Положение
о деятельности сертифицированных учителей уровневых курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан
Введение
Цель: способствовать сертифицированным учителям в преобразовании школьной практики посредством коучинга и менторинга, в деятельностипрофессионального сообщества на основе идей и принципов Программы уровневых курсов и создание образовательной среды, способствующей формированию у учащихся навыков XXI века, навыков критического мышления, самомотивации, саморегулирования, умения учиться.
Ожидаемый результат: сотрудничество сертифицированных педагогических кадров с учителями не прошедшими обучение по уровневым курсам в целях реализации идей Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан и поддержания обновления содержания среднего образования, выполняющих лидирующие функции в качестве организаторов деятельности профессионального сообщества.
Основные документы и литература:
1.Приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан от 4 января 2013г. №1 «Об утверждении Инструкции по организации повышения квалификации педагогических кадров».
2.Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях(в том числе реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году».
3.Программа уровневых курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, АОО НИШ ЧУ ЦПМ, Астана, 2014г.
Третий (базовый) уровень
Деятельность учителей, прошедших третий (базовый) уровень, направлена:
- на совершенствование процессов планирования, системного оценивания и рефлексии, реализации серии последовательных уроков, интегрирующих тематику семи модулей Программы;
- эффективность использования семи модулей Программы, инновационных подходов в преподавании и обучении через посещение уроков;
- мониторинг качества знаний учащихся в процессе обучения у данного учителя.
Отчетная документация сертифицированного учителя третьего (базового) уровня:
1.План серии последовательных уроков (см. Приложение №1)
2.Рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков (см. Приложение №2)
3.Рефлексивный отчет за учебный год учителя третьего (базового) уровня (См. Приложение №3)
4. Отчеты должны содержать визуальные доказательства: фото, видео (по возможности)
Второй (основной) уровень
Деятельность учителей, прошедших второй (основной) уровень, направлена на:
-совершенствование практики работы коллег в школе посредством менторинга и коучинга, организацию профессионального сообщества учителей школы, проведение планирования и Исследования в действии в рамкахкласса.
отслеживание эффективности использования семи модулей Программы, инновационных подходов в преподавании и обучении через посещение уроков;
проведение мониторинга качества знаний учащихся в процессе обучения у данного учителя;
наблюдение за результативностью деятельности учителя в процессе осуществления им Исследования в действии;
выявление методической обеспеченности обучения коллег (планирование, составление расписания);
- анализ успешности обучения группы коллег (6-10 человек) по Программе второго (основного) уровня;
- наблюдение за работой учителя по оказаниюкоучинга и менторинга коллегам.
Отчетная документация сертифицированного учителя второго (основного) уровня:
1.План серии последовательных уроков (См. Приложение №1);
2.План серии коучинг-сессий в школе (См. Приложение №5а);
3.Отчет по реализации процесса менторинга учителей (См. Приложение №6)
4.Рефлексивный отчет за учебный год (вклад в развитие школы) (См. Прил. №7).
5. Список учителей, ведомость итогового контроля учителей, не прошедших уровневые курсы, заверенная руководством школы (директор или завуч по учебной работе) и учителем второго уровня (См. Приложение №4).
6. Отчеты должны содержать визуальные доказательства:фото, видео (по возможности).
Примечание: расчет нагрузки (в часах) учителя,в соответствии с 70% доплатой рассчитывается следующим образом: Учебная нагрузка в неделю х 70% .
Например, если нагрузка 18ч в неделю, то 7ч. (40%) в неделю учитель второго уровня обучает идеям Программы коллег (не менее 10 человек), не прошедших уровневые курсы.
5ч. (30%) в неделю учитель второго уровня проводит Исследование в действии в рамках своих уроков.
Мероприятия Плана работы учителя второго уровня по обучению коллег: мастер-класс, открытый урок, коучинг, менторинг, Лессон-стади, Исследование в действии (творческая группа), конференция и т.д., отражающие идеи Программы семи модулей. Например, см. таблицу «План – сетка недельной нагрузки сертифицированного учителя второго (основного) уровня (7ч. в неделю)». Данная таблица отражает примерное распределение недельной нагрузки по обучению своих коллег. Тематика мероприятия, форма проведения, дни варьируются в соответствии со школьным расписанием, но недельная нагрузка учителя второго уровня по обучению своих коллег (7ч.) остаётся неизменной.
Образец
План – сетка недельной нагрузки
сертифицированного учителя второго (основного) уровня (7ч. в неделю)
по обучению коллег, не прошедших уровневые курсы.
День недели | Кол-во часов | Мероприятия | Примечание |
Понедельник | 2ч. | Коучинг «Особенности организации групповой работы на уроке». | Кол-во участников семинара не менее 10 человек, не прошедших уровневые курсы. |
Вторник | 1ч. | Менторинг по теме коучинга (планирование урока) | 2 участника коучинга |
Среда | | | |
Четверг | 2ч | Менторинг по теме коучинга (планирование урока) | 2 участника коучинга |
Пятница | 1ч. 1ч. | Менторинг по теме коучинга (проведение и наблюдение урока). Анализ урока | 2 участника коучинга |
Суббота | | | |
Итого: | 7ч. | | |
Первый (продвинутый) уровень
Деятельность учителей, прошедших первый (продвинутый) уровень, направлена на:
- организациюпрофессионального сообщества учителей в школе и за ее пределами, в том числе руководство группой учителей школы, осуществляющих процесс коучингаименторинга;
- развитие у учителей понимания методов проведения исследований в сфере образования; планирование и проведениеИсследования в действии в масштабах школы;
отслеживание эффективности использования семи модулей Программы, инновационных подходов в преподавании и обучении через посещение уроков;
проведение мониторинга качества знаний учащихся в процессе обучения у данного учителя;
наблюдение за результативностью деятельности учителя в процессе осуществления им Исследования в действии;
выявление методической обеспеченности обучения коллег (планирование, составление расписания);
анализ успешности обучения группы коллег (6-10 человек), не прошедших уровневые курсы;
наблюдение за работой учителя по оказанию коучинга и менторинга коллегам;
наблюдениеза процессом организации и функционирования профессионального сообщества учителей в школе и за ее пределами;
анализ по пониманию учителями, прошедших уровневые курсы, методов проведения исследований в сфере образования и умению планировать и проводить исследования в действии в масштабах школы.
Отчетная документация сертифицированного учителя первого (продв.) уровня
План серии последовательных уроков (4 урока) (Приложение №1).
План серии коучинг- сессий в школе (Приложение №5б)
План серии коучинг- сессий в рамках нескольких школ района (области) (Приложение №8)
Отчет по реализации процесса менторинга учителей, осуществляющих коучинг (Приложение №9)
Рефлексивный отчет за учебный год (вклад в развитие школы и региона)с приложением годового Плана развития школы (Приложение №10).
Список, ведомость итогового контроля учителей, не прошедших уровневые курсы, заверенная руководством школы (директор или завуч по учебной работе) и учителем второго уровня (См. Приложение №4).
Отчеты должны содержать визуальные доказательства:фото, видео (по возможности).
Примечание: расчет нагрузки (в часах) сертифицированного учителя первого уровня,в соответствии со 100% доплатой рассчитывается следующим образом: Учебная нагрузка в неделюх100% .
Например, если нагрузка 18ч. в неделю, то 9ч. (50%)в неделю учитель первого уровня обучает идеям Программы коллег (не менее 10 человек), не прошедших уровневые курсы.
20% (4ч. в неделю) учитель проводит Исследование в действии как учитель, сертифицированный по первому уровню (мониторинг, планирование профессионального сообщества, наблюдение за учебным процессом, организация и функционирование профессионального сообщества и т.д.).
30% (6 ч. в неделю) учитель первого уровня проводит Исследование в действии в рамках своих уроков.
Мероприятия Плана работы учителя первого уровня по обучению коллег: мастер-класс, открытый урок, коучинг, менторинг, Лессон-стади, Исследование в действии (творческая группа), конференция, семинар и т.д., организация и функционирование профессионального сообщества, отражающие идеи Программы семи модулей.
Например, см. таблицу «План – сетка недельной нагрузки сертифицированного учителя первого (продвинутого) уровня (9ч. в неделю), по обучению коллег не прошедших уровневые курсы».
Образец
План – сетка недельной нагрузки
сертифицированного учителя первого (продвинутого) уровня (9ч. в неделю)
по обучению коллег, не прошедших уровневые курсы.
День недели | Кол-во часов | Мероприятия | Примечание |
Понедельник | 2ч. | Коучинг «Особенности организации групповой работы на уроке» (Модуль Новые подходы в преподавании и обучении). | Кол-во участников семинара не менее 10 человек, не прошедших уровневые курсы. |
Вторник | 3ч. | Наблюдение за внедрением в учебный процесс идей темы коучинга «Особенности организации групповой работы на уроке» (Модуль Новые подходы в преподавании и обучении). | |
Среда | 2ч | Семинар «Установление психологической атмосферы в классе» (Модулю Новые подходы в преподавании и обучении). | Кол-во участников семинара не менее 10 человек, не прошедших уровневые курсы |
Четверг | 1ч. | Наблюдение за внедрением в учебный процесс идей темы коучинга «Особенности организации групповой работы на уроке» (Модуль Новые подходы в преподавании и обучении). | |
Пятница | 2ч. | Наблюдение за внедрением в учебный процесс идей темы коучинга «Особенности организации групповой работы на уроке» (Модуль Новые подходы в преподавании и обучении). | |
Суббота | | | |
Итого: | 9ч. | | |
Приложение №1
Среднесрочное планирование по серии последовательных уроков
Класс:
Предмет:
Раздел (указать кол-во часов):
Цель раздела:
Ожидаемый результат раздела:
№ урока, тема | Цель (АВС) | Ожидаемый результат | Этап урока | Новые подходы (работа в паре, МГ, ГР, презентации, типы бесед, стратегии диалогового обучения, работа по вопросам, метапознавательные стратегии, установление коллаборативной среды обучения). | Критическое мышление (разноуровневые задания высокого порядка) | ОдО (самооценивание, взаимооценивание) | ИКТ (создание проекта, ролика, фрагмента) | ТиО (оценивание, консультирование, критерии оценивания) | Возрастные особенности (разноуровневые задания) | Управление и лидерство |
| | | Вызов | | | | | | | |
| Осмысление | | | | | |
| Рефлексия |
Приложение №2
Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков (2000слов)
Отчет содержит рефлексию и фактические доказательства эффективности процесса обучения учеников:
Как Вы применяли новые идеи при планировании и проведении данного урока?
Каким образом Вы создавали среду для развития и обучения своих учеников?
Как, каким образом Вы определили/оценили эффективность используемых на уроке форм, методов и приемов?
Чем Вы можете доказать эффективность процесса обучения учеников?
Приложение №3
Рефлективный отчет (объем не более 2000 слов)
Рефлексивный отчет отражает:
ход и методику внедрения изменений в собственную практику преподавания;
навыки и умение управлять изменениями;
способность связать анализ практических действий с теоретическими аспектами Программы;
данные, полученные в результате введенных изменений;
оценка факторов, влияющих на индивидуальное профессиональное развитие;
перспективы дальнейшего совершенствования практики преподавания и обучения.
Приложение №4
«Утверждаю»
Директор школы _____________
Список учителей
привлеченных сертифицированным учителем прошедего курсы________ уровня _____________________________________ (ФИО учителя) по внедрению преобразований в своем коллективе с целью оказания помощи коллегам после курсов по программе, нацеленной на развитие и рост учителей, основанной на современных научно-исследовательских результатах и передовых опытах, соответствующих целям и задачам плана стратегии развития образования
п\п | ФИО учителей | Предмет | В каких классах преподает | Стаж работы | Категория | Контактные телефоны |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
10 | | | | | | |
Ведомость итогового контроля
учителей, не прошедших уровневые курсы
п\п | ФИО учителей | Новые подходы | Обучение критическому мышлению | Оценивание для обучения и оценивание обучения | Использование ИКТ в преподавании и обучении | Обучение талантливых и одаренных учеников | Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников | Управление и лидерство в обучении (ССП, Лессон стади, Исследование в действии и т.д.) | Итого | Примечание |
1 | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | |
Приложение 5а
Тематическое планирование занятий сертифицированными учителями второго (основного) уровня
в рамках обучения учителей, не обученных по Программе курсов повышения квалификации
Время обучения: сентябрь - апрель
Всего часов: 160 ч.
Периодичность проведения занятий: 7часов в неделю
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения | Ответственные | Примечание |
Введение:обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и обучения - 7ч. |
-
| Совместная и групповая работа. Методика проведения работы в группах. | 4 | 1-неделя сентября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
-
| Управление процессом обучения в классе и происходящими в нем изменениями. Обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и обучения с точки зрения учителей и учащихся. | 3 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Культура школы и класса - 7ч. |
-
| Методика проведения наблюдения в классе. | 3 | 2-неделя сентября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
-
| Что необходимо знать учителям? Культура класса и среда обучения. | 4 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Представления учителей об идеальном учителе и индивидуальных различиях учениковм -7ч. |
-
| Исследование убеждений, сложившихся у учителей об идеальном учителе. | 2 | 3-неделя сентября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
-
| Что, по мнению учеников,характеризует компетентного учителя? Исследование убеждений, сложившихся у учителей об индивидуальных различиях учеников. | 3 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
-
| Ценности, представления, способы воздействия.Эмоционально психологический климат в классе. | 2 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Мотивирование учащихся -7 ч. |
-
| Выявление барьеров в процессе обучения. | 2 | 4-неделя сентября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
-
| Теория обучения, основанного на аффек тах. Мотивация учащихся. | 3 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
-
| Определение мнения учеников о процессе обучения (консультирование с учениками) | 2 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Социальное взаимодействие -7 ч.. |
-
| Социальное взаимодействие в обучении, расширение диапазона социального взаимодействия. | 3 | 1-неделя октября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
-
| Обеспечение интерактивного и инклюзивного характера урока. | 4 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Барьеры в обучении:преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников-7ч. |
-
| Выявление барьеров в обучении. Выбор и конкретизация педагогических подходов в целях преодоления барьеров в обучении, в том числе возрастных осо бенностей. | 3 | 2-неделя октября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
-
| Способности учеников и позитивное отношение к обучению. | 4 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты:обучение тому,как учиться -14ч.. |
-
| Сущностная характеристика обучения тому, как учиться. Действия учителя по развитию способностейучеников к обучению тому, как учиться. | 7 | 3-неделя октября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
-
| Концентрация внимания и педагогических усилий на личности каждого ученика;оказание помощи ученикам в обучении тому, как учиться. Концентрация внимания и усилий на методах и подходах в вопросе обуче- ния тому, как учиться. | 7 | 4-неделя октября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты: использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании и обучении - 7 ч. |
-
| Цели использования ИКТ в преподавании и обучении. Методика использования ИКТ в классе, в целях повышения качества обучения. | 7 | 1-неделя ноября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты:оценивание для обучения и оценивание обучения –по 7 часов в неделю. |
-
| Цель процесса оценивания. Сущность оценивания для обучения(ОдО). | 3 | 2,3-недели ноября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
-
| Методика использования ОдО в процессе планирования обучения. Методика использования ОО на уроке. | 4 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты:обучение талантливых и одаренных учеников –по 7часов в неделю . |
-
| Использование соответствующих подходов на уроках. | 4 | 3,4-недели ноября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
-
| Индивидуализация обучения с целью активизации талантливых и одаренных учеников. | 3 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты:беседа и диалогическое обучение - 7 ч в неделю.. |
-
| Сущностная характеристика диалогического обучения. | 3 | 1, 2 -недели декабря | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
-
| Методика использования беседы на уроках в целях обеспечения качества обучения. | 4 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты:критическое мышление -7 ч в неделю |
-
| Сущностная характеристика критического мышления. Использование критического мышления в преподавании. | 7 | 3-4 недели декабря | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Управление процессом обучения в классах -7 ч в неделю. |
-
| Планирование изменений в целях повышения качества обучения. | 4 | 1-неделя января | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
-
| Проведение наблюдений за происходящими изменениями процессе обучения в классе. | 3 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Lesson Study - 7 ч. |
-
| Применение Lesson Study с целью повышения качества процесса преподавания и обучения. | 7 | 2,3- недели января | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Исследование в действии - 7ч. |
-
| Исследование в действии как эффективный инструмент развития практики учителя | 7 | 3,4- недели января | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
Внедрение идей Программы в практику преподавания-14ч.в неделю |
-
| Перспективное среднесрочное планирование серии последовательных уроков. Проведение занятий в классах | 14 | 1,2-недели февраля | Обучившиеся учителя | |
Коучинг и менторинг -14 ч. |
-
| Коучинг | 7 | 3,4-недели февраля | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе второго (основного) уровня | |
-
| Менторинг | 7 |
Реализация полученных знаний в практику учителя -14 ч. |
-
| Планирование и проведение занятий | 20 | 1,2,3,4-недели марта | Обучившиеся учителя | |
Подготовка к оцениванию преподавания и обучения-14 ч. |
-
| Подготовка учителей к оцениванию (установлению результативности) процессов преподавания и обучения в период осуществления вмешательств/изменений | 14 | 4- неделя марта, 1,2-недели апреля | Обучившиеся учителя | |
Приложение №5б
Тематическое планирование занятий сертифицированными учителями первого (продвинутого) уровня
в рамках обучения учителей школы,
не обученных по Программе курсов повышения квалификации
Время обучения: сентябрь- апрель
Всего часов: 166 ч.
Периодичность проведения занятий: 9 часов в неделю
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения | Ответственные (Ф.И.О.) | Примечание |
Введение:обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и обучения - 9ч. |
-
| Совместная и групповая работа. Методика проведения работы в группах. | 4 | 1-неделя сентября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| Управление процессом обучения в классе и происходящими в нем изменениями.Обоснование необходимостивнесенияизменений в методику преподавания и обучения с точки зрения учителей и учащихся. | 5 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
Культура школы и класса - 9ч. |
-
| Методикапроведениянаблюдениявклассе. | 4 | 2-неделя сентября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| Что необходимознатьучителям?Культура классаисредаобучения. | 5 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
Представления учителей об идеальном учителе и индивидуальных различиях учениковм -9ч. |
-
| Исследование убеждений, сложившихся уучителейобидеальномучителе. | 3 | 3-неделя сентября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| Что, по мнению учеников,характеризует компетентного учителя? Исследование убеждений, сложившихся у учителей об индивидуальных различиях учеников. | 3 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| Ценности,представления, способы воздействия.Эмоционально-психологический климат в классе. | 3 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
Мотивирование учащихся -9 ч. |
-
| Выявление барьеров в процессе обучения. | 3 | 4-неделя сентября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| Теория обучения, основанного на аффек тах.Мотивацияучащихся. | 3 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| Определение мнения учеников о процессе обучения(консультирование с учениками) | 3 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
Социальное взаимодействие -9 ч.. |
-
| Социальное взаимодействие в обучении,расширение диапазонасоциального взаимодействия. | 5 | 1-неделя октября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| Обеспечениеинтерактивногоиинклюзивногохарактераурока. | 4 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
Барьеры в обучении:преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников-9ч. |
-
| Выявление барьеров в обучении. Выбор иконкретизацияпедагогическихподходоввцеляхпреодолениябарьероввобучении,втомчислевозрастныхосо бенностей. | 4 | 2-неделя октября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| Способностиучениковипозитивноеотношениекобучению. | 5 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты:обучение тому,как учиться -18ч.. |
-
| Сущностная характеристика обучения тому,какучиться.Действияучителяпоразвитиюспособностейучениковкобучению тому, какучиться. | 9 | 3-неделя октября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| Концентрациявниманияипедагогическихусилийналичностикаждогоученика;оказаниепомощи ученикам в обучениитому, как учиться. Концентрациявниманияиусилийнаметодахиподходахввопросеобуче- ния тому,какучиться. | 9 | 4-неделя октября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты:использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании и обучении - 9 ч. |
-
| ЦелииспользованияИКТ в преподаваниииобучении. МетодикаиспользованияИКТвклассе,вцеляхповышениякачестваобучения. | 9 | 1-неделя ноября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты:оценивание для обучения и оцениваниеобучения -9ч. |
-
| Цельпроцессаоценивания.Сущностьоцениваниядляобучения(ОдО). | 5 | 2,3-неделиноября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| МетодикаиспользованияОдО впроцессепланированияобучения. Методикаиспользования ООнауроке. | 4 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты:обучение талантливых и одаренных учеников -9ч. |
-
| Использованиесоответствующихподходовнауроках. | 5 | 3,4-неделиноября | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| Индивидуализация обучения сцельюактивизацииталантливыхиодаренныхучеников. | 4 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты:беседаидиалогическоеобучение - 9 ч.. |
-
| Сущностнаяхарактеристикадиалогическогообучения. | 5 | 1, 2 -неделидекабря | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| Методикаиспользованиябеседынаурокахвцеляхобеспечениякачестваобучения. | 4 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты:критическое мышление -9 ч |
-
| Сущностнаяхарактеристикакритическогомышления. Использованиекритическогомышлениявпреподавании. | 9 | 3-4 недели декабря | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
Управление процессом обучения в классах -9 ч. |
-
| Планированиеизмененийвцеляхповышениякачестваобучения. | 4 | 1-неделя января | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| Проведениенаблюденийзапроисходящими изменениями процессе обучениявклассе. | 5 | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
LessonStudy - 9 ч. |
-
| ПрименениеLessonStudyсцельюповышения качествапроцессапреподаванияиобучения. | 9 | 2,3- недели января | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
Исследование в действии - 9ч. |
-
| Исследование в действии как эффективный инструмент развития практики учителя | 9 | 3,4- недели января | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
Внедрение идей Программы в практику преподавания-18ч. |
-
| Перспективное среднесрочное планирование серии последовательныхуроков. Проведение занятий в классах | 18 | 1,2-недели февраля | Обучившиеся учителя | |
Коучинг и менторинг -18 ч. |
-
| Коучинг | 9 | 3,4-недели февраля | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| Менторинг | 9 |
Развитие лидерства учителя и сообщества-9ч. |
-
| Лидерство в классе и школе | 5 | 1- неделя марта | Сертифицированные учителя, обучившиеся по Программе первого (продвинутого) уровня | |
-
| Создание профессионального сообщества | 4 |
Реализация полученных знаний в практику учителя -20 ч. |
-
| Планирование и проведение занятий | 20 | 2,3,4-недели марта | Обучившиеся учителя | |
Подготовка к оцениванию преподавания и обучения-18ч. |
-
| Подготовкаучителейкоцениванию(установлению результативности) процессов преподавания иобучениявпериод осуществления вмешательств/изменений | 18 | 4- неделя марта, 1,2-недели апреля | Обучившиеся учителя | |
Примечание: в неделю одна коучинг-сессия продолжительностью от 1,5 до 2 ч. Тематика коучинг – сессии отражает идеи семи модулей Программы.
Приложение № 6а
План проведения менторинга на______________ уч.год.
№ | Тема | Сроки | Ответственные |
1 | «Организация групповой работы» по теме коучинга №1. Этапы: -Планирование урока -Проведение и наблюдение урока -Анализ урока. | 3 неделя, Сентябрь 2-3 день, 3 неделя, Сентябрь 4 день, 3 неделя, Сентябрь 4 день, 3 неделя, Сентябрь | Иванова И.И.(Л2) Сидорова С.С. (Л3) |
2 | «Организация групповой работы» (коучинг №2). Этапы: -Планирование урока -Проведение и наблюдение урока -Анализ урока. | 4 неделя, Сентябрь 2-3 день, 4 неделя, Сентябрь 4 день, 4 неделя, Сентябрь 4 день, 4 неделя, Сентябрь | Иванова И.И.(Л2) Сидорова С.С. (Л3) |
3 | «Установление психологического климата» (коучинг №3) Этапы: -Планирование урока -Проведение и наблюдение урока -Анализ урока. | 1 неделя, Октябрь 2-3 день, 1 неделя, Октябрь 4 день, 1 неделя, Октябрь 4 день, 1 неделя, Октябрь | Иванова И.И.(Л2) Сидорова С.С. (Л3) |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
8 | | | |
… | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Примечание: тематика менторинга соответствует тематике коучинг-сессий.
Приложение №6в
Отчет по реализации процесса менторинга
Критерии: Потребности коллеги в профессиональном развитии по отношению к идеям Программы;
Рекомендации, данные учителю в условиях менторинга, результаты наблюдения, обратная связь;
Оценивание успешности менторинга.
Обучение эффективному менторингу в результате работы с коллегами.
Приложения, которые необходимо предоставить к аналитическому отчету по процессу менторинга:
Наблюдения преподавания подопечного с акцентом на выявленные потребности в развитии.
Записи письменной обратной связи, предоставленной коллеге, в том числе с указанием целей развития.
Рефлективный отчет коллеги (подопечного) об обучении с учетом темы менторинга.
Объяснено ли в отчете, как были определены потребности в раз-витии по отношению к идеям Программы в самом начале процесса менторинга?
Объяснены ли любые вмешательства ментора в работу подопечного?
Объяснены ли любые сделанные ментором наблюдения над преподаванием подопечного?
Изменился ли фокус наблюдения с течением периода менторинга?
Анализируется ли обратная и прямая связь, предоставленная подопечному?
Представлено ли в отчете подтверждение того, что подопечный почерпнул из опыта менторинга?
• Дается ли объяснение того, каким образом практика подопечного поменялась в результате процесса менторинга?
• Объяснено ли, что понял ментор об эффективном менторинге из данного опыта?
• Представлены ли в отчете конструктивные выводы и предложения по изменению дальнейшей практики работы с подопечным?
Приложение №7
Рефлективный отчет (объем не более 2000 слов)
Рефлексивный отчет отражает:
ход и методику внедрения изменений в собственную практику преподавания;
навыки и умение управлять изменениями;
способность связать анализ практических действий с теоретическими аспектами Программы;
результаты, полученные в результате введенных изменений;
оценка факторов, влияющих на индивидуальное профессиональное развитие;
оценка вклада в развитие школы через процессы коучинга и менторинга;
перспективы дальнейшего совершенствования собственной практики преподавания и обучения, а так же коллег
Приложение №8
План серии коучинг- сессий в рамках нескольких школ района (области)
№ | Тема | Ответственные | Школы | Сроки |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | | | | |
9 | | | | |
10 | | | | |
11 | | | | |
12 | | | | |
13 | | | | |
14 | | | | |
15 | | | | |
Приложение №9
Отчет по реализации процесса менторинга учителей,
осуществляющих коучинг
Потребности коллеги в профессиональном развитии по отношению к идеям Программы;
Рекомендации, данные учителю в условиях менторинга, результаты наблюдения, обратная связь;
Оценивание успешности менторинга.
Обучение эффективному менторингу в результате работы с коллегами.
Приложения, которые необходимо предоставить к аналитическому отчету по процессу менторинга:
Наблюдения преподавания подопечного с акцентом на выявленные потребности в развитии.
Записи письменной обратной связи, предоставленной коллеге, в том числе с указанием целей развития.
Рефлективный отчет коллеги (подопечного) об обучении с учетом темы менторинга.
Объяснено ли в отчете, как были определены потребности в развитии по отношению к идеям Программы в самом начале процесса менторинга?
Объяснены ли любые вмешательства ментора в работу подопечного?
Объяснены ли любые сделанные ментором наблюдения над преподаванием подопечного?
Изменился ли фокус наблюдения с течением периода менторинга?
Анализируется ли обратная и прямая связь, предоставленная подопечному?
Представлено ли в отчете подтверждение того, что подопечный почерпнул из опыта менторинга?
Дается ли объяснение того, каким образом практика подопечного поменялась в результате процесса менторинга?
Объяснено ли, что понял ментор об эффективном менторинге из данного опыта?
Представлены ли в отчете конструктивные выводы и предложения по изменению дальнейшей практики работы с подопечным?
Приложение №10 А
Рефлексивный отчет
Отчет (2000 слов) отражает эффективность реализации Плана развития школы.
План развития школы утверждается Директором
Приложение 10 В
«Утверждаю»
Директор филиала ЦПМ
г.Семей
______________________
Сапарова Г.С.
«____» __________20____ г.
План работы
на ___________ учебный год
сертифицированного учителя 1 уровня
_______________________________________________
ФИО
________________________
Предмет
______________________________________________________________________________________
должность, школа, район
Цель:
Ожидаемые результаты:
Критерии успешности:
№ | Мероприятия\формы | Сроки | Ответственные | Ожидаемые результаты | Ресурсы | Примечание |
1 | Анализ мировых тенденций в сфере образования. | Август 2015 | ФИО (Л1, Лидер 1 уровня) | Выступление на педагогическом совете или МО | Педагогическая литература, интернет ресурсы и т.д. | Ксерокопия протокола педсовета (или МО) |
2 | Сбор и анализ данных. | Сентябрь 2015г | ФИО (Л1) | Определение фокуса развития школы, ожидаемых результатов и критериев успешности. | Анкеты, протоколы наблюдений, таблицы графики, диаграммы, аудио- и видео материалы, протоколы бесед и т.д. Рефлексивный отчет. | С результатом анализа данных ознакомить администрацию школы. |
3 | Разработка Плана коучинга. (Приложение 1а) | Сентябрь 2015 | ФИО (Л1, Лидер 2 уровня) | План коучинга, разработки коучинг-сессий, отчеты Л2, фото- и видео материалы, публикации и т.д. | Руководство для учителя, раздаточные материалы курсов, интернет ресурсы, педагогическая литература, дидактический материал и т.д. | Тематика коучинг-сессий зависит от фокуса развития |
4 | Разработка Плана менторинга (Приложение 2а) | Сентябрь 2015 | ФИО (Л2) | План менторинга, отчеты Л2 и Л3, публикации, фото- и видео материалы, планы уроков. | План коучинга, доп. лит-ра, интернет ресурсы, отчеты Л2 и Л3. | План менторинга зависит от тематики коучинг-сессий |
5 | Разработка графика проведения LessonStudy (Приложение 3а) | Сентябрь 2015 | ФИО (Л1) | График проведения ЛессонСтади, планы уроков, публикации, фото видео-материалы, отчеты | Руководство для учителя, интернет ресурсы, доп. литература (портал ЦПМ, метод. пособие Пит Дадли) | |
6 | План проведения «Исследования в действии» в рамках урока (Приложение 4а) | Сентябрь 2015 | Л1, ФИО (Л3, Лидер 3 уровня) | План проведения Исследования в действии, публикации, отчеты, фото и видео материалы. | Доп. литература, интернет ресурсы и т.д. | |
7 | План организации Сетевого сообщества (Приложение 5а) | Сентябрь 2015 | ФИО (Л1) | Сайт, форум | Возможности интернета | |
8 | График проведения мастер-классов, семинаров, конференций и т.д. (Приложение 6а) | Сентябрь 2015 | ФИО (Л1) | график, публикации, отчеты, фото- видео материалы и т.д. | Руководство для учителя, доп. литература, интернет ресурсы и т.д. | |
9 | Анализ проделанной работы и определение перспектив на новый учебный год | Май 2015 | ФИО (Л1) | Аналитический отчет, доклад на педсовете, публикации. | Анкеты, графики, публикации, отчеты, фото- и видео материалы и т.д. | Анализ всех материалов за год и ознакомить с администрацией школы. |
Приложение 1а
План проведения коучинг-сессий на 2015-2016 уч. год
(См. Приложение 5б)
Приложение 2а
План проведения менторинга на 2015-2016 уч.год.
№ | Тема | Сроки | Ответственные |
1 | Организация групповой работы (коучинг №1). -Планирование урока -Проведение и наблюдение урока -Анализ урока. | 3 неделя, Сентябрь 2-3 день, 3 неделя, Сентябрь 4 день, 3 неделя, Сентябрь 4 день, 3 неделя, Сентябрь | Иванова И.И.(Л2) Сидорова С.С. (Л3) |
2 | Организация групповой работы (коучинг №2) -Планирование урока -Проведение и наблюдение урока -Анализ урока. | 4 неделя, Сентябрь 2-3 день, 4 неделя, Сентябрь 4 день, 4 неделя, Сентябрь 4 день, 4 неделя, Сентябрь | Иванова И.И.(Л2) Сидорова С.С. (Л3) |
3 | Установление психологического климата (коучинг №3) -Планирование урока -Проведение и наблюдение урока -Анализ урока. | 1 неделя, Октябрь 2-3 день, 1 неделя, Октябрь 4 день, 1 неделя, Октябрь 4 день, 1 неделя, Октябрь | Иванова И.И.(Л2) Сидорова С.С. (Л3) |
4 | | | |
5 | | | |
Приложение 3а
График проведения LessonStudy на 2015-2016 уч. год
№ | Тема урока | Участники наблюдают\проводит | Класс | Предмет | Этапы, сроки | Результат |
1 | Глагол как часть речи | Иванова И.И., Петрова П.П, Васечкина В.В. \Сидорова С.С. | 3 А | Русский язык | Планирование урока - 15.09.15г., 18.09.15г., 21.09.15г. Проведение и наблюдение урока -22.09.15.г. Анализ урока и перепланирование – 22.09.15г. | Публикация. |
2 | Великая Отечественная война 1941-1945гг. | Николаева Н.Е, Светлова С.С., Темнова Т.Т./ Звездная З.З. | 7 Б | История | Планирование урока - 15.11.15г., 18.11.15г., 21.11.15г. Проведение и наблюдение урока -22.11.15.г. Анализ урока и перепланирование – 22.11.15г | Публикация |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
| | | | | | |
Приложение 4а
План проведения Исследования в действии в рамках урока на 2015-2016 уч. год
№ | Тема исследования | ФИО учителя или членов творческой группы | Класс | Предмет | Сроки | Результат |
1 | Групповая работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка | Сидорова С.С., Петрова А.И. | 3А 2Б | Русский язык, математика | Октябрь, 2015г. | Публикация. |
2 | Формирование интереса к уроку биологии через интерактивные методы обучения | Николаева Н.Е. | 7Б | Биология | Ноябрь, 2015г. | Публикация |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Приложение 5а
План организации Сетевого сообщества на 2015-2016 уч. год
№ | Мероприятия | Срок | Ответственные | Примечание |
1 | Разработка сайта | Сентябрь, 2015г. | Петрова П.П. (учитель информатики) | |
2 | Разработка Положения Сетевого сообщества | Сентябрь, 2015г. | Сидорова С.С. (Л1), фокус группа (учителя, имеющие сертификаты уровневых курсов) | Внутришкольный документ |
3 | Обучающие семинары членов Профессионального сообщества (Приложение №5 А, №5 В, №5 С). | Октябрь-ноябрь., 2015 | Петрова П.П., Сидорова С.С. (Л 1) | Приложить Планы семинаров (Приложение №5 А, №5 В, №5 С). |
4 | | | | |
5 | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение 6а
График проведения мастер-классов, семинаров, конференций на 2015-2016 уч. год
№ | Мероприятие/форма | Ответственные | Сроки |
| Семинары | | |
1 | Семинар «Активные формы обучения» (Приложение Плана семинара) | Петрова П.П. (Л3) | Октябрь, 2015г. |
| | | |
| | | |
| Мастер-классы | | |
1 | | | |
| | | |
| | | |
| Круглый стол | | |
1 | | | |
| | | |
| Конференция | | |
1 | | | |
Подпись тренера:_________Ф.И.О.:___________
Дата «_____» _____________________ г.