии;
– коррекция нарушения звукопроизносительной сферы;
– способствовать нормализации психических процессов, для преодоления невротических расстройств;
– содействие приобретению навыков искреннего и свободного общения с окружающими;
– развитие вокально-хоровых навыков при исполнении невыученных песен без сопровождения.
3. Ценностно – ориентационная:
расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой;
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
воспитание потребности в самостоятельном музыкой и музыкальном самообразовании;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке;
воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся;
формирование вкусов, представлений о прекрасном;
способствовать эмоциональному познанию объектов окружающей действительности;
способствовать эмоциональному познанию объектов окружающей действительности;
способствовать разностороннему развитию школьника, адаптации его в обществе.
Специальной задачей обучения пению является коррекция и развитие чувства ритма, преодоление невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Согласно учебному плану 2019 — 2020 учебного года для обучения предмету «Музыка» в 4 классе отводится следующее количество часов:
Период | Класс 4 |
Количество часов |
Неделя | 1 |
1 четверть | 7 |
2 четверть | 7 |
3 четверть | 11 |
4 четверть | 9 |
Год | 34 |
Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основании:
Программа:
Программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
Содержательный минимум образования
В программу включены следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты».
Пение
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.
Работа над кантиленой.
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.
Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
Развитие умения определять сильную долю на слух.
Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков {форте — громко, пиано— тихо).
Слушание музыки
Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.
Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).
Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).
Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.
Элементы музыкальная грамота
Закрепление навыков игры на уже знакомых шумовых музыкальных инструментах.
Планируемые результаты изучения учебной деятельности
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1.Личностные базовые учебные действия | - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; - способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; - самостоятельность в выполнении учебных заданий; - самостоятельность в выполнении поручений; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; - стремление к безопасному поведению в природе и обществе. |
2.Регулятивные базовые учебные действия | - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем); - организовывать рабочее место; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; - оценивать действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. |
3.Познавательные базовые учебные действия | - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо - родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; - читать; - писать; - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. |
4.Коммуникативные базовые учебные действия | - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. |
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:
– осознание себя как гражданина России;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
– способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Музыка»
на конец обучения в 4 классе:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
- определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой; - представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); - пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); - выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; - правильное формирование при пении гласных звуков и отчётливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; - правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; - различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; - различение песни, танца, марша; - передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); - определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); - владение элементарными представлениями о нотной грамоте. | - самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); - представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и другие); - представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); - пение хором с выполнением требований художественного исполнения; - ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; - исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; - различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; - владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания |
Характеристика дифференциации групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы:
1 группа – учащиеся могут петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога). Выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков. Одновременно начинать и заканчивать песню. Различать песню, танец, марш;
2 группа – учащиеся не могут петь без музыкального сопровождения (даже с помощью педагога). Не могут выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни;
3 группа – учащиеся самостоятельно не работают, так как отличаются пассивностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам. Усвоение материала происходит с помощью памяток, инструкций, опорных схем;
4 группа – эту группу составляют учащиеся, которые не могут самостоятельно выполнять задания учителя и требуют максимальной помощи при выполнении учебных задач, так как основное содержание тех или иных понятий для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.
Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются и могут переходить в группу выше.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программа:
Программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
Дополнительная литература:
В мире музыкальных инструментов. Газарян М. А. – М.: Просвещение, 2002.
Волшебные инструменты в открытках.
Евтушенко И.В.Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования. – М. 2004.
Распевание на уроках музыки в детском хоре. Миловский Б. А. Издательство. Москва, 2001.
Музыкальный словарь в рассказах. Михеева Т. А. Москва. Советский композитор, 2000.
Музыкальное искусство. Усачева С. Д. Школяр 1–4 классы. Москва. Издательский центр, 2001.
Нормативно-правовые документы:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ».
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. № 1599.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78 – ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 24 сентября 2015 года № 473-Д.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Приказ № 810 от 10.06.2019 г.
Учебный план 2019 – 2020 учебного года.
Годовой учебный календарный график 2019 – 2020 учебного года.
Расписание уроков ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2019 – 2020 учебного года.
Оборудование:
Детские музыкальные инструменты; тексты песен, слайды, аудиозаписи. Коррекционные задания. Демонстрационный, дидактический материал, сюжетные картинки. Комплексы артикуляционной гимнастики. Комплексы попевок. Комплекс логопедической разминки. Портреты композиторов.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.