СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Понятие и сущность эмоционально-нравственной отзывчивости в психолого-педагогической литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Понятие и сущность эмоционально-нравственной отзывчивости в психолого-педагогической литературе"»

Понятие и сущность эмоционально-нравственной отзывчивости в психолого-педагогической литературе

Эмоции имеют довольно большое значение в жизни каждого ребенка, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства и их внешнее отображение - эмоции влияют непосредственно на все стороны жизни ребенка, тем самым придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Эмоциональность является одним из составляющих темперамента, которое характеризует содержание, качество и динамику эмоций и чувств человека [46]. Следуя тенденциям модернизации образования и воспитания, государство и общество принимает активное участие в становлении личности, открытой для понимания, сочувствия, переживания за тех, кто находится рядом с ним, а также обладающей такими качествами как высоконравственность, креативность, инициативность, способность к саморазвитию.

Если рассматривать содержание понятия «эмоциональная отзывчивость», то, прежде всего, необходимо рассмотреть его составные элементы, а именно термины «эмоции» и «отзывчивость».

Опираясь на определение У. Джейма, который фиксирует своё внимание на эмоциях (от лат. emovere - волновать, возбуждать) - как на особом виде психических состояний или процессов человека, проявляющимися в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни» [30, с. 152], приходим к факту, объясняющему, что эмоции являются одним из главных регуляторов психической жизни индивида и возникают в процессе практически любой его активности.

Эмоции возникают в ответ на явления в окружающей среде, отвечающие или не отвечающие потребностям человека. Отрицательные эмоции возникают в случае неудовлетворения той или иной потребности, положительные же проявляются при удовлетворении потребности.

С.Л. Рубинштейн [74, с.250] определял эмоции как «психическое отражение актуального состояния потребности, а также говорил о том, что эмоции легче выявить тогда, когда потребности не удовлетворены». Эмоция успеха (положительная) усиливает желание человека добиться поставленной цели, эмоция неуспеха (отрицательная) тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность.

А.Н. Леонтьев [55, с.118], опираясь на исследования С.Л. Рубинштейна [74], рассматривал эмоции как психическое отражение смыслов выполняемых действий и условий их выполнения. Эмоции в своем роде являются ключом к осознанию мотива, его поверхностное проявление.

Эмоция как внутренний организатор поведения человека рассматривается и в трудах Л.С. Выготского [24]. По мнению ученого, эмоции способны стимулировать или задерживать, возбуждать или напрягать те или иные реакции человека. Эмоция, отмечает он, - чрезвычайно ценное средство воспитания различных личностных качеств и форм поведения. Под воспитанием эмоций, в собственном смысле этого слова, Л.С. Выготский понимает овладение ими, т.е. «такое включение их в общую сеть поведения, когда бы они тесно связывались со всеми другими реакциями и не врывались в их течение нарушающим и расстраивающим образом» [22, с.329], что предполагает их целесообразную направленность.

Н.В. Бордовская [21] же определяла эмоции как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.

Таким образом, проанализировав данные определения термина «эмоции», можно заметить, что их определяют как психологическое или психическое состояние.

Эмоции, как утверждал Чарльз Дарвин, образовались в эволюционном процессе как средство, которое позволяет живым существам устанавливать значимость тех условий, которые необходимы для удовлетворения их актуальных потребностей. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект становится информированным о потребностной значимости происходящего [58]. Особенность эмоций состоит в том, что они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее, непосредственно отражая отношения между мотивом и реализацией отвечающей этому мотиву деятельности, так как эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов.

В процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились на биологическом уровне, как своеобразный способ поддержания процесса жизнедеятельности в его оптимальных границах, предупреждая о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов [43].

Чем более живое существо сложно организовано, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче тот спектр всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Качество и количество потребностей личности младшего школьника, в общем и целом, соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем закономерно: чем выше по своей нравственной и социальной значимости потребность, тем возвышеннее чувство, связанное с ней.

Но эмоции являются не только переживанием, но и субъективным носителем мотивации поведения, то есть эмоции являются важнейшим психологическим механизмом психической регуляции поведения [35]. По мнению В.К. Вилюнаса [70], проявление эмоций обозначает актуализацию у человека мотивационных отношений и побуждений, то есть проявлений пристрастного и направленного поведения.

Необходимость воспитания у детей эмоциональной отзывчивости становится одной из составляющих формирования личности на основе социального потенциала «общества знаний», связанного на современном этапе с динамикой научно-технического прогресса.

Эмоциональная отзывчивость включает в себя довольно сложный комплекс разнообразных человеческих эмоций, которые являются своеобразным откликом на происходящие события [50]. Редкость простоты и однозначности данных эмоций, которыми человек отвечает на воздействие окружающей среды, обусловлена и биологической природой человека, и сложной организацией перцептивных и когнитивных процессов, и неоднозначностью стимуляции, получаемой от окружающей среды.

С эмоциональной отзывчивостью тесно связаны мотивация, социальная коммуникация, познание и поведение человека [78]. В любом процессе принятия человеком решения проявляются его личные установки, связанные с эмоциональной отзывчивостью. Как отмечает Д.Н. Узнадзе, «прежде чем в нашем сознании под воздействием объективной ситуации сформируется... то или иное восприятие или мысль, возникает некое безликое целостное переживание, характеризующее скорее состояние субъекта, нежели объективную ситуацию, переживаемое в виде своеобразного эмоционального процесса» [82, с.97].

Посредством эмоциональной отзывчивости человек способен видеть все многообразие мира, на основе чего формируется полноценность восприятия им окружающей действительности [18]. Неумение человека видеть всё многообразие объективной действительности свидетельствует о том, что его сознание находится на начальном этапе развития, который характеризуется субъективностью и нерасчлененностью.

В психике ребёнка заложены возможности эмоциональной отзывчивости, включающие в себя единство процесса познания мира с эмоциональным развитием, способность ребёнка быть «в состоянии чуткой восприимчивости», «безграничной отзывчивости», жить «во взаимности и сопричастности всему сущему на свете».

Совокупность существующих в психологии представлений об эмоциях, эмоциональной отзывчивости возможно принять как систему идей, лежащих в основе толкования понятия «эмоциональная отзывчивость».

Отечественные и зарубежные психологи определяют эмоциональную отзывчивость младшего школьника как одно из важных качеств личности, характеризующее отношение ребёнка к окружающей действительности, являющееся важнейшей составной частью его основных жизненных устремлений, мировоззрения, характера, его «Я», определяющего нравственный облик человека [33].

Эмоциональная отзывчивость выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности. Эстетические чувства и эстетические эмоции составляют высший этап развития человеческих чувств, являются показателем уровня духовной жизни человека. И.В. Груздова отмечает, «эмоциональная отзывчивость, как личностное качество, предполагает единство переживания, познания и проявления положительного эмоционально-оценочного отношения..., опосредованного... опытом ребенка» [27].

Если говорить об эмоциональной отзывчивости современного ребенка, то к его личности предъявляются довольно высокие требования, такие как умение адаптироваться в коллективе, мобильность в изменяющихся условиях труда, способность принимать ответственные самостоятельные решения и т.д. Однако большое значение в этом процессе имеет опыт социальных отношений как важнейшее условие успешной социализации личности [34]. Важнейшей стороной названного опыта является эмоциональная, чувственная, душевная, способствующая достижению взаимопонимания и согласованности действий.

Таким образом, к эмоциональной отзывчивости добавляется такое свойство как нравственность. Развитие эмоционально­-нравственных качеств личности младшего школьника происходит посредством восприятия, индивидуально-ценностного осознания и соотношения с личным опытом содержания воздействий, поступающих от родителей, педагогов, сверстников, окружающих людей. В этом процессе центральное место отводится практической составляющей - упражнениям в нравственных поступках. При этом желание поступать этически сообразно должно исходить от самих воспитанников.

Таким образом, «эмоционально-нравственная отзывчивость» является обобщающим названием многообразных проявлений небезразличного отношения человека к переживаниям других людей, живых существ, наделенных человеческими чертами. Эмоционально - нравственная отзывчивость - это форма проявления гуманных чувств в ответ на эмоциональные состояния себе подобных или любого живого существа в ситуации непосредственного общения.

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости соотносится с гуманностью как социальным свойством природы личности, выражающимся в понимании другого человека, в способности откликаться на радость и горе окружающих, готовности прийти на помощь другим людям, выступают критерием «совершенного нравственного развития».

Многообразный опыт собственных, в том числе и горестных переживаний ребенка, как утверждал С.Л. Рубинштейн, весьма способствует развитию чувствительной способности к переживаниям другого. Проблема становления эмоциональной чувствительности детской души в процессе «приобщения личности к обществу» получила статус непреходящей образовательной актуальности уже в самых началах педагогической истории человечества и терминологически связывалась с развитием такого нравственно мировоззренческого чувства, как симпатия. В современной трактовке под симпатией понимается «влечение, внутреннее расположение человека к кому - чему-нибудь», «одобрительное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, стремлении помочь, оказать внимание» [74, с. 492].

Взаимодействуя с человеком или природным объектом, младший школьник, обладающий высоким уровнем сформированности эмоционально - нравственной отзывчивости, воспринимает его как эмоционально значимый для себя, а также проявляет стремлению к общению с людьми и природой, умеет получать удовольствие от созерцания красоты природы и тревожится по поводу ее разрушения, стремится к сохранению всего живого.

В тоже время довольно важным компонентом эмоционально - нравственной отзывчивости у младших школьников является формирование понимание поведения животных, видение в них такой же жизни, как и человека. Все педагогические усилия должны быть направлены на пробуждение у детей светлых, добрых чувств заботы о жизни, которые будут проявляться в доброжелательном и заботливом отношении ребенка ко всему живому и красивому. На этом же этапе у младшего школьника возникает потребность самому разобраться в причинах возникновения различных социальных или природных явлений; он начинает соотносить себя с животным миром, ощущать свою роль во взаимодействии с ним [16]. Эмоциональная отзывчивость ребенка проявляется в чувствовании неблагополучия какого-либо природного объекта и поиске способа устранения этого неблагополучия. Результат эмоционального общения с людьми и природой ребенок, обладающий высоким уровнем эмоциональной отзывчивости, отражает в продуктах творческой деятельности.

Содержание воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников, таким образом, содействует развитию всех сфер личности человека [4]:

  • познавательной (заключающейся в стремлении познавать себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, «детского», «эмоциональноподобного» способа смыслообразования);

  • эмоциональной (посредством творческих сил, субъектно­непрагматического отношения к миру);

  • практической (при использовании опыта непрагматического, «помогающего» поведения, добротворчества).

Таким образом, эмоциональный компонент является важной составляющей структуры всех личностных характеристик, входящих в «портрете выпускника начальной школы», что обуславливает реализацию содержания воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости, а также упрочивает интеграционные связи между направлениями воспитания, обозначенными в ФГОС начального общего образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!