УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружающему миру
№ урока | Наименование разделов и тем | Общее количество часов по разделу | Количество часов по теме | Требования к уровню подготовки учащихся | Форма проведения урока | Формы контроля | Дата проведения | Примечание | УУД (Универсальные учебные Действия) |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Этот удивительный мир | | 1 | понимать, что такое окружающий мир. понимать, что такое живая и неживая природа | Комбиниров. | текущий | | | | - организация рабочего места; - режим дня; - правильная осанка. |
2 | Давай познакомимся | | 1 | рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие; знать название своего города, страны, столицы. знать полное имя, домашний адрес; | | текущий | | | | - правила поведения на уроке; - правильно пользоваться учебными принадлежностями |
3 | Мы – школьники. | | 1 | знать расположение помещений в школе; ориентироваться в расположении помещений; уважать труд работников школы; оказывать посильную помощь взрослым. | Экскурсия по школе | текущий | | | | - умение слушать и слышать; - умение выражать свои мысли. |
4 | Правила поведения в школе | | 1 | знать и соблюдать правила поведения в школе | | тематический | | | | - правила поведения на уроке; перемене |
5 | Сентябрь – первый месяц осени. | | 1 | знать сезонные изменения в природе; | | текущий | | | | - умение слушать и слышать; - умение выражать свои мысли. |
6 | Что нам осень подарила. | | 1 | классифицировать по признаку «овощи-фрукты». | | текущий | | | | - классификация; - обобщение. |
7 | Грибная пора. | | 1 | классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы | | тематический | | | | - классификация; - обобщение. |
8 | Семья. О маме. | | 1 | Рассказывать о своей семье; Знать профессии мамы и папы; Описывать привычный быт и уклад своей семьи; рассказывать о своей маме; знать профессию мамы; оказывать маме посильную помощь; читать потешки о маме. | | текущий текущий | | | | - уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить…», «Я не согласен с вами…». - умение выражать свои мысли. |
9 | Любимые занятия. Воскресный день. | | 1 | различать основные нравственно-этические понятия (сочуствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание). | | текущий | | | | - умение выражать свои мысли. |
10 | Как из зерна получилась булка. | | 1 | работать со схемами; рассказывать о своей профессии. | | текущий | | | | - учиться работать в заданном темпе. |
11 | Человек и домашние животные. | | 1 | знать правила общения с животными; называть домашних животных | | тематический | | | | - умение выражать свои мысли. |
12 | «Октябрь уж наступил…» | | 1 | наблюдать за живой и не живой природой. | | текущий | | | | - осуществлять наблюдение |
13 | Явления природы. | | 1 | наблюдать за живой природой. | | тематический | | | | учебно-информационные: - осуществлять наблюдение. |
14 | Где ты живёшь? | | 1 | знать маршрут «Школа – Дом». | | текущий | | | | - режим дня; - правильная осанка |
15 | Правила поведения на дорогах. | | 1 | выполнять упражнения в рабочей тетради; знать, зачем нужны правила дорожного движения; знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности». | | тематический | | | | - запоминать. |
16 | Ты и вещи. | | 1 | рассказывать о профессиях: «Кем я хочу быть», «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»; выполнять самооценку работы. | | текущий | | | | учебно-коммуникативные: - осуществлять самоконтроль |
17 | Кто работает ночью. | | 1 | рассказывать о профессии не называя её. | | тематический | | | | учебно-коммуникативные: - умение выражать свои мысли. |
18 | Что такое здоровье | | 1 | составлять свой режим дня. | | текущий | | | | учебно-организационные: - организация рабочего места; - режим дня. |
19 | Правила гигиены. | | 1 | выполнять упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора; знать органы чувств, как их охранять. | | текущий | | | | учебно-организационные: - организация рабочего места. |
20 | О режиме дня. | | 1 | составлять свой режим дня. | | текущий | | | | учебно-коммуникативные: - умение выражать свои мысли |
21 | Урок в спортивном зале. | | 1 | | Урок-практик | тематический | | | | |
22 | Ноябрь – зиме родной брат. | | 1 | рассказывать как дикие животные готовятся к зиме. | | текущий | | | | -режим дня. |
23 | Звери – млекопитающие. | | 1 | знать отличительные признаки млекопитающих от других животных | | текущий | | | | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
24 | Что мы знаем о птицах. | | 1 | решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг» | | тематический | | | | - классификация -обобщение |
25 | Родной край. Дом, в котором ты живёшь. | | 1 | различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью иметь представление о разных видах жилья человека | Экскурсия в музей тик | текущий тематический | | | | - выполнять обобщения учебно-коммуникативные: - умение выражать свои мысли. |
26 | Зачем люди трудятся. | | 1 | рассказывать о профессии не называя её. | | текущий | | | | учебно-коммуникативные: - умение выражать свои мысли. |
27 | «В декабре, в декабре все деревья в серебре…» | | 1 | Определять и называть свойства воды, льда, снега. | | текущий | | | | -умение выражать свои мысли. |
28 | Какой бывает вода? | | 1 | умение работать коллективно | | тематический | | | | -умение выражать свои мысли. |
29 | О дружбе Идем в гости. | | 1 | Различать основные нравственно-этические понятия. различать основные нравственно-эстетические понятия. | | текущий текущий | | | | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. -оказывать помощь. |
30 | С наступающим Новым годом! | | 1 | | Экскурсия в музей | тематический | | | | -умение слушать и слышать; -умение выражать свои мысли. |
31 | Проверочный тест за I полугодие | | 1 | | Проверка знаний | итоговый | | | | - классификация; - обобщение. Регулятивные -целеполагание; -контроль: -коррекция: -оценка; |
32 | Январь – году начало, зиме середина | | 1 | Называть основные изменения в природе в январе. Сравнивать лиственные и хвойные деревья. | Экскурситя в парк | текущий | | | | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Исследовать( на основе наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Учебно-информационные: - осуществлять наблюдение |
33 | Хвойные деревья. | | 1 | Определять хвойные деревья. Работать с гербарием. Сравнивать ветки сосны и ели. | | текущий | | | | Практическая работа с гербарием. Учебно-логические: - выделять главное, существенное. |
34 | Жизнь птиц. | | 1 | | | тематический | | | | учебно-интеллектуальные: - классификация -обобщение |
35 | Наша страна - Россия | | 1 | знать какие народы живут в России. | | текущий | | | | - постановка вопроса к рассказу учителя. |
36 | Богата природа России. | | 1 | иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах, иметь представление о разнообразии растений | | текущий | | | | учебно-интеллектуальные: - классификация -обобщение |
37 | Мы – россияне. | | 1 | знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки | | текущий | | | | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
38 | Народная сказка. | | 1 | называть народные промыслы; узнавать предметы декоративного искусства разных народов России; пересказывать сказку; выразительно читать фольклорные произведения. | Урок-игра | тематический | | | | учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль |
39 | Февраль – месяц метелей и вьюг. | | 1 | зимующие птицы | | текущий | | | | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
40 | Звери – млекопитающие. | | 1 | | | текущий | | | | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
41 | Звери – млекопитающие | | 1 | | | | | |
42 | Наш уголок природы. | | 1 | различать представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обита-ния, способу движения); | | тематический | | | | учебно-организационные: - умения ужаживать за обитателями живого уголка |
43 | Мы – граждане России. | | 1 | | | текущий | | | | учебно-коммуникативные: - умения из упражнения № 46. |
44 | О правилах поведения. | | 1 | различать основные нравственно-этические понятия. | Урок-игра | текущий | | | | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. |
45 | 23 февраля – День защитника Отечества. | | 1 | иметь представление об одном из государственных праздников | | текущий | | | | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. |
46 | 8 – е марта – праздник всех женщин | | 1 | иметь представление об одном из государственных праздников | | тематический | | | | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. |
47 | Март – капельник | | 1 | | | текущий | | | | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
58 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | | 1 | знать правила закаливания уметь правильно закаливать организм | | текущий | | | | учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль |
49 | Здоровая пища. | | 1 | знать основные правила здорового образа жизни; понимать какие продукты приносят пользу; решать логические задачи;читать-драматизировать потешку. | Урок-игра | текущий | | | | - учиться слушать партнера по общению, не перебивать его; - говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить; - не использовать грубых, резких слов и выражений; - общаясь к собеседнику, смотрите ему в глаза; - для снятия конфликта, напряженности в разговоре используй улыбку, шутку. |
50 | Какое бывает настроение. | | 1 | | | тематический | | | | Познавательные 1.Общеучебные: -структурирование знаний; -контроль, оценка процесса и результатов деятельности. 2. Логические: -выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; -доказательство. -выдвижение гипотез и их обоснований. 3. Постановка и решение проблемы: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные -постановка вопросов; -планирование учебного сотрудничества; -управление поведением партнёра -умение полно и точно выражать свои мысли. |
51 | Апрель – водолей. | | 1 | | | текущий | | | | учебно-информационные: -умение намечать задвавать вопросы |
52 | Апрель – водолей | | 1 | | | | | |
53 | Весенние работы. | | 1 | составлять описательный рассказ по иллюстрации; иметь представление об основных видах весенних работ; | | текущий | | | | - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
54 | Кто работает на транспорте. | | 1 | Иметь представления о мире профессий | | тематический | | | | - классификация -обобщение |
55 | День космонавтики. | | 1 | составлять описательный рассказ по иллюстрации. Знать, кто первым полетел в космос; имена известных советских космонавтов. | | текущий | | | | - правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы»; - не говорить одновременно с несколькими собеседниками, следует высказываться по очереди. |
56 | Май весну завершает, лето начинает. | | 1 | различать времена года. приметы весны приметы лета, летние месяцы | | текущий | | | | - классификация; - обобщение. |
57 | Жизнь земноводных весной. | | 1 | знать, кто такие земноводные;иметь представление о фазах развития земноводного | | текущий | | | | - запоминать, выражать свое мнение |
58 | Животное – живое существо. | | 1 | знать признаки живых существ | | тематический | | | | - классификация; - обобщение. |
59 | Животное – живое существо | | 1 | | | | | | | Познавательные: 1.Логические: -выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; -доказательство. -выдвижение гипотез и их обоснований. |
60 | Ты – пешеход. | | 1 | знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности». | | текущий | | | | - запоминать. |
61 | Ты – пешеход | | 1 | | | | | | | Коммуникативные: -постановка вопросов; -планирование учебного сотрудничества; -управление поведением партнёра -умение полно и точно выражать свои мысли. |
62 | Итоговый тест | | 1 | | Проверка знаний | итоговый | | | | Регулятивные: -целеполагание; -контроль; -коррекция; -оценка; - классификация; - обобщение. |
63-66 | Резерв | | 3 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Пояснительная записка.
Программа составлена для обучающихся начальной школы средней общеобразовательной школы.
«Окружающий мир» - предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии.
Изучение курса «Окружающий мир» способствует формированию целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего Я), расширяют представления о психической природе человека(познавательных процессах, отличие от высших животных и др.)
В основе построения курса лежат следующие принципы:
принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений;
педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставления каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты;
культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудированного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию;
необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задач экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром;
принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность спешного обучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы;
краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей и т. п.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменить себя, понимает важность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Учебный предмет «Окружающий мир» входит в область естественно-научных знаний.
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
В базисном учебном плане предусмотрено изучение образовательной области «Окружающий мир» по 2 часа в неделю в каждом классе.
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир – источник чувств.
Программа составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой и стандартов начальной школы первого поколения.
Целью изучения «Окружающего мира» является формирование социального опыта школьников, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество».
Образовательная задача – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира.
Развивающая задача – обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета – формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая задача – решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств.
Сроки реализации программы – 2014-2015 учебный год. В неделю – 2 часа, в год –1 класс - 66 часов
Используемый учебно-методический комплект:
1 класс
Н.Ф. Виноградова, «Окружающий мир», Москва, «Вентана-Граф», 2013 год, рабочая тетрадь в 2-х частях, Н.Ф. Виноградова, «Окружающий мир», Москва, «Вентана-Граф», 2014 год, «Методика обучения», Н.Ф. Виноградова, Москва, «Вентана-Граф», 2014 год.
Формы уроков и контроля:
Наименование работы | Кол-во |
Контрольные работы | | | | |
Практические работы | 1 | | | 1 |
Лабораторные работы | | | | |
Экскурсии | 1 | 1 | | 1 |
Зачеты | | | | |
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твоё здоровье» (1 класс);
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс);
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Родная природа» (1 класс).
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1 класс)
Методы и формы обучения предмета:
-продуктивные (наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды)
- тематические экскурсии;
-рассматривание пейзажей;
- использование художественной литературы и научно-познавательной книги;
- практические методы изучения окружающего мира;
- дидактические игры;
- проблемные методы.
Изучение предмета «Окружающий мир» тесно связано с изучением предметов: литературного чтения, ОБЖ, ИЗО, технологии.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
называть:
своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
основные правила здорового образа жизни;
основных представителей растительного животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
основные условия благополучной жизни растений и животных;
профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
основные достопримечательности родного города и столицы России;
различать:
знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. п.);
времена года;
животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
выполнять режим своего дня;
определять время по часом с точностью до часа;
подготавливать своё учебное место к работе;
оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
Система оценки достижений учащихся.
Контроль и оценка знаний по «Окружающему миру» в первом классе имеют те же особенности, что и по другим предметам:
контрольные работы в первом полугодии не проводятся;
оценка самостоятельных работ проводится только словесно, отметки не ставятся;
учитель обязательно положительно оценивает любую удачу ученика, даже если она весьма незначительна;
Проводятся 2 самостоятельные работы (март, май) и она проверочная (май).
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия | Методика обучения. «Окружающий мир», 1-2 классы, Н.Ф. Виноградова, М. «Вентана-Граф», 2013 год Учебник «Окружающий мир» 1 класс в 2-х частях , Н.Ф.Виноградова, М.:Вентана-Граф, 2013год |
Оборудование и приборы | |
Дидактический материал | |
Другое | |
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы | 1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», М. «Вентана-Граф», 2013 год 2.Методика обучения «Окружающий мир», 1-2 классы, Н.Ф. Виноградова, М. «Вентана-Граф», 2013 год |
Литература, рекомендованная для учащихся | . |
Образовательные диски (электронные УМК) | |
Педагогические технологии:
Технологии развивающего обучения
Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:
проблемность обучения;
оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);
индивидуализация и дифференциация обучения;
специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;
специальная организация анемической деятельности.
Преобладание практических, образных или понятийных видов мыслительной деятельности определяется не только спецификой решаемой проблемы, но и индивидуальными особенностями самих детей. Вот почему одним из важных принципов развивающего обучения является оптимальное (отвечающее целям обучения и психическим особенностям ребенка) развитие разных видов мыслительной деятельности: абстрактно-теоретического, и наглядно-образного, и наглядно-действенного, практического мышления.
Овладение приемами учебной работы служит основой, на которой у детей формируются учебные умения и навыки. Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:
поиск новых приемов учебной работы;
управление своей учебной деятельности;
приемы обобщения.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе.
Распространенные объяснительно-репродуктивные технологии не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Это дает проблемное обучение. Оно предполагает наличие особого, внутренне - противоречивого, проблемного содержания; но чтобы обучение приобрело проблемный характер, этого недостаточно.
Проблемы с объективной необходимостью должны возникнуть в сознании учащихся через проблемную ситуацию.
Проблемная технология предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию. Следовательно, ученик должен уходить с урока с проблемой.
Если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на разрешение проблемы, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как была поставлена проблема.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе.
Наблюдается слишком большой разрыв между академической и практической деятельностью, имитирующей реальную действительность и тем самым помогающей вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе.
Диалогу, как известно, противостоит все еще имеющий широкое распространение учительский монолог. Ценность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что субъект - субъектные отношения реализуются на уроке в нравственно-этической сфере. Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе.
Личностно (индивидуально) - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
антропоцентричностью;
гуманистической сущностью;
психотерапевтической направленностью;
ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
гуманно-личностные технологии;
технологии сотрудничества;
технологии свободного воспитания;
Деятельностный метод
Включение учащихся в деятельность - основной вид освоения знаний в деятельностном подходе - не заложен в технологию объяснительно-иллюстративного метода, на котором строится сегодня обучение в "традиционной" школе. Основные этапы этого метода не обеспечивают системного прохождения необходимых этапов учебной деятельности, которыми являются:
постановка учебной задачи;
учебные действия;
действия самоконтроля и самооценки
Так, сообщение темы и цели урока не имеет ничего общего с постановкой проблемы. Объяснение нового материала не может заменить учебных действий детей, в результате которых они самостоятельно "открывают" новое знание: объяснение - это действия прежде всего учителя, а не учеников. Принципиальными являются также различия между контролем и самоконтролем знаний.
Этапы:
Постановка учебной задачи.
"Открытие" детьми нового знания.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Тренировочные упражнения.
Отсроченный контроль знаний.
Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к. технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствий с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.
Технология здоровьесберегающая обучения.
Формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья.