Пояснительная записка.
На основе принятой в Москве в 2001г. Национальной Стратегии и основных направлений Плана действий по сохранению биоразнообразия в России, 28.06.2001г. Волгоградская областная Дума приняла постановление (№12/219) «О стратегии и программе действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области», в котором сказано о необходимости максимально полного использования потенциала образовательных учреждений для научно-методического и информационного обеспечения системы экологического образования.
В тоже время с принятием нового образовательного стандарта возникла проблема, связанная с сокращением числа часов на изучение биологии в 6 классе. Из учебной программы убрано содержание о многообразии видов и природных сообществ, их значении и охране. Соответственно уменьшилось количество практических работ и экскурсий, которые бы могли обеспечить усиление прикладной направленности содержания биологического образования, нацеленного на формирование у учащихся ряда предметных и ключевых компетенций.
В связи с этим разработано содержание и тематическое планирование образовательного модуля «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. 6 класс», который должен обеспечить изучение краеведческого материала и выполнение лабораторных и практических работ по биологии краеведческой направленности. Программа рассчитана на 34 часа (1 учебный час в неделю).
Цели программы:
- изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов, растений, животных, грибов, лишайников в типичных природных сообществах Волгоградской области;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своему краю, своей стране; формирование основ экологической культуры.
Программа решает задачи:
1.Ознакомления учащихся с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, России, в Волгоградской области, ролью ученых-естествоиспытателей VIII-XXв. в. в исследовании и сохранении биоразнообразия региона;
2.Освоения учащимися знаний об основных жизненных формах растений, видах, экологических группах растений; о многообразии грибов, лишайников; о разнообразии животных Волгоградской области, а также о необходимых мерах их охраны; о мерах рационального использования хозяйственно-ценных видов в регионе;
3.Овладения учащимися умениями: работать с определительными карточками, с определителями растений; применять знания о видах растений, грибов, лишайников, животных и о природных сообществах Волгоградской области для обоснования мер их защиты.
4. Формирования и развития у учащихся ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного края.
Содержание программы распределено по темам. С учетом того, что основной курс биологии изучается по разным авторским программам, тема №5 представлена двумя учебными модулями. Модуль 5.1. «Проектная деятельность «Виртуальный гербарий» (4ч) рекомендуется для изучения в классах, где реализуются авторские программы И. Н.Пономаревой и В. В.Пасечника; модуль 5.2. «Животный мир Волгоградской области (4ч) – для классов, где основной курса биологии изучается по авторской программе Н. И.Сонина.
Содержание программы предусматривает не только изучение теоретического материала, учитывающего региональные особенности биологического и ландшафтного разнообразия Волгоградской области, но и проведение экскурсий по сбору материала на основе наблюдений; использование лабораторных и практических работ, описание результатов этих работ, что способствует приобщению учащихся к творческой учебно-исследовательской деятельности.
В процессе реализации программы целесообразно использование информационных технологий: использование поисковых систем Internet для сбора информации о редких растениях, грибах, лишайниках и животных Волгоградской области; создание презентаций. Преподавание должно способствовать обогащению опыта использования учащимися для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, наблюдение в природе.
Программа «Краеведение (биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, лабораторным и практическим работам, защиту проектов и презентаций.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Уровень воспроизведения и описания информации.
Описывать морфолого-анатомические особенности растений и животных Волгоградской области.
Называть основные систематические и экологические группы растений, животных, грибов, лишайников Волгоградской области.
Узнавать (в природе, в коллекциях, в гербариях, рисунках, таблицах) наиболее распространенные виды животных, растений, грибов, лишайников своего региона; съедобные и ядовитые грибы; культурные (овощные, плодовые, декоративные, лекарственные) растения Волгоградской области.