МКОУ «Берёзовская основная общеобразовательная школа »
Постановка учебной задачи
в рамках технологии
проблемного обучения
в начальной школе
Михайлова Т.М.,
учитель начальных классов
Систематизация приёмов:
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
6. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими, но доказать, что задание не выполнено.
Лить, мечтать, хотеть, колоть, рубить.
Определите число и лицо глаголов.
- платье, кофта, кепка, юбка
- брюки, рубашка, босоножки, шарф
- сарафан, майка, шорты, шапка
- Гном нашёл в лесу 6 шишек и несколько желудей. На сколько больше шишек, чем желудей нашел гном?
- Девочка решила 3 примера на сложение и 2 примера на вычитание.
- На дубу выросло 5 яблок и 4 груши. Сколько всего фруктов выросло на дубе?
- Девочка нашла в лесу 3 лисички и 4 рыжика. Сколько всего грибов нашла девочка?
Решите примеры с остатком.
7 : 3 10 : 4 11 : 4 27 : 7 25 : 10 5 : 6
«Ехали мы ночью на санях по густому берёзовому лесу. Иногда берёзы раступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над берёзами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать ещё. Раздвинешь 2-3 березки и найдёшь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на берёзы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».
Берёза, подберёзовик, кукушка, жук, сыроежка, белка, тюльпан, подосиновик, орешник, бактерии, человек.
Растения
Животные
Грибы
Бактерии
Здесь утверждается необходимость и возможность реализации идеи личностно-ориентированного образования младших школьников. Это означало, что авторы УМК ставили перед собой задачу заменить авторитарный, инструктивно-репродуктивный характер обучения демократическим, поисково-творческим и принимали на себя обязательство представить такой подход в средствах обучения. Они опирались на следующую характеристику личностно-ориентированного образования в начальной школе: это такой тип обучения, который обеспечивает реализацию права каждого школьника на индивидуальное развитие, не противоречащее его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). Исходя из этого , в целях, содержании и средствах обучения необходимо было предусмотреть:
– сохранность и поддержку индивидуальности ребенка;
– предоставление возможностей каждому ученику работать в присущем ему темпе;
– обязательную успешность деятельности; обучение в зоне "ближайшего развития" (в соответствии с теорией Л.С. Выготского);
– предоставление права каждому обучающемуся выбора деятельности, партнера, средств обучения;
– создание условий для реализации творческих возможностей ребенка.
Авторами УМК была выбрана теория обучения, которая в полной мере обеспечивала реализацию личностно-ориентированного обучения. Такой теорией стала теория деятельности и, в частности, учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Е. Журова, А.М. Пышкало и их ученики).