1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте (далее-Положение) разработано в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании» в редакции федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.);
- Инструктивным письмом Минобрнауки России от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта в школе.
1.3. Логопедический пункт является необходимым компонентом системы коррекции имеющихся нарушений развития.
1.4. Логопедический пункт в школе создан для учащихся начальной и основной школы.
2. Цели и задачи логопедического пункта
2.1. Основная цель логопедического пункта - оказание логопедической помощи учащимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.
2.2. Основные задачи логопедического пункта:
1)Диагностика состояния устной и письменной речи учащихся;
2)Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся:
-формирование полноценного речевого общения у детей;
-устранение или ослабление недостатков произносительной стороны речи;
-уточнение и расширение словарного запаса;
-совершенствование грамматического строя речи и устранение аграмматизмов;
-развитие связной речи;
-своевременное предупреждение и преодоление нарушений письменной речи, обусловленных недостатками устной речи.
3)Распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся.
4)Активизация познавательной деятельности учащихся.
5)Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися адаптированных образовательных программ.
3. Направления деятельности логопедического пункта
3.1. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
Аналитико-диагностическая работа.
Коррекционно-развивающая работа.
Профилактическая и просветительская работа.
Организационно-методическая работа.
3.2. Аналитико-диагностическая работа - комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии.
3.3. Профилактическая и просветительская-повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом.
3.4. Коррекционно-развивающая работа-направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, фонематическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
3.5. Организационно-методическая работа направлена на:
-повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
-обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся;
-повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
-совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
Организационно-методическая работа осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.
4. Организация логопедической работы
4.1. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной речи: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дислалию различной этиологии, нарушение произношения отдельных звуков, нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, несформированностью языковых средств на разных уровнях).
4.2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют серьезные речевые нарушения. У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП- дизартрия. В школе для детей с НОДА речевые нарушения носят сочетанный характер (нарушения речи и интеллекта, дизартрия и алалия, а также нарушения устной и письменной речи). Поэтому все логопедические занятия строятся с учетом не только речевых нарушений, но и интеллектуальных возможностей учеников. Логопедические занятия проводятся для всех учеников начальной школы и учеников основной школы, нуждающихся в логопедической помощи (в том числе учащихся по индивидуальной форме).
4.3. Наличие у обучающихся, зачисленных в Логопункт, имеющих диагнозы ОНР, а так же дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (далее-дизартрия, ринолалия), недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (далее-алалия) должно быть подтверждено выпиской из протокола обследования детей специалистами территориальной психолого- медико-педагогической комиссией или заключением врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом).
4.4. Учащиеся зачисляются на Логопункт после проведения первичного обследования устной речи в первом и подготовительном классе. На каждого ученика заводится речевая карта, в которой каждый год отмечаются результаты работы.
4.4. В связи с тяжестью речевых дефектов, всех учащихся школы (дизартрия, сочетание нарушения речи и интеллектуального недоразвития) срок обучения на логопедическом пункте составляет 4 - 5 лет. Срок обучения может быть увеличен по индивидуальным показаниям.
4.5. Предельная наполняемость Логопункта составляет не более 20 учеников и воспитанников в течение учебного года и устанавливается в зависимости от категорий детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.
Группы обучающихся | Предельная наполняемость обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности |
с общим недоразвитием речи (ОНР) | до 3 |
с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) | до 4 |
с фонетико - фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) | до 5 |
с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи | до 4 |
с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи |
до 5 |
заикающиеся | до 3 |
с недостатками произношения отдельных звуков | до 6 |
4.7. Оплата труда учителя-логопеда, работающего на Логопункте, производится из расчета 20 часов в неделю.
4.8. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики), (основание: письмо Министерства образования РФ от 14.12. 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия-20 минут.
4.9. В базисном учебном плане школы предусмотрены часы логопедической коррекции, которые логопед проводит в классе, сформированном не по речевым показаниям, а по возрасту и интеллектуальным возможностям. В связи с этим, логопед составляет планирование групповых занятий с учетом всех речевых особенностей учеников данного класса и реализует дифференцированный подход к подбору материала занятия.
4.10. Темы групповых и индивидуальных занятий и учет посещаемости отражается в Журнале учета посещаемости логопедических занятий, который находится на Логопункте.
4.13. В случае отсутствия учащегося в школе, учитель-логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником, соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях:
посещение логопедических занятий учителей-логопедов образовательного учреждения с целью выявления учащихся нуждающихся в продолжении обучения на Логопункте; изучения методов и приемов работы;
посещение уроков с целью выработки единой направленности в работе с учащимися, имеющими недостатки речи;
разработку рекомендаций для учителей, родителей, учащихся;
оформление промежуточной или итоговой документации;
подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий;
посещение школьной библиотеки, методического кабинета для профессионального самообразования;
консультирование по профессиональным вопросам у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, методиста, руководителя районного методического объединения.
5. Документация учителя-логопеда
Учитель-логопед ведет следующую документацию:
1)Журнал учета посещаемости логопедических занятий обучающихся.
2)Речевая карта на каждого ребенка.
3)Список учащихся, записанных на коррекционно-логопедические занятия.
4)Годовой план консультативно - методической работы.
5)Перспективные планы по группам.
6)Поурочные планы работы.
7)Рабочие тетради учащихся.
8)Журнал записи обучающихся школы, нуждающихся в логопедических занятиях.
9)В конце учебного года составляется отчет о результатах коррекционной работы.
10)График работы.
11)Расписание логопедических занятий.
6. Права и обязанности учителя-логопеда
6.1.Учителем-логопедом могут быть назначены лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по специальности «Логопедия».
6.2. Учитель-логопед
-несёт ответственность за своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, комплектование групп, качество коррекционной работы с детьми;
-составляет расписание групповых и индивидуальных занятий, которое утверждается директором образовательного учреждения, ведёт учёт посещаемости занятий детьми;
-проводит регулярные групповые и индивидуальные занятия по исправлению нарушений устной и письменной речи;
-оказывает консультационную помощь родителям (по запросу) в определении причин нарушений речи и даёт рекомендации по их преодолению;
-осуществляет взаимосвязь с учителями по вопросам освоения учащимися адаптированных общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
-принимает участие в работе педагогических советов, методических объединений;
-предоставляет руководителю образовательного учреждения ежегодный отчёт, отражающий данные о количестве учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменно речи, результатах коррекционной работы.
6