СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятная информатика

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятная информатика»

Решаемые учебные задачи: 1) расширить и обобщить представления учащихся о системах объектов, о системном подходе; 2) сформировать у учащихся представление об информационных связях в системах; 3) сформировать у учащихся представление о системах управления


Рассмотрим различные задачи, которые встречаются в данном задании, и способы их решения. Начнем с самых простых задач, которые вряд ли будут на ЕГЭ, но решение которых позволит нам быстро и просто решать самые сложные, и придем сложным в этом задании.

 

Задача 1.  Как представлено число 7310 в двоичной системе счисления?

 

      a)  1001011        b) 111101         c) 101011        d) 1001001

 

Решение.   Для быстрого и точного решения задачи достаточно разложить исходное число на сумму степеней двойки, а затем записать «1» на место существующей степени и «0» - на место пропущенной степени двойки.

 

Тогда     7310 = 26 + 23 + 2 =  10010012

(шестая степень есть – 1, пятой нет – 0, четвертой нет – 0, третья есть – 1, второй нет – 0, первой нет – 0, нулевая есть – 1).

 

Возможные ловушки:

  • если исходное число четное, то нужно не забыть о нулевой степени числа.

  • вариант ответа b). Нужно помнить правильность перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную, что десятичная система не «дружит» ни с какой другой в окружении систем с основанием, меньшим 100 (а на другие задачи мы не решаем), и пользоваться таблицей «дружбы» для перевода в двоичную систему счисления нельзя.

 

Проверка решения:  По закономерности 4 из теоретической части:  NL-1 ≤  Ch L

                                Тогда      64  ≤  73  6 ≤  73  7

                                Длина результата равна 7, как и в полученном ответе.

Эта проверка действует на оба варианта из возможных совершенных ошибок.

На ЕГЭ более вариантов ответов не предусматривается.

Ответ: d (1001001)

 

Задача 2.  Сколько единиц в двоичной записи числа 187 ?

 

Решение.   Для быстрого и точного решения задачи достаточно разложить исходное число на сумму степеней двойки, а затем посчитать количество присутствующих степеней.

 

Тогда   187 = 128 + 32 + 16 + 8 + 2 + 1 , то есть будет всего шесть степеней двойки.

 

Заметим, что более никаких действий для получения ответа здесь выполнять не нужно!

 

Для проверки правильности решения достаточно сложить полученные числа и сравнить их с исходным числом.

Ответ: 6

 

Задача 3.  Сколько нулей в двоичной записи числа 204 ?

 

Решение.   Для быстрого и точного решения задачи достаточно разложить исходное число на сумму степеней двойки, а затем посчитать количество присутствующих степеней.

 

Тогда   205 = 128 + 64 + 8 + 4  , то есть будет всего 4 степени  двойки. А длина числа при переводе в двоичную систему счисления будет  равна 8 (27  ≤  205  8). Тогда количество нулей в числе будет равно разнице между ними:           8 - 4 = 4.

 

Заметим, что более никаких действий для получения ответа здесь выполнять не нужно!

Ответ: 4

 

Задача 4.  Как записывается число A9516 в восьмеричной системе счисления?

 

Решение.   Шестнадцатеричная и восьмеричная системы счисления являются «дружественными» («родственными») системами, поэтому для решения задания достаточно использовать таблицу «дружбы» и принцип перевода чисел с ее помощью (см. теорию по теме).

 

Тогда                    A9516 = 1010 1001 01012 = 101 010 010 1012 = 52258.

 

Ответ: 5225




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!